Материал по правовому воспитанию детей
методическая разработка

Масеева Дина Есениясовна

В современном мире  одна из важнейших проблем - это правовое воспитание детей. Задача  воспитателей и родителей -  грамотно , доступно и своевременно донести и применить знания , умения, и навыки на практике при работе с детьми дошкольного возраста. Материал по правам ребенка для широкого ознакомления  представлен на моей странице.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Права дошкольников»

Картинки по запросу права детей

Специфика и основная направленность социальной политики в области детства в современных условиях заключается в смягчении для детей негативных последствий, происходящих в обществе, процессов и создание условий для видоизменения действующих и возникновения новых институтов, призванных удовлетворять потребности, реализовать интересы детей.

Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, дети и подростки должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

В настоящее время одной из проблем, стоящей перед системой дошкольного образования, является использование правовых и педагогических возможностей детского сада по ознакомлению детей с их правами и обязанностями.

Многие современные педагоги, психологи отмечают, что нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о правах и обязанностях именно в дошкольном возрасте и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.

Что же такое право? Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Уже в XIX веке на страницах газет и журналов педагоги, врачи, ученые, литераторы, общественные деятели заговорили о единстве и равноправии, о достоинстве человека и необходимости защиты прав взрослых и детей.

Наиболее же значимым событием было принятие в 1923 г. Советом неправительственной организации Международный союз спасения детей Декларации "О правах ребенка" (Женевская декларация, где впервые была сформулирована и запечатлена мысль о необходимости особой защиты детей "ввиду их физической и умственной незрелости", что в дальнейшем повторялось во всех последующих документах.

Созданной Организацией Объединенных Наций (ООН) в 1945 году была разработана и принята "Всеобщая декларация прав человека", в которой провозглашены и сформулированы все основополагающие для человеческой семьи права и свободы, взаимоотношения личности и государства.

Необходимость разработки мер по охране прав детей, в силу их физической и умственной незрелости, потребовала выделения особого направления. Так, был создан Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся:

1. Декларация прав ребенка (1959);

2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Декларация 1959 г. послужила основой для подготовки Конвенции "О правах ребенка", которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20ноября 1989 г.

В данном документе впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

Значение этого международного документа состоит также в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребенка, уполномоченный раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Особо следует отметить выдвигаемые конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в ст. 29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено:

а) на развитие личности, таланта, умственных и физических способностей в их самом полном объеме;

б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

в) на воспитание уважения к родителям, к самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;

г) на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин;

д) на воспитание уважения к окружающей природе.

В детском саду ознакомление с правами носит предупредительный характер и готовит ребенка к усвоению демократических ценностей и прав человека в дальнейшем.

Детям-дошкольникам доступны лишь самые общие представления о своих правах и свободах, закрепленных в международных и государственных документах, а также способы их реализации в различных жизненных ситуациях.

Это ставит перед педагогами дошкольных учреждений такие задачи:

- помочь ребенку понять и осмыслить свои элементарные права;

- формировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам и правам других людей;

- развивать стремление ребенка реализовывать свои права, не нарушая прав окружающих его людей.

Решению этих задач способствует правовое воспитание и обучение правам человека.

Прежде чем познакомить ребенка с правами, его надо подвести к осознанию себя как личности, полноценного члена общества, пониманию своей индивидуальности и человеческого достоинства.

Правовое воспитание дошкольника начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Только уважающий самого себя и свои права человек способен по-настоящему уважать других людей и их права. Поэтому в дошкольном учреждении и семье необходимо создать атмосферу признания индивидуальности ребенка, уважения его личности, а самому ребенку предоставить возможность реализовывать свои человеческие права. Он должен владеть свободой выбора, проявлять активность, инициативность, самостоятельность, иметь возможность высказывать собственное мнение, проявлять уважительное отношение к мнению других, уметь оказывать помощь и принимать ее. Без этого не могут развиваться такие необходимые каждому человеку гражданские качества, как активность, самостоятельность, решительность, ответственность.

Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами.

Детям доступны такие четыре группы прав:

1. Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.

2. Права на развитие, образование, отдых и досуг.

3. Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права

детей-инвалидов и сирот.

4. Права на свободу слова, мысли и деятельности.

Знакомство детей с их правами целесообразно осуществлять в двух направлениях: "Я мои права", "Я и права других людей". Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека".

Правовое воспитание и образование ребенка гармонично сочетается с его гражданским, нравственным, трудовым воспитанием, а также тесно взаимосвязано с реализуемыми в ДОУ программами.

Элементарные правовые знания необходимо включать в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности.

Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. Изучение первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возможно путем проведения устного опроса, беседы, тестирования, наблюдения за ребенком.

С целью выявления уровня правовой культуры дошкольников можно провести диагностику детей старшего дошкольного возраста. Использовать при этом следующие методики:

1. Опрос детей на тему "Права ребенка"

2. Беседу "Как поступить?"

Далее целесообразно привести вопросы, составляющие основу опросника:

1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?

2. Как ты думаешь, что такое право?

3. Какие права есть у тебя и других детей?

4. Какие права ты считаешь самыми важными?

5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?

6. Кто защищает права детей?

7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?

Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.

Беседа "Как поступить?" является адаптированным Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной вариантом и представляет собой комплекс вопросов:

1. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

2. Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?

3. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

4. Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?

5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6. Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему?

Особое значение в жизни ребенка играет семья. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Поэтому, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Значимость воспитательной деятельности семьи, педагогической культуры и воспитанности самих родителей в современных условиях значительно возрастает, так как обновляются задачи, содержание, средства и формы воспитания детей в семье, в современной деятельности семьи, детского сада, учреждений и служб. Поэтому задача педагогического коллектива состоит в том, чтоб совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями.

Таким образом, идеи педагогической культуры, задачи воспитания и обучения родителей, их роль в решении семейных и социальных проблем общества, которые связаны с воспитанием детей, помогут преодолеть неуверенность в своих силах; улучшить воспитание детей посредством гуманизации их жизнедеятельности; снизить и упредить отрицательные явления.

Работу по изучению прав детей необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, постепенно усложняя и добавляя новые знания. При ознакомлении следует опираться на следующие принципы отбора:

- права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни;

- права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми;

- права, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обобщений.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Права ребенка в семье

Картинки по запросу права детей

 

Какие права в семье есть у ребенка?

Каждый родившийся ребенок имеет следующие права:

  • жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;
  • на общение с родителями и другими родственниками, когда ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;
  • на воссоединение с семьей (в случае необходимости ребенок имеет право получить разрешение на въезд в страну и выезд из нее);
  • на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; при этом средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;
  • на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства (в том случае, если ребенок остается без попечения родителей);
  • на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

Имею ли я право на совместное проживание с родителями?

     Да. Совместное проживание со своими родителями является правом ребенка (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам), в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства родителей.

 

С какого возраста я вправе выражать свое мнение?

     Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение. Если вы способны сформулировать свои собственные взгляды на вопросы, касающиеся ваших законных интересов, то родители и любые другие взрослые должны не только уважать ваше право свободно выражать их, но уделять им внимание и принимать решение в отношении вас с учетом вашего мнения.

 

Могу ли я выражать свое мнение при решении в семье какого-то вопроса?

     Да можете, но при решении не любого вопроса, а только того, который затрагивает ваши жизненные интересы (например, в какой школе вам учиться).

 

Вправе ли родители заставлять меня менять мое мнение?

     С одной стороны, ни родители, ни кто-либо иной не вправе «давить» на вас, чтобы вы изменили свое мнение или высказывали его против вашей воли. Вы вправе выражать свое мнение свободно. Но, с другой стороны, «давление» со стороны родителей не следует смешивать с советами и рекомендациями, которые вам дают родители из лучших побуждений, с разъяснением ваших прав. Это – право и обязанность родителей.

 

В каких случаях решения взрослых должны приниматься только с моего согласия?

     Если вам исполнилось 10 лет, то ваше согласие обязательно для решения таких вопросов, как:

- изменение имени и фамилии;

- усыновление;

- восстановление родителей в родительских правах;

- в ряде вопросов, связанных с усыновлением.

     Если вы станете возражать против решения вопроса по указанным выше проблемам, то решение не может быть принято против вашей воли.

 

Мои родители решили развестись и не могут договориться, с кем я останусь жить. Будут ли в суде спрашивать меня о том, с кем я хочу остаться? Могу ли я выразить свое желание после развода родителей проживать с отцом?

     Да. Вы обладаете правом быть заслушанным в ходе любого судебного, а также и административного разбирательства. Поэтому вы можете присутствовать на суде и выразить свое желание после развода родителей проживать с папой. Если вам исполнилось 10 лет, то учет вашего мнения обязателен. Но если ваше желание проживать с отцом противоречит вашим жизненным интересам (например, у вашего отца плохие жилищные условия или ваше общение с ним повредит вашему развитию), то суд вправе и не учесть ваше мнение.

 

Кто обязан осуществлять защиту моих прав и законных интересов?

     Защита прав и законных интересов детей возлагается на родителей, орган опеки и попечительства, а также на прокуратуру и суд. Следует отметить, что если вы признаны в соответствии с законом полностью дееспособным, то есть как бы взрослым, то имеете право самостоятельно защищать свои права и интересы. Право обратиться в суд возникает у вас с 14 лет.

 

Мои родители часто меня наказывают: ругают, не пускают гулять, запрещают встречаться с друзьями, иногда даже бьют. Что мне делать в этой ситуации?

     Каждый ребенок имеет право на защиту от неправомерных действий своих родителей по отношению к нему. К неправомерным действиям относятся не только действия, о которых вы спрашиваете, но и случаи, когда родители не выполняют свои обязанности по вашему воспитанию. Вы вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства. Работники органов опеки и попечительства обязаны выслушать вас, ознакомиться с просьбой и принять необходимые меры для помощи. Можно обратиться к социальному педагогу школы; в социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; центр экстренной психологической помощи – по телефону.

 

Я живу в семье с родителями и другими родственниками. Какие обязанности я должен выполнять? Закреплены ли они в законах?

     Отношения в семье складываются на основе общего согласия, с учетом традиций, справедливого распределения обязанностей, на основе уважения друг друга.

  Хорошо, когда в семье принято уважительно относиться к своим родителям, родным и близким, помогать им.

  При этом ребенок должен уметь управлять своими поступками и поведением в семье, в кругу друзей и в обществе, нести моральную и нравственную ответственность за свои действия; заниматься самовоспитанием и самообразованием; развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни; овладевать знаниями.

Картинки по запросу права детей


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Анкета для родителей воспитанников ДОУ по правовым вопросам ребенка.

                                                                                                   Уважаемые родители!

Для совершенствования работы нашего ДОУ по защите прав и достоинств ребёнка необходимо опереться на Ваш жизненный и профессиональный опыт. Своё мнение по ряду вопросов Вы можете высказать в анкете. Заполните её, пожалуйста. Спасибо за помощь.

1. Какие международные документы о правах ребёнка Вам известны?_____________________________________________

2. Считаете ли Вы необходимым защищать права и достоинства ребёнка в нашей стране?

Да, нет (нужное подчеркнуть)

3. Если «Да», то какие права ребёнка нарушаются?_____________________________________________

4. Соблюдение каких прав ребёнка обязано взять на себя дошкольное образовательное учреждение?

_____________________________________________

5. Какие права ребёнка чаще всего нарушаются в семьях детей Вашей группы?_____________________________________________

6. Что Вы понимаете под правовым воспитанием детей?_____________________________________________

7. Следует ли подключать родителей к правовому воспитанию детей?

Да, нет (нужное подчеркнуть)

8. С какого возраста целесообразно приобщать ребёнка к правовой культуре общества, в частности к осознанию прав человека, в том числе собственных (нужное подчеркнуть)

с раннего возраста

с младшего дошкольного

со среднего дошкольного

со старшего дошкольного

с младшего школьного

9. Можно ли подвести детей старшего дошкольного возраста к пониманию таких слов, как «право», «свобода», «закон», «равноправие», «обязанность», «международный документ»?_____________________________________________

10. Какие средства и методы следует использовать, формируя у детей представления о правах человека?____________________________________________

____________________________________________

11. Имеете ли Вы опыт воспитания детей с учётом прав человека?

Да, нет (нужное подчеркнуть)

12. Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний о правах ребёнка и правовом воспитании детей дошкольного возраста? Да, нет (нужное подчеркнуть)

                                                                     Благодарим за сотрудничество!

Анкета для родителей воспитанников для выяснения отношения к правовому воспитанию ребенка в семье и в ДОУ

В данной анкете две части.

  • Первая часть показывает на готовность родителей принимать активное участие в правовом воспитании дошкольника.
  • Вторая часть указывает уровень развития правовой активности родителей и детей в семье и в социуме.

Проводится анкетирование в начале года и в конце. В конце года заполняем тоже обе части, для того чтобы узнать отношения родителей к происходящему и желанию участвовать в этом в следующем периоде. первую часть для мониторинга правового развития  ребенка с помощью оценки родителями правовых знаний  своего ребенка.

В первой части  три уровня готовности:

  • Низкий                 1 балл          
  • Средний               2 балла
  • Высокий              3 балла

Во второй части делим уровни развития на:

  • Низкий               0 баллов
  • Средний             1 балл
  • Выше среднего 2 балла
  • Высокий            3 балла

Анкета для родителей по правовому воспитанию дошкольников. (Подходящий ответ отметьте галочкой)

I часть

  1. Знает ли ваш ребенок что у него есть права?

Нет

Не знаю

Имеет представление

Д а

  1. Знает ли он о своих обязанностях в семье и обществе?

Нет

Не очень хорошо

Имеет представление

Хорошо знаком

  1. Знает ли ваш ребенок о правах и обязанностях взрослых?

Не знаю

Нет

Частично

Хорошо знаком

  1. Реагирует ли ваш ребенок на различные правовые моменты в жизни?

Нет

Иногда

Часто

Всегда

  1. Как часто ребенок справедливо оценивает сам свои поступки?

Никогда

Редко

Часто

Всегда

  1. Может ли ваш ребенок сам сформировать мнение о справедливой / несправедливой ситуации по отношению к своему социальному окружению?

нет

иногда

часто

всегда

  1. Принимает ли ребенок вместе с вами в политических / социальных / правовых акциях (мероприятиях)?

Нет

Иногда

Часто

Всегда

II часть

  1. Обсуждаете ли вы с ребенком / детьми правовые моменты в жизни?

Нет

Иногда

Всегда

  1. Совпадают ли ваши с ребенком мнения о правовых нормах и справедливости?

Нет

Редко

Часто

  1. Прислушивается ли ребенок к вашему мнению?

Нет

Иногда

Часто

  1. Считаете ли вы необходимым  вести правовое воспитание в саду?

Да

Сомневаюсь

Нет

  1. Согласны ли вы принять активное участие в мероприятиях, связанных с правовым воспитанием?

Нет

Иногда

Всегда.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Права ребенка – это права взрослого»

Старший дошкольный возраст.

Цель:

Формировать у родителей понимание того, что права ребенка – это важно, значимо, что родители являются гарантом прав маленького человека, будущего гражданина нашей страны.

Повестка:

  1. «Мы изучаем права ребенка» - выступление детей, воспитателя с привлечением музыкального руководителя.
  2. «Конвенция ООН о правах ребенка – документ для взрослых и детей» - выступление юриста.
  3. Прочие вопросы.

Срок проведения – ноябрь.

Предварительна работа:

  1. Занятия по правовому воспитанию с детьми.
  2. Коллективная работа «Герб нашего детского сада».
  3. Рисование «Герб группы».
  4. Информационный стенд для родителей: «Я ребенок и я имею право!».

Оборудование:

  1. Правовые документы – Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ, «Семейный кодекс РФ».
  2. Выставка поделок совместного творчества детей и родителей – «Имя моего ребенка».
  3. Схемы, изображающие права ребенка.
  4. Иллюстрации с изображением государственной символики РФ (герб, флаг).
  5. Аудиозапись гимна РФ.
  6. Выставка рисунков детей «Герб моей группы».
  7. Коллективная работа «Герб детского сада».
  8. Маленькие трёхцветные флажки на каждого ребенка.
  9. Буклеты «Безопасность ребенка в детском саду и в семье».
  10. Анкета для родителей.
  11. Слова песни «Дружба крепкая».

ХОД СОБРАНИЯ:

  1. «Мы изучаем права ребенка – право на гражданство» (Выступление детей, воспитателя с привлечением музыкального руководителя). 

Ведущий:

Добрый день, уважаемые родители. Сегодня наше родительское собрание «Права ребенка – это права взрослого» посвящено правам человека, а точнее маленького человека.

Мы взрослые часто нарушаем права маленьких граждан. Это происходит не специально, а потому что мы и не знаем, что наши дети имеют права. Из анкет, которые вы заполнили на первом родительском собрании в этом году, мы узнали, что большинство из вас не могут назвать права ребенка (71%).

А, как известно чаще всего права детей нарушаются именно в семье.

Для того чтобы люди в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. Главный закон, регулирующий жизнь государства, права и обязанности граждан – это Конституция Российской Федерации. День принятия Конституции (12 декабря) является государственным праздником.

Документ, в котором записаны права детей – Конвенция ООН о правах ребенка, вступила в силу 15 сентября 1990 года.

Знакомство детей с правами происходит на занятиях в детском саду. Дети работают в тетради «Я и моя семья». Мы читаем сказки о правах детей, рисуем, играем. (Показать Конституцию РФ, показать Конвенцию ООН.)

Сегодня наши дети расскажут вам, что они уже знают о правах детей.

В зал под музыку входят дети и рассаживаются по местам.

Дети:1. Знать права детей хотите?

В детский сад к нам приходите.

Конвенцию мы изучаем и вас

К тому же призываем.

2. Права ребенка надо знать,

Не только знать, но выполнять!

Ведущий:

Какие же права имеют наши дети?

Дети по очереди читают (Дети рассказывают и поднимают соответствующий значок, обозначающий то или иное право)

  1. Право на жизнь.
  2. Право на бесплатную медицинскую помощь.
  3. Право на бесплатное образование.
  4. Право на отдых.
  5. Право на индивидуальность.
  6. Право на любовь.
  7. Право на воспитание в семье и заботу родителей о детях.
  8. Право на имя и гражданство.

Ведущий: Каждому человеку при рождении даётся имя, которое выбираете вы, уважаемые мамы и папы. С этим именем ваш ребенок будет жить всю жизнь. Важно, чтобы все мы любили свои имена. Чтобы привить любовь, интерес к своему имени, мы попросили вас, мамы и папы провести маленькое исследование – узнать, что означает имя вашего ребенка, сделать поделки «Имя моего ребенка». Спасибо за ваш интерес к теме, фантазию и творчество. Все работы очень красивые, необычные, непохожие друг на друга, как и мы с вами. В этом и проявляется наша индивидуальность, непохожесть на других.

Все люди разные, нет людей абсолютно одинаковых, поэтому и наш мир разноцветный, красочный, яркий.

Мы живем в большой, многонациональной, красивой стране - России. Мы – россияне.

Ребенок:

О, Россия!

С нелегкой судьбою страна…

У меня ты, Россия,

Как сердце, одна.

Я и другу скажу,

Я скажу и врагу –

Без тебя

Как без сердца, прожить не смогу…

(Ю.Друнина)

Ведущий: Как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы: флаг, герб и гимн. Отдавая почести этим символам, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

Герб – символ, отличительный знак, эмблема государства.

Двуглавый орел является символом России уже более пятисот лет.

Ребенок:

Герб России.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Ребенок:

Государственный флаг – символ государства.

Наш трехцветный флаг.

Белый – облако большое,

Синий – небо голубое,

Красный – солнышка восход,

Новый день Россию ждет.

Символ мира, чистоты –

Это флаг моей страны. ( В руках держит изображение герба РФ)

(Дети исполняют песню о флаге РФ.)

Ведущий: Есть у России еще один символ – это гимн Российской Федерации. Гимн мы слышим, когда наши спортсмены побеждают в олимпийских играх, слышим по радио, просыпаясь рано утром, на торжественных праздниках, на военных парадах. Гимн – это торжественная песня, которую исполняют стоя.

(Дети и родители слушают один куплет гимна РФ стоя.)

Сегодня мы поговорили о государственных символах – флаге, гербе и гимне. Это и история страны, и ее настоящее. Ко всем символам государства надо относиться с уважением. Все мы граждане большой страны и должны гордиться своим гражданством, своей Родиной.

Ребенок:

Мы родились в такой стране,

Где люди – все одна семья,

Куда ни глянь – везде друзья.

(Я.Аким)

Ведущий: Чтобы все люди жили счастливо, никто никого не обижал, надо знать и соблюдать права детей и взрослых. А ещё очень важно, чтобы все люди дружили, чтобы у каждого из нас были настоящие и верные друзья, которые помогут и выручат в трудную минуту. Мы предлагаем исполнить веселую песенку про дружбу всем вместе.

(Дети и родителя исполняют песню «Дружба крепкая…»

Воспитатель дарит детям маленькие трехцветные флажки.)

Ведущий: Обратите внимание на символы, нашего детского сада, которые придумали сами дети – коллективная работа «Герб детского сада», рисунки – «Герб моей группы». Предлагаем вам быть участниками конкурса. Выберите рисунок герба группы, который вам понравился, и проголосуйте за него. После собрания мы подведем итоги и наградим победителя.

2. «Конвенция ООН о правах ребенка – документ для взрослых и детей»

 (Выступление ст.воспитателя).

3. Анкетирование родителей.

  1. Что нового узнали сегодня?
  2. Было ли для вас это полезно?
  3. Ваши пожелания и предложения.

4. Решение собрания (воспитатели группы).

Список литературы:

  1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми).
  2. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007
  3. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).
  4. Колокольчик №39 – 2007 («Чудо – осень», «Урок России») - учебно-методический и литературно-музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное   дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с.Терновка»

                             

                           

Сценарий игры викторины для детей

старшего дошкольного возраста 6-7 лет

 совместно с родителями

на тему «Правовая азбука»

г. Энгельс

2020г

Цель: способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.

Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека.

Задачи:

  • способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН “О правах ребенка”, познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок;
  • способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
  • способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей - развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста.
  • Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье;
  • Раскрыть содержание правового воспитания;
  • Развивать у родителей инициативу, творчество при выполнении заданий.

Предварительная работа: чтение сказок: “Золотой ключик или приключение Буратино”, “Красная шапочка”, “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Снегурочка”; инсценировка по сказкам “Заюшкина избушка” и “Маша и медведь”; подготовка необходимого дидактического материала (карточек,  иллюстраций по сказкам, презентации). Разучивание сказки «Волк и семеро козлят».

Материалы и оборудование: шапочки  лисы, зайца, медведя, атрибуты к игре «Волк и семеро козлят»; карточки;  иллюстрации; презентация; ноутбук, проектор.

План проведения:

I. Подготовительный этап.

II. Организационный этап.

III. Этап проведения деловой игры.

IV. Заключительный этап. Подведение итогов.

Ход мероприятия:

В зал входят дети и читают стихи.

Ведущий:

По извилистой дорожке 
Шли по миру чьи-то ножки. 
Вдаль смотря широкими глазами, 
Шел малыш знакомиться с правами. 
Знать должны и взрослые, и дети 
О правах, что защищают всех на свете.

1 ребенок: Пусть дети живут, смеются звонко,

Подрастают с каждым днём.

Пусть у каждого ребёнка

Будет светлый, тёплый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды.

 

2 ребенок: Доверчивы глаза детей,

И ангелы хранят их души.

Пусть безмятежный тот покой

Ничто вовеки не нарушит.

И пусть не катиться слеза

Ни от обид, ни от печали,

И, словно солнышко, всегда

Улыбка на лице сияет.

Чуткому детскому сердцу

Сердце соё открой,

И ощущение чуда

Будет всегда с тобой.

 

3 ребенок: Спокойно матери уйдут

В день, полный дел, хлопот, забот,

С надеждою в глаза взглянут,

С тобой прощаясь у ворот.

Надежду ту не обмани,

С малышками не будьте строги,

И сердца нежного ростки

Рукой, пожалуйста, не трогай.

Музыкальная композиция «Мир как наш»

Выходит девочка с красками и кисточкой подходит к мольберту и рисует.

Выбегают дети с веерами танцуют.

Девочка заканчивает рисовать поворачивает мольберт на нем рисунок и надпись

              «Если ребёнок смеётся – значит, взрослые  всё сделали правильно».

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня  мы хотим поговорить с вами на очень важную тему – о правах ребенка,  как о равноправных членах общества. Наши права с самого рождения закреплены в международных и отечественных правовых актах.

- Какие из них вам известны? (Конвенция о правах ребенка, Женевская декларация прав ребенка)

-  Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всем мире. Ребенок должен знать свои права, гарантированные законами той страны, в которой он живет, а дошкольное детство - это наиболее благоприятный период для этого. 

- Наша встреча  пройдет в нетрадиционной форме  Игры-викторины  «Правовая азбука».

Ведущий:   Разрешите представить участников нашей игры:

                              Команда детей «Почемучки»

                              Команда Родителей «Знайки»

Ведущий: Прежде чем преступить к работе я предлагаю вам проверить хорошо ли участники команды «Знайки»  знают своих детей.

Видео вопрос  «Как ответит Ваш ребенок».

Ведущий: Предварительно ребенку – участнику были заданы вопросы, которые сейчас услышите и вы уважаемые родители. Дети уже ответили на них. Вам нужно ответить так, чтобы Ваш ответ совпал с ответом Вашего ребенка.  

Вам необходимо выбрать ответ из трех вариантов (мама, папа, я) готовы, тогда начинаем:

- Кто больше работает (мама, папа, я)?

- Кто больше спит?

-Кто с тобой играет в игры?

-Кто в семье главный?

                                            - Что ты больше любишь:

  • купаться в море или кататься на санках;
  • молоко или сок;
  • зефир или вафли;
  • суп или борщ;
  • смотреть телевизор или играть в компьютер

Ведущий : Вот мы и проверили , как  вы знаете своих детей , надеюсь что данный опрос вам пригодиться в дальнейшем.

Ведущий: Все участники готовы предлагаю начать нашу викторину с РАЗМИНКИ.

Ведущий:  Вопрос команде «Почемучек» 

Слайд 1
В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища?

 («Лиса и Заяц», лиса).
Ведущий:
  Вопрос команде «Знайки»

 Слайд 2
В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? 
(«Лягушка-путешественница», лягушка)
Ведущий Следующий вопрос команде «Почемучек»

Слайд 3

В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)

Ведущий:  Вопрос команде «Знайки»

Слайд 4
В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?
(«Приключения Буратино», Карабас-Барабас)
Ведущий Следующий вопрос команде «Почемучек»

 Слайд 5
Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? 
(Баба-Яга) 
Ведущий:
   Вопрос команде «Знайки»

Слайд 6 
В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих артистов? 
(«Бременские музыканты»).

Ведущий: Каждый ребенок имеет право на имя, и  это право закреплено в  документе, кто знает, как называется этот документ? (Конвенцией о правах ребенка)

-Правильно ребята вот этот документ, в котором написаны все ваши права, в том числе право на имя, фамилию и отчество.   (слайд)

                                   Игра «Клубочек» (Клубок ниток)

Цель: Уточнить представление детей о важности права на имя;

  • довести до сознания идею значимости, неповторимости, уникальности каждого   человека;
  • активизировать словарь: имя, отчество, фамилия;
  • воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

Ведущий: Команде «Почемучки» предлагаю поиграть в игру «Клубочек»

Мы будем передавать клубок ниток, и называть свое имя. Держитесь за нить, не отпускайте ее. Вы знаете, что обращаться друг к другу нужно по имени, вежливо и ласково. Дети передают друг другу клубочек и называют себя ласково 

           (Сашенька, Машенька и т. д.)

Посмотрите, сколько у нас прекрасных имен!

-А теперь передавайте клубочек о обратную сторону называя себя по имени отчеству.

Ведущий: Называть человека грубым словом, давать ему кличку – это нарушение его прав на имя, которое записывается в ваш первый в жизни документ, свидетельство о рождении.

Ведущий: Уважаемые родители!  Как вы думаете, от чего произошли такие фамилии как  Иванов, Петров, Федоров? (от имени)

-Придумайте фамилию к иллюстрации (заяц, лиса, карандаш, корабль)

-Подумайте, как произошли ваши фамилии? (представление фамилии детьми совместно с родителями)

Ведущий: Мы продолжаем нашу игру-викторину, послушайте следующее задание для команды «Почемучки»

Воспитатель зачитывает отрывок из сказки. ... Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.

- Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)

 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке “Снегурочка”.

-О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (право на воспитание в семье)

 Ведущий: Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем.

-Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей)

- Хорошо, а вы помогаете своим родителям, заботитесь о них? (Ответы детей)

 Задание для команды «Знайки»

Ведущий:...Покуда  Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.

...Папа Карло сказал: “Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным.

“Я буду умненьким и благоразумненьким”, - сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.

Вы узнали из какой сказки отрывок? (Золотой ключик)

Слайд  на экране иллюстрация к сказке А.Толстого “Золотой ключик”

- О  каком праве  говорится в отрывке - (Каждый человек имеет Право на образование).

Ведущий.  Как вы считаете, ваши дети, пользуются правом на образование?

 -Что вы посещаете? (Ответы детей - детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее). Совсем скоро ваши дети пойдут в школу.

Ведущий: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых – поиграть.  

  Игра со зрителями

А  сейчас  мы проведем викторину для наших гостей.  Родители по очереди зачитывают выражения сказочных героев.

Ваша задача в диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьях Декларации прав человека.

1. Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!». Буратино: .. (Не имеешь права лишать меня имущества) 

2. Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок:.. 
(Не имеешь права посягать на мою жизнь)
3. Жаба: «Дюймовочка, завтра ты выйдешь замуж за моего сына». Дюймовочка:... 
(Не имеешь права нарушать мое право на свободный брак)

4. Волк: «Козлятушки-ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята:... 
(Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно)

5. Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:... 
(Не имеешь права посягать на мою свободу)

6. Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица: ... 
(Не имеешь права лишать его жизни) 

 Ведущий: основной вид деятельности детей в детском саду – это игра. Наши воспитанники каждый день используют это право.

                             Театрализация сказки «Волк и семеро козлят»

Ведущий: Уважаемые родители как вы считаете, какие права героев сказки        нарушены?

Ведущий  Следующее задание «Угадай-ка»

команды загадывают по очереди загадки о правах детей.

- Команда «Почемучки»

1. Мама работала,

Папа трудился,

А я в детском садике все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на (отдых)

- Команда «Знайки»

Всех по-разному зовут:

Кот - Мурлыка,

Пес - Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё … (имя)

- Команда  «Почемучки»

3. Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья

Мы использовать должны

Право на … (образование)

- Команда «Знайки»

4. Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на … (жильё)

- Команда «Почемучки»

     5.Я люблю свою семью;

       Маму, папу я люблю,

      Люблю деда и бабусю,

      И щенка и кошку Мусю…

     Все, кого я так люблю

     Имеют право на  (семью!)

    -  Команда «Знайки»

    6. Если дети заболели
       Плохо чувствуют себя
       И у них бронхит, ангина, 
       Пневмония, скарлатина,
      Слышен детский крик и плач
      Вам поможет только … (врач)

Дидактическая игра-викторина «Права сказочных героев»

Ведущий: Следующее задание Дидактическая игра-викторина «Права сказочных героев»

Цель: закрепление прав ребенка на примере литературных героев, уметь называть нарушенные права; воспитывать ответственность за свои поступки, желание соблюдать права.

Детям и родителям  предлагаются наборы из нескольких картинок, характеризующих то или иное право литературных героев (право на жилище, право на неприкосновенность жизни и др.)

Участники должны назвать сказки, определить, какое право в них нарушено.

Команда «Почемучки»:

Слайд («Лиса и заяц»«Теремок»«Зимовье зверей») - в них нарушено право на неприкосновенность жилища.

Команда «Знайки»

Слайд (Кранная шапочка, Золушка, Карлик Нос, Мальчик с пальчик)-право ребенка на имя.

Ведущая: Уважаемые участники, вы выполнили все задания и награждаетесь медалью «Знатоки правовой азбуки». (награждение)

Ведущая:  Мы с вами еще раз вспомнили права детей, их следует соблюдать, чтобы всем детям жилось счастливо.  Мы вам желаем, чтобы  в каждый дом прилетела птица счастья и оберегала бы вас от всех бед и несчастий.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с.Терновка»

Картинки по запросу права детей

Деловая игра для педагогов.

Справочное педагогическое бюро

"Защита прав и правовое воспитание ребенка"

Энгельс  2020 г.

Цель:

закрепить знания педагогов по проблеме "Защита прав и правовое воспитание ребенка"

Задачи:

используя знания, систематизировать материал, упражнять в активном изучении нормативно-правовых документов. Формировать коммуникативные умения, способность общаться, сотрудничать, умение направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, способность действовать в рамках ограниченного времени, обмениваться опытом работы по данной проблеме.

Правила игры

  1. Каждый участник имеет право выступать, задавать вопросы, не отклоняясь от темы.
  2. Отвечать четко, последовательно, конкретно, укладываясь во времени.
  3. Время на обдумывания вопроса не предоставляется.
  4. Чем активнее работа внутри группы, тем выше оценка (ответы оцениваются по пятибалльной системе)

Звучит лирическая мелодия.

Ведущий уважаемые коллеги. Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка. Такая тема выбрана нами не случайно. Ведь благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон "Око за око, зуб за зуб".

