Доклад по теме: "Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений"
статья

Шибаева Наталья Сергеевна

Методическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_teme.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

         

Доклад по теме: «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений»

                                                                    Выполнила: Шибаева Н.С.

 «С чего начинается Родина» — всем нам хорошо известна советская песня Вениамина Баснера. А с чего начинается любовь к Родине? Патриотическое воспитание является одной из ведущих проблем на сегодняшний день.  В современной молодежи большое распространение получают цинизм, равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и Родине. Материальные блага стали ценится выше духовных.  Родиной человек называет то место, где он родился. У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире.  Наша Родина – это Россия. Россиян объединяет русский язык, история нашей страны, общие традиции и праздники. Приобщение ребенка к культурному наследию своего народа – одно из важнейших условий нравственного воспитания, т. к. раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Художественная литература и искусство фольклор. У каждого народа есть свои легенды, сказки и истории. Ознакомление с отеческим наследием воспитывает у детей уважение, гордость за Родину.

              Сильным средством воспитания у ребенка любви к Родине, так же как и воспитания гуманных чувств и сочувствие к старшим людям, является художественная литература.

        При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. Любовь к Родине как важная духовная ценность начинает формироваться в сознании ребенка именно в период дошкольного детства. Прежде всего воспитание любови к Родине у дошкольника начинается с любви к самым близким людям, c воспитания гуманных чувств. Доброе отношение литературных героев служит хорошим примером.  Такие произведения как Артюховой- Трудный вечер, Благининой-Посидим в тишине, Барто – Вовка добрая душа.

 Как говорилось выше невозможно привить любовь к Родине без знаний о традициях русской народной культуры. О том, как появилась русская земля, как жили предки и т.д.  Все это в доступной форме повествуется в таких произведениях «Моя первая книга о России» Симоновой, «Как жили люди на Руси» Князевой. А так же практически каждая русская народная сказка познакомит ребенка с жизнью людей в старину.  

         Не меньшая роль отводится былинам. Былина – повествовательное сказание о богатырях, народных героях. Само название «былина» показывает, что на самом деле происходило. Основная идея былин – идея защиты Святой Руси, земли отцов и дедов, богатырского подвига. 

         Особое место в нравственном воспитании детей к Родине отводится произведениям художественной литературы о Великой Отечественной войне.

        Старший дошкольник должен осознать: наша страна – самая мощная и мирная держава, его защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.

        Педагоги помогают открывать Родину маленькому гражданину, показывая ему связь его счастливого детства с героическим прошлым старшего поколения. Разговор на эту тему не сложен для старшего дошкольника – все дело в доходчивых словах и ярких фактах. Произведения художественной литературы на военную тематику («Сказка о громком барабане» С. Могилевской, «Сестра» Л. Кассиля, «Шел по улице солдат» С. Баруздина, «На заставе» А. Барто и др.) формируют представление о храбрости, самоотверженности воинов, воспитывают к ним уважение.

Важно подвести детей к пониманию: мы победили в тяжелой битве с фашизмом, потому что народ любит свою отчизну; Родина чтит героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. В их честь воздвигнуты памятники, их имена увековечены в названии городов, улиц.

        Необходимо знакомить детей с профессиями людей, которые трудятся на благо Родины, для нашего блага.

       В рассказах человек предан своему делу, обладает чувством долга, заботится об окружающих людях. Труд героя обязательно связан с трудом других людей.

        Уважение к хлебу – главному богатству страны, бережное отношение к нему издавна считалось одним из критериев нравственности человека. Поэтому где бы ни жил ребенок, он должен знать, как растят хлеб, сколько сил вкладывают люди в этот труд. Процесс выращивания хлеба, знакомство с профессией хлебороба, воспитывает уважения к его труду.

        Родная природа… Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю.

        Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина.

        Познать природу во всем ее многообразии детям помогает художественная литература. Рассказы, стихи, сказки о природе глубоко воздействуют на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе.  

               Литературное творчество В. Бианки – самоучитель любви к природе. Воспитанный с детства во внимательном отношении к природе, приученный наблюдать за жизнью животных, Бианки создал прекрасные сказки и рассказы о природе.

Этические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ и испытывать радость от прекрасных встреч с окружающим миром.

         И таких примеров можно привести немало, так как произведений о родной природе создано огромное количество.

         Все мы знаем, что дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь то, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. Воспитанный на любви к Родине, на русских народных сказках и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не родился.

Список рекомендуемой литературы

1. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М. Акинина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. - М.: Перспектива, 2012. - 248 c.
2. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. - М.: Сфера, 2011. - 128 c.
3. Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий / Н.В. Алешина. - М.: Перспектива, 2011. - 310 c.
4. Алла, Писарева Живем в "Ладу". Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие / Писарева Алла. - М.: Сфера, 2007. - 
841 c.
5. Антонова, Г. А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 336 c.
6. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 c.
7. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. - М.: Владос, 2010. - 
925 c.
8. Гражданско-правовое воспитание школьников. 8-11 классы. - М.: Глобус, 2010. - 256 c.
9. Гуськов, Ю.В. Военно-патриотическое воспитание как фактор оптимизации отношений государства и гражданского общества / Ю.В. Гуськов. - М.: МПСИ, 2008. - 311 c.
10. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. - М.: Просвещение, 2006. - 144 c.
11. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. - М.: Сфера, 2010. - 160 c.
12. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 c.
13. Зацепина, Мария Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников / Мария Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 
500 c.
14. Зимонина, В. Н. Воспитание ребенка-дошкольника. Развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым / В.Н. Зимонина. - М.: Владос, 2004. - 304 c.
15. Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка - дошкольника / В.Н. Зимонина. - М.: Книга по Требованию, 2003. - 304 c.
16. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л.Н. Волошина и др. - М.: Учитель, 2013. - 144 c.
17. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 112 c.
18. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л.В. Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005. - 248 c.
19. Коломийченко, Л. В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. - М.: Сфера, 2015. - 160 c.
20. Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки / Л.Д. Короткова. - М.: Перспектива, 2011. - 
465 c.
21. Куцакова, Л. В. Воспитание ребенка-дошкольника. Развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. В мире прекрасного / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. - М.: Владос, 2004. - 368 c.
22. Лободин, В. Т. В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников / В.Т. Лободин, А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 
765 c.
23. Лободин, Владимир В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников / Владимир Лободин , Александра Федоренко , Галина Александрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 
353 c.
24. Микрюков, В. Военно-патриотическое воспитание в школе / В. Микрюков. - М.: ВАКО, 2009. - 
944 c.
25. Новикова, В. П. Воспитание ребенка-дошкольника. Развитого, образованного, смекалистого, инициативного, неповторимого, коммуникативного, активного. В мире познания / В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. - М.: Владос, 2008. - 240 c.
26. Новикова, Ж. Л. Воспитание ребенка-дошкольника. Разумного, ответственного, самостоятельного, инициативного, наблюдательного, коммуникативного, активного. В мире природы / Ж.Л. Новикова, В.Н. Сахарова. - М.: Владос, 2005. - 208 c.
27. Новикова, Ж.Л. Воспитание ребенка дошкольника. В мире природы / Ж.Л. Новикова. - М.: Книга по Требованию, 2005. - 208 c.
28. Савченко, В. И. Авторизованная "Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников" / В.И. Савченко. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 320 c.
29. Творогов, О. В. Древнерусская литература и ее роль в патриотическом воспитании / О.В. Творогов. - М.: Знание, 1985. - 
261 c.
30. Тисленкова, И. А. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах. Российская государственность. Беседы, классные часы, вечера, праздники, игры / И.А. Тисленкова. - М.: Учитель, 2007. - 176 c.


Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на тему "Воспитание любви к родине средствами литературно - художественных произведений".

Проблема нравственно - патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особеннос...

доклад Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений

        Родиной человек называет то место, где он родился. У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире.  Наша Родина &nda...

Выступление на тему: «Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений»

Выступление на тему:«Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений»...

«Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений», доклад

Педагогический совет №3 «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»,  18.03.2020г....

Презентация "Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений"

Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений....

Доклад к педагогическому совету "Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений"

Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений....