Статья "Театрализованная деятельность, как средство социально-коммуникативного воспитания дошкольников"
статья по развитию речи

В статье говориться о влиянии театрализованной деятельности для речевого развития детей- дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_irina_vladimirovna.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Театрализованная  деятельность,                             как средство социально-коммуникативного воспитания дошкольников».

Социально-коммуникативное воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса любого дошкольного образовательного учреждения. Формировать опыт социальных навыков поведения позволяет театрализованная деятельность, так как каждое литературное произведение для детей всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость, честность). Воспитательные возможности театра широки: дети знакомятся с окружающим миром во всём многообразии через образы, краски, звуки.

 Театрализованная деятельность направлена:

*на развитие у её участников ощущений, чувств, эмоций;

*на развитие мышления, воображения, памяти, внимания;                                                                                                        

 * на формирование волевых качеств;

 * на совершенствование многих навыков и умений (речевых, коммуникативных,      организаторских, двигательных);

 *на развитие фантазии.

Сейчас такое время, когда телевизионные передачи, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера в обществе насыщена раздражающими, тревожными явлениями. Всё это обрушивается на незащищённое эмоциональное поле ребёнка, нарушая развитие психических процессов, творческих способностей.

Кроме того, в современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям больше разнообразных знаний, научить их считать, а на способность чувствовать, сопереживать, творить обращается мало внимания.  Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, им легче решать задачи на развитие логики, но они значительно реже  восхищаются,  удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и безразличие, их интересы ограничены, а игры  однообразны .                                                                                                  

 В связи с этим, в нашем детском саду «Улыбка» введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности для старших дошкольников. Данные занятия проводятся в виде кружковой работы. В старшей группе, где я работаю, организован кружок «Чудо-остров». Наши дети с удовольствием и интересом, посещают его два раза в неделю, в вечернее время. Каждое занятие мы начинаем с песни на знакомый всем мотив:

«Есть в «Улыбке» «Чудо-остров»,

Ждут здесь и детей, и взрослых,

Тех, кто хочет с доброй сказкой подружиться,

Наш волшебный «Чудо-остров»,

На него попасть так просто,

Всем, кто хочет петь, играть и веселиться!»

 Свою работу мы стараемся строить по данным критериям:

-Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно, без «зажатости» при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации).

-Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

-Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

-Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Для выполнения данных критериев необходимо создание определённых условий. Прежде всего-это создание соответствующей предметно-развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причём предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при организации данной среды мы стараемся учитывать:

-индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка;

-особенности его эмоционально-личностного развития;
-интересы, склонности, предпочтения и потребности;

-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

-возрастные и гендерные особенности.

 Очень часто, на своих занятиях, мы используем театрализованные игры, которые, как известно, подразделяются на режиссёрские и игры-драматизации. В кружковой работе мы применяем художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору, укрепляет традиции народных праздников. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Благодаря сказкам, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, а также пытается выразить своё собственное отношение к добру и злу. Сказки раскрывают ребёнку мир взрослых, будят его фантазию, развивают способность распознавать эмоциональное состояние человека.  По мимике, жестам, интонации, ребёнок пытается ставить себя на место персонажа в различных ситуациях.

Арсенал игр, упражнений и техник, используемых в нашей кружковой работе достаточно разнообразен. Средства развития театрализованной деятельности, которые мы используем: игры-импровизации, этюды, игры на развитие двигательных способностей, инсценировки, игры-разминки, упражнения. В занятия мы включаем ритмопластику, методику релаксационного характера, а также, сочинение сказок, историй.   В наш «Чудо-остров» мы привлекаем и родителей. Они помогают в изготовлении костюмов и декораций, разучивают роли, вместе с детьми готовятся к спектаклям.

Некоторые мини-спектакли («Овощная сказка», «Смоляной бычок», «Заюшкина избушка») наши воспитанники уже представили младшим дошкольникам.

Что мы ждём в дальнейшем от своей работы? Используя театрализованное творчество, пытаемся воспитывать у детей отрицательное отношение к хитрости, жадности, жестокости, трусости. Я уверена, что театрализованные игры должны быть направлены не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Не следует бояться неудачи, это прекрасно закаляет характер, дети учатся переживать свой проигрыш, чаще уступают друг другу. Это очень пригодится им в жизни. Театрализованную деятельность можно рассматривать, как моделирование жизненного опыта ребят, как мощный психотренинг, развивающий эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.   Надеемся, что наши воспитанники смогут в дальнейшем, анализировать свои действия и поступки, выбирать стиль общения, устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, находить выход в любых ситуациях.

Список литературы:

1.Мигунова Е.В.  «Театральная педагогика в детском саду.»-М.: Сфера, 2009.

2. Т.А. Гайворонская «Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности.»-М.: Центр педагогического образования, 2007.

3. Рубенок Е. «Игры-драматизации в воспитании дошкольника» // «Дошкольное воспитание»- 1983. - №12.

4. ДороноваТ.Н. «Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет» .-Москва, «Обруч»,2014.

5. Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду».-М.: Сфера , 2001.

6 .Сорокина Н.Ф. «Театр-творчество и дети». М.: АРКТИ, 2002.

7. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И.  «Воспитание ребёнка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, активно-творческого.» -М.-2003.

8. Петрова Е.С., Петрова Т.И., Сергеева Е.А. «Театрализованные игры в детском саду.»-М.-2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Социально - коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры».

  Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 г.Сим Ашинского района Челябинской области.     Опыт рабо...

Мастер-класс "Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"

«Театрализованная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников »....

Маршрутный лист дежурного, как средство реализации социально-коммуникативного развития современного дошкольника.

Социально-коммуникативное развитие детей  относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка,...

программа самообразования "Театрализованные игры, как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников"

Программа написана с целью повышение уровня профессиональной компетентности в области формирования и совершенствования коммуникативных навыков и умений у детей  средствами театрализованной д...

Технология проектирования как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников.

Одним из перспективных методов, способствующих успешной реализации новых образовательных стандартов в области социально-коммуникативного развития, является технология проектов. Проектная деятельность ...

"Коллективные формы работы как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников"

Изобразительная деятельность, реализуемая в коллективных формах работы (в том числе и с использованием нетрадиционных техник), рассматривается мною как инструмент социально-коммуникативного развития д...

«ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» »

laquo;ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» »...