О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие могут быть права у человека в обществе, сотрясаемом войнами и катастрофами? Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Что же придумали люди, мы можем узнать, позвонив в справочное педагогическое бюро.

Итак, организуем справочное педагогическое бюро. Все интересующие нас ответы на вопросы мы можем получить в четырех кабинах. В каждой кабине будет работать по 5 телефонисток. Телефонистки должны отвечать на вопросы кратко, лаконично. Время на обдумывание ответа не предоставляется. Ведущий имеет право задать дополнительные вопросы. Ответ не должен превышать трех минут. Оценивать ответы будет экспертная группа в составе: заведующая, учитель-дефектолог, педагог- психолог. Ответы оцениваются по пятибалльной системе, итог будет подведен в конце игры. Прошу всех занять свои места.

Первая часть: "Права человека – твои права".

Вопрос регулирования прав детей в России возник еще во второй половине XIX века. К сожалению, благородные начинания россиян по защите прав детства в силу тех или иных причин в тот период не получили поддержки и дальнейшего развития.

Звонок в 1 кабинку:

  • Скажите, пожалуйста, какая организация была первым защитником прав детства? Когда она создана?
  • В 1919 году Лига Наций создала комитет детского благополучия, деятельность которого была направлена на оказание помощи сиротам и беспризорникам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Звонок во 2 кабинку:

  • Какой документ стал первым правовым международным документом по охране прав и интересов детей?
  • В 1923 году Лигой Наций была принята Декларация прав ребенка.

Звонок в 3 кабинку.

  • Какой важнейший международный документ был разработан на основе Декларации прав ребенка?
  • На основе Декларации была разработана Конвенция о правах ребенка. Конвенция признает за каждым ребенком юридические права.

Ведущий  Конвенция не является документом прямого действия. На ее основе разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Звонок в 4 кабинку:

  • Какие законодательные акты были приняты для создания декларации прав ребенка на защиту?
  • Согласно Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Был принят ряд законодательных актов – Семейный кодекс РФ, Закон "Об образовании в РФ", Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".

Ведущий: Мы видим, что сложилась достаточно управляемая система защиты прав детей, но она требует изучения, отработки нормативного сопровождения, методической активности по внедрению в практику сложившихся форм и топов учреждений защиты детей.

Игра продолжается.

Вторая часть: практическая.

Звонки во все кабинки (с первой по четвертую)

  • Расскажите о семьях ваших воспитанников, которые вы считаете группой риска. Поделитесь с планом работы с этими семьями.

Экспертная группа зачитывает те пункты плана, которые не повторяются.

Третья часть: игровая "Герои книг и герои песен тоже имеют права"

Звонок в первую кабинку:

  • В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно.
  • "Красная шапочка", "Серая шейка", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и т.д.

Звонок во вторую кабинку:

  • Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища?
  • "Три поросенка", "Заюшкина избушка" и т.д.

Звонок в третью кабинку:

  • В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение?
  • "12 месяцев"

Звонок в четвертую кабинку:

  • В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения?
  • "Золушка"

Ведущий: сказки вы хорошо знаете и с заданием справились. Посмотрим, как вы знаете песни.

Звонок в первую кабинку. Звучит аудиозапись песни бременских музыкантов, муз. Г.Гладкова, слова Ю.Этнина "Ничего на свете лучше нету"

  • О каких правах в этой песне идет речь?
  • Право на свободу передвижений.

Звонок во вторую кабинку. Звучит запись песни"Учат в школе" , муз. В.Шаинского, слова Пляцковского.

  • Право на образование.

Звонок в третью кабинку. Звучит запись песни"До чего дошел прогресс", муз. Е.Крылатова, слова Ю.Этнина.

  • Право на пользование благами технического прогресса.

Звонок в четвертую кабинку. Звучит запись песни"На крутом бережку", муз. Е. Шаинского, слова А.Хайта.

  • Право на отдых.

Проводится игры с элементами тренинга "Права взрослого и ребенка" и "Карусель".

Ведущий: На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.

Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права.

Слово предоставляется жюри, которая подводит итог игры и объявляет победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по правовому воспитанию детей подготовительной к школе группе "Дети разных национальностей"

Презентация к занятию по правовому воспитанию дошкольников "Дети разных национальностей"...

"По-разному зовутся дети" (конспект занятия по правовому воспитанию детей старшей группы)

Цель: дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; развивать у детей способность сочувствовать и сопережи...

ИГРА – ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ПРАВОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Совершенствовать знания, умения в игре «Танграм». Закрепить названия и авторо...

Материал для родителей по правовому воспитанию детей.

Жестокое обращение с детьми: что это такое?...

Сценарий развлечения по правовому воспитанию детей дошкольного возраста "Есть у всех детей права..."

Конспект сценария по правовому воспитанию для детей дошкольного возраста «Есть у всех детей права…» Задачи: 1. Познавательное развитие: Дать детям представление об их правах и обязанностях. Развив...

информационнный материал по правовому воспитанию

Уточнить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка....