Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
материал

Нертик Оксана Владимировна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как

средство социальной адаптации

и реализации индивидуальных

возможностей детей

с ограниченными возможностями здоровья.

…Каждый ребенок может быть познан и воспитан

 как личность только с учетом его действительной жизни,

его радостей и огорчений, потребностей и стремлений,

способностей и надежд…

Ш.А. Амоношвили

Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооценки, путь дальнейшего развития.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья этот этап более сложен: их детство скованно узкими социальными рамками, изолировано от широкого общества, насыщенно постоянным психологическим дискомфортом от осознания того, что они не такие, как все.

Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья благополучно совершается в коллективной работе и общении с другими людьми. Для таких детей даже самые маленькие, незначительные успехи уже результат.

Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных методов для социальной адаптации детей, а также формирования у них коммуникативных способностей.

Театрализованные игры – одна из форм творческой деятельности детей. Для любого ребенка игра является важнейшим, наиболее органичным видом деятельности.

Играя, ребенок вступает в непосредственное взаимодействие с окружающим миром. Постепенно совершенствуя игровые навыки, ребенок приобретает все более четкие представления о мире вещей и мире человеческих отношений. В процессе овладения игровыми ролями ребенок учится принимать и исполнять социальные роли. Открытость ребёнка собственным переживаниям развивает и обогащает его эмоциональную сферу. Ребёнку становятся понятными чувства других людей, у него формируется способность к коммуникации с окружающими.

Театрализованные игры позволяют включать каждого ребенка в процесс игры с учетом его индивидуальных возможностей и являются одной из наиболее оптимальных форм коллективной игровой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе театрализованной игры решаются следующие задачи:

  • развитие собственной активности детей, интереса к окружающему миру;
  • развитие представлений об окружающем мире;
  • развитие эмоциональной сферы детей, способности к сопереживанию;
  • формирование и развитие коммуникативных навыков, умения подчиняться правилам игры;
  •  развитие психических функций детей;
  •  развитие двигательных навыков детей;
  • развитие речи детей.

Работа по театрально-игровой деятельности ведётся в тесном контакте воспитателя со всем педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре и родителями/законными представителями ребенка.

Для успешной работы необходимо создать предметно-пространственную среду. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

  • индивидуальные социально-психологические особенности детей с ОВЗ;
  • особенности их эмоционально-личностного развития;
  • интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • возрастные особенности.

В группах должен быть создан театральный уголок. В зоне театрализованной деятельности должны быть представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, атрибуты для ряжения. Но не стоит забывать, что необходимо учитывать возрастные особенности детей.

В группе для детей 3-4 лет в данной зоне может быть уголок ряжения и игрушки для театрализации знакомых сказок. В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям, а также зона должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Кроме этого должен быть оборудован «уголок уединения», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли.

В театральной зоне может находится:

  • ширма,
  • настольный театр би-ба-бо – куклы, которые одеваются на руку (важно, чтобы они были не промышленного производства, а рукотворного),
  • вязанные пальчиковые куклы – небольшие куклы, связанные из плотной нити, одевающиеся на палец или пальцы, отображающие разных персонажей и животных из любимых сказок. Благодаря своей фактуре они позволяют учить ребёнка дифференцировать свои ощущения.
  • мягкие подвижные «Куклы-рукавички». Кукла представляет собой мягкую «бабушкину» куклу. Такие куклы раньше изготавливались из разноцветной материи и назывались «тряпичными». Особенность «Куклы- рукавички» в том, что на спине куклы пришита рукавичка-держатель. Она необходима для того, чтобы ребёнок, не имеющий возможности фиксировать кисть руки, мог легко держать куклу. «Кукла-рукавичка» помогает детям приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку (покачать куклу); также ребята вместе с куклой учатся танцевать, выполнять различные физические упражнения, изучать пространственные направления. То, что просит педагог «выполняет» кукла, а не ребёнок. В процессе таких игр развиваются коммуникативные навыки и пространственные представления.
  • комбинированная кукла. Кукла состоит из нескольких частей: держатель с прорезью для палочки, на которой крепится голова; одежда куклы; голова куклы: лицо, изображающее известного персонажа из сказки и палочка-крепление. Комбинированная кукла универсальна. Она может быть использована как целиком, так и по частям. Благодаря комбинированной кукле ребёнок может показывать кукольные спектакли, используя в качестве сцены стол или ширму.
  • «Я – кукла» - особый вид кукол. Они имеют размер почти в рост ребёнка. Есть кукла-девочка и кукла-мальчик. Кукла сконструирована таким образом, что руки ребёнка становятся её руками (руки продеваются в руки-рукава), а ноги ребёнка становятся ногами куклы (ноги ребёнка одеваются в тапочки куклы). Дополнительное крепление – подвязка на талии ребёнка. При помощи «Я – куклы» ребёнок приобретает полную психологическую защиту и действует от имени куклы. Общение с такой куклой способствует самоидентификации ребёнка и расширяет возможности его взаимодействия с окружающим миром.
  • театр-топотушек,
  • театр на конусах с головками-насадками,
  • разные маски, декорации,
  • персонажи с разным настроением,
  • для изготовления персонажей и декораций разнообразный материал (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы),
  • готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы,
  • атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры,
  • уголок ряжения.

Кукол для театрализованной деятельности можно изготавливать своими руками и привлекать к этому детей. Изготовление кукол своими руками полезно для детей в плане развития мелкой моторики рук, развивает фантазию, образное мышление, формирует умение выражать характер, способность тонко чувствовать окружающих и происходящее вокруг, способность концентрировать внимание.

Детям можно предоставить возможность выбрать вид деятельности при изготовлении кукол и реквизита (рисование, раскрашивание, конструирование, набивание куклы синтепоном и т.д.), исходя из того, что является наиболее привлекательным для ребенка.

Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя:

  • игры-драматизации,
  • театральные этюды;
  • пальчиковый игротренинг,
  • упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры-превращения, образные упражнения;
  • упражнения на развитие детской пластики;
  • ритмические минутки;
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
  • разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок ;
  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей,
  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Исследователи предлагают классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).

1. Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

2. Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

3. Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

4. Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

5. Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству.

А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Таким образом, виды театрализованных игр многообразны. Они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в развитии связной речи детей дошкольников, а также сделать речь ребенка ярче, богаче и разнообразнее. Участвуя в театрализованных постановках, концертах и игровых программах, дети с ОВЗ быстрее адаптируются в окружающей среде. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности. 

Театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Верещагина Н.В., «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно – развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009.;
  2. Гончарова В.А., Колосова Т.А., Моторные сказки для самых маленьких: Учебно – методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2012.;
  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А., Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта – М.: «Просвещение», 2005.;
  4. Махнева М.Д., Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.;
  5. Театрализованные игры в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. – СПб.: КАРО, 2009.;
  6. Тухватуллина Зилия Гайнелгилемовна «Театр для детей с ОВЗ»
    [Электронный ресурс] // Мультиурок. – URL: https://multiurok.ru/files/tieatr-dlia-dietiei-s-ovz.html.
    ;
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"

«Театрализованная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников »....

Театрализованная деятельность как средство социально-личностного и художественно-эстетического воспитания детей.

Неотъемлемым элементом и важнейшим средством социально-личностного и  художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность.Театрализованная деяте...

Музыкальная театрализованная деятельность как средство социально - личностного развития дошкольника

Музыкальная театрализованная деятельность помогает разносторонне музыкальному развитию ребёнка, формирует личностные качества ребёнка,  психические процессы....

консультации для воспитателей «Театрализованная деятельность – как средство социально-коммуникативного, эмоционального итворческого развития дошкольников»

Цель: Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования различных видов театра в воспитании и развитии детей.Задачи:1. Выявить представления воспитателей о...

Статья "Театрализованная деятельность, как средство социально-коммуникативного воспитания дошкольников"

В статье говориться о влиянии театрализованной деятельности для речевого развития детей- дошкольников...

Актуальность использования метода проектной деятельности как средство активизации познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья

Главная задача работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья состоит в их  подготовке  к жизни, формированию  у них умения видеть и творчески решать возникающие проблемы; актив...