Доклад к педагогическому совету "Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений"
статья

Ольбик Татьяна Сергеевна

Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_lyubvi_k_rodine_doklad.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание любви к Родине средствами

литературно-художественных произведений»

       Родиной человек называет то место, где он родился. У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире.  Наша Родина – это Россия. Россиян объединяет русский язык, история нашей страны, быт, общие традиции и праздники.

       Любовь к Родине как важная духовная ценность начинает формироваться в сознании ребенка именно в период дошкольного детства.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Как приобщить ребёнка к книге – сегодня особенно актуален этот вопрос. Проблема приобщения ребенка к книге в нашем обществе стоит очень остро. Как известно, наши современные дети все чаще проводят большую часть у телевизора и компьютера и всё реже с книгой. Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрессия, насилия, жестокость. Всё это способствуют разложению нравственных качеств у детей. А вот книга формируют у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение, которые в дальнейшем позволят им самостоятельно принимать правильные решения в будущем, в различной жизненной ситуации.

В связи с этим данная проблема становиться одной из актуальных в воспитании патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста.

Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакомая детям с самого раннего возраста, особенно в детском учреждении, становится неотъемлемой частью познавательного процесса.

         Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к Родине, природе – просто невозможно.

        Формы воспитания у детей патриотических чувств разнообразны - это и беседы о Родине, о делах народа, великих открытиях, и природе, о хороших людях, чтение рассказов и стихов на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, проведение целенаправленно выбранных игр. При этом учитываются возрастные особенности детей. Полезны  рассказы и беседы с детьми о российской армии, о защитниках, отечества, любви к родному краю.

      Сильным средством воспитания у ребенка любви к Родине, так же как и воспитания гуманных чувств, является художественная литература.

        При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. 

Прежде всего, любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке.

        У дошкольников особые эмоции вызывают произведения, в которых рассказывается о маме. Доброе отношение литературных героев может служить хорошим примером для ребят. У детей надо воспитывать уважение, сочувствие к старшим людям.         У дошкольников особые эмоции вызывают произведения, в которых рассказывается о маме. Доброе отношение литературных героев может служить хорошим примером для ребят. Например, Алеша, маленький герой рассказа Н. Артюховой «Трудный вечер» с трудом преодолевает сон, поднимается с кровати и закрывает настольную лампу, чтобы свет не мешал спать уставшей маме. Он накрывает маму шалью, чтобы она не замерзла. Необходимо обратить внимание детей в этом рассказе не только на трудолюбие Алеши, но и особенно на его заботливость. На эту же тему и стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине»:

Мама спит, она устала…

Ну, и я играть не стала!

В беседе надо обязательно подчеркнуть, что девочка отказывается от своего желания побегать, поиграть потому, что знает – мама устала, ее нельзя будить.

        У детей надо воспитывать уважение, сочувствие к старшим людям, например бабушке. Прекрасной иллюстрацией в данном случае может служить стихотворение А. Барто «Вовка – добрая душа»

Невозможно привить любовь к Родине без знаний о традициях русской народной культуры. О том, как появилась русская земля, как жили предки русского народа, какие они строили дома, какую носили одежду.

        Практически каждая русская народная сказка отражает жизнь людей в старину, предметы быта.

    В русских народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд, русский ум - все, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой. Идейная направленность русских сказок проявляется в отражении борьбы народа за прекрасное будущее. Русские народные сказки, полны чудесного вымысла, противостояния добра и зла, они не только радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Это самый яркий и любимый жанр для детей. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки - уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

- дружба помогает победить зло («Зимовье»);

- добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

- зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

 В сказке «Царевна - лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не обидел на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие он получил от каждого из них большую награду-помощь.

        Сказка «Теремок» учит умению жить мирно под одной крышей. Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство.

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью.

     Не меньшая роль отводится былинам. Былина – повествовательное сказание о богатырях, народных героях. Само название «былина» показывает, что на самом деле происходило. Основная идея былин – идея защиты Святой Руси, земли отцов и дедов, богатырского подвига. 

Русские народные сказки, в которых рассказывается о героях-богатырях:

– «Соловей-разбойник»;

– Финист-Ясный Сокол»;

--«Никита Кожемяка»;

– «Змей Горыныч»;

      Огромную роль в ознакомлении детей с природой родного края играет художественная литература.  Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края одно из средств воспитания патриота нашей страны. Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накоплений знаний и представлений об окружающем мире. В сказках, стихах, рассказах И. Бунина, С. Есенина, М. Пришвина, В. Бианки и других поэтов и писателей раскрывается красота родной природы, выражается лирическое чувство. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к родине, природе просто невозможно.

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина.

Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе.  

               Литературное творчество В. Бианки – самоучитель любви к природе. Воспитанный с детства во внимательном отношении к природе, приученный наблюдать за жизнью животных, Бианки создал прекрасные сказки и рассказы о природе.

Этические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ и испытывать радость от прекрасных встреч с окружающим миром.

         И таких примеров можно привести немало, так как произведений о родной природе создано огромное количество.

        Большое внимание уделяется теме воины. Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне – являются одной из важной составляющей патриотического воспитания. Это стихи А. Твардовского, С.Михалкова, рассказы А. Гайдара, А. Митяева о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками.

Старший дошкольник должен осознать: наша страна – самая мощная и мирная держава, его защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.

Произведения художественной литературы на военную тематику («Сказка о громком барабане» С. Могилевской, «Сестра» Л. Кассиля, «Шел по улице солдат» С. Баруздина, «На заставе» А. Барто и др.) формируют представление о храбрости, самоотверженности воинов, воспитывают к ним уважение.

Важно подвести детей к пониманию: мы победили в тяжелой битве с фашизмом, потому что народ любит свою отчизну; Родина чтит героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. В их честь воздвигнуты памятники, их имена увековечены в названии городов, улиц.

  Необходимо знакомить детей с профессиями людей, которые трудятся на благо Родины, для нашего блага.

       В рассказах человек предан своему делу, обладает чувством долга, заботится об окружающих людях. Труд героя обязательно связан с трудом других людей.

        Уважение к хлебу – главному богатству страны, бережное отношение к нему издавна считалось одним из критериев нравственности человека. Поэтому где бы ни жил ребенок, он должен знать, как растят хлеб, сколько сил вкладывают люди в этот труд. Процесс выращивания хлеба, знакомство с профессией хлебороба, воспитывает уважения к его труду.

      Рассказы о столице России и о родном городе – отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников, ребята знакомятся с достопримечательностями, достоинствами и особенностями родного края, города. У них развивается чувство гордости за свой край, своё отечество, Родину. М.М. Пришвин «Моя Родина», К.Д. Ушинский «Наше Отечество», С. Баруздин «За Родину!»; стихотворения Е.Благинина «Шинель», (Посещение нашего краеведческого музея знакомства с бытом нашего народа.)

       Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь то, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. Воспитанный на любви к Родине, на русских народных сказках и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не родился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на тему "Воспитание любви к родине средствами литературно - художественных произведений".

Проблема нравственно - патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особеннос...

доклад Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений

        Родиной человек называет то место, где он родился. У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире.  Наша Родина &nda...

Выступление на тему: «Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений»

Выступление на тему:«Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений»...

«Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений», доклад

Педагогический совет №3 «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»,  18.03.2020г....

Презентация "Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений"

Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений....