Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)

Настоящая программа дополнительного образования по обучению шахматной грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Календарно-тематический план60.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 234 "Детский сад комбинированного вида»

ПРИНЯТО

 педагогическим советом

протокол №

от ______________________   г.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующая МАДОУ

_______________Н. В. Простакишина

Приказ № _____ от «___» ________ 2017 г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По обучению детей 5-7лет игре в шахматы

«ФЕНИКС»

МАДОУ №234 «Детский сад комбинированного вида»

(составлена на основе программы «ФЕНИКС» шахматы для дошкольников)

                     Авторы-составители:

Волынская О.В.

Боркова О.Е.

                                           

2020г.

Календарно - тематическое планирование

Первый год обучения

Месяц

занятия

Тема

Программное содержание

Методические приемы

октябрь

№1

«Диковинная игра»

Игра в шахматы – занимательная игра.  

Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты с показом  иллюстраций

№2

Шахматная доска

Познакомить детей с шахматным королевством.  

Беседа и рассматривание иллюстраций по книге «Шахматное королевство» РОСМЭН, текст Н. Шепиловой  

№ 3

Шахматная доска

Чтение отрывка из дидактической сказки «В стране Шахматных Чудес»

Беседа по содержанию сказки В.Г. Гришина «В стране шахматных чудес»

№ 4

Шахматная доска

Рассказ об истории шахмат

Показ иллюстраций

№5

Шахматная доска

 Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске.  

Чтение- инсценировка, дидактическая игра «Да нет»

№6

Шахматная доска

Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе

«Нарисуй, свою шахматную доску!» Схематическое изображение доски.

№7

Шахматная доска

Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия «горизонталь», «вертикаль»

Показ, беседа. Чтение сказки «Шахматная беседка». И.Г. Сухина.

№8

Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки волшебной доски.

Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей , горизонталей, показывая и называя их вслух.

Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги

И. Г. Сухина

 Дид/ задание "Диагональ".

Месяц

занятия

Тема

Программное содержание

Методические приемы

ноябрь

№9

«Шахматная эстафета».  Шахматная доска.

Отрабатывать практические навыки. Закрепление понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ»

«Шахматное лото», «Пройди и назови поле»

№10

«Шахматная эстафета».  Шахматная доска

Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей,   диагоналей, показывая и называя их вслух.

Показ, беседа. «Пройди и назови поле»

Чтение сказки  

№ 11

Шахматные фигуры

Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания.

Чтение сказки «Чудесные фигуры» Дид/задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадай", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?"

№ 12

Шахматные фигуры

Развитие интереса к игре, внимания.

Дид/задания и игры: «Поймай мяч и назови фигуру», "Волшебный мешочек", "Угадай-ка"

№13

Начальное положение

 

Познакомить детей с расстановкой фигур. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Показ, объяснение правила: «Ферзь любит свой цвет». Дид/задания и игры "Мешочек", "Да и нет», «Мяч»

№14

Слон

Формировать представления о шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны.  

Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож» Дидактические задания "Лабиринт», «Перехитри часовых»

№15

«Нарисуй своего слона»

Закреплять умение рисовать фигуру по шаблону

Практическое упражнение

№16

 Слон

 

Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков

Отгадывание загадки о слоне Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дид/задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин".

Месяц

занятия

Тема

Программное содержание

Методические приемы

декабрь

№17

 Слон

Отрабатывать практические навыки.

Отгадывание загадки

 о слоне, Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дид/задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь»

№18

Ладья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении,  ходами. Развивать внимание.  

Чтение дид/сказки "

Я – Ладья". Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход  ладьи. Взятие. Дид/задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь

№19

« Нарисуй свою ладью»  

Закреплять умение рисовать фигуру по шаблону

Практическое упражнение

№ 20

Ладья

Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность.

Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дид/ игры "Захват контрольного поля", "Защита  поля", "Игра-уничтожение" "Ограничение подвижности".

№21

Ладья против слона

Отрабатывать практические навыки игры ладьей. Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику.

Дид/задания "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона

№22

 Ладья

Отрабатывать практические навыки

Практические

 упражнения

№23

Ферзь

Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура»

Чтение дид/сказки "Кони черные и белые» Дид/игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра-уничтожение" (ферзь против ферзя)

№24

«Нарисуй своего ферзя»

Закреплять умение рисовать фигуру по шаблону

Практическое упражнение

Месяц

занятия

Тема

Программное содержание

Методические приемы

январь

№25

Ферзь против ладьи и слона

Закреплять знания и отрабатывать практические навыки игры ферзем.

Практические упражнения

№26

Конь

Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами.  Рассказать и показать сложность ходов коня.

Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых",

«Конь – легкая фигура», «Ход коня – взятие».

№27

«Нарисуй своего коня»

Закреплять умение рисовать фигуру.

Практические упражнения

№28

Конь

 

 

 

 

 

 

 

Продолжать знакомить с фигурой «Конь» Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать словарь. Показать позицию, в которой конь ставит «вилку».

Дид/игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".

№29

«Конь против ферзя, ладьи, слона»

Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук.

Д/и «Волшебный мешочек» Дид/ ходы-задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар», «Взятие».

№30

Пешка

Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие.

Чтение дид/сказки "Чудесная Пешка" Рассказ о пешке. Дид/задания "Лабиринт", "Один в поле воин". Д/и «Чудесный мешочек»

№31

«Нарисуй свою пешку»

Закреплять умение рисовать фигуру.

Практическое упражнение.

№32

Пешка

Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение.

Дид/задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака»,  "Защита», "Двойной удар", "Взятие".

Месяц

занятия

Тема

Программное содержание

Методические приемы

февраль

№33

Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня

Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение.

Дид/игры: "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух).

№34

Умная пешка

Закрепить знания о том, как ходит пешка. По каким линиям ходит пешка. Развивать находчивость.

Дидактические упражнения. Соревнования

№35

Король

Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить.

Рассказ о месте короля в начальном положении. Дид/ задания «Ход короля», «Взятие».

«Короля не бьют».

№36

 «Нарисуй своего короля»

Закреплять умение рисовать фигуру

Практическое упражнение

№37

Король

Формировать представления о волшебном квадрате, который король использует в игре. Развивать способность думать, мыслить.

Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре.

№38

Турнир на чемпиона

Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы,

Практические навыки

№39

Правила для играющих.  

Объяснить детям правила для играющих: «Тронул - ходи», «Ход сделан- обратно не вернёшь». Формировать представления об элементарных правилах. Развивать мелкую моторику

Беседа, показ, упражнения.

№40

Закрепление правил.

Закреплять представления об элементарных правилах. Развивать мелкую моторику.

Практические навыки. Упражнения

Месяц

занятия

Тема

Программное содержание

Методические приемы

март

№41

Шах

Формировать представление о позиции «шах» Развивать способность думать, мыслить, рассуждать.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

№42

Шах

Закрепить представления детей о позиции «шах» Развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные.

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах".  

№43

Шах и мат

Формировать представления о комбинациях «шах», «мат»

Практические упражнения

№44

Мат

.

Формировать представления о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций.

Чтение сказки  "Шахматная страна" Объяснение нового материала:

мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой

№45

Мат в один ход

Закрепить представ-ния детей о позиции «мат» Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.

Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

№46

Ничья

Формировать представлений о положении «пат», выделение отличий пата от мата

Чтение сказки "Мат и пат". Рассказ о позициях «мат» и «пат».  Дид/задание "Пат или не пат»

№47

Ничья

Отрабатывать практические навыки.

Практические упражнения

№48

Игра в парах

Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать ходы.

Практические упражнения

Месяц

занятия

Тема

Программное содержание

Методические приемы

апрель

№49

Игра в парах

Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать ходы.

Практические упражнения

№50

Рокировка

Познакомить с понятием «Рокировка». Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развивать творческое мышление, логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Дид/задание "Рокировка"

№51

Рокировка

Отрабатывать практические навыки.

«Загадки из тетрадки». «Куда идёт король»- чтение сказки И. Сухина.

№52

Рокировка

Отрабатывать практические навыки.

Практические упражнения

№53

Тренировочная шахматная партия

 

Овладение элементарными основами шахматной игры

Практические упражнения

№54

Тренировочная шахматная партия

Овладение элементарными основами шахматной игры.  

Практические

упражнения

№55

«Нотация Волшебной доски»

Закреплять знания детей о горизонтальных линиях, познакомить с их обозначениями. Закрепить цифры.

Практические навыки, рассматривание иллюстраций.

№56

«Нотация Волшебной доски»

 

Закреплять знания детей о вертикальных линиях. Познакомить с их обозначениями. Упражнять в произношении латинских букв.

(A,B,C,D,E,F,G,H).

Практические навыки, рассматривание иллюстраций.

Месяц

занятия

Тема

Программное содержание

Методические приемы

май

№57

Волшебный мир комбинаций

Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры, на исходную позицию называя вслух

Практические навыки.

№58

Волшебный мир комбинаций

Учить элементарным основам шахматной игры.

Практические навыки.

№59

Волшебный мир комбинаций

 

Учить элементарным основам шахматной игры.

Практические навыки.

№60

Шахматная партия.

Дать общие представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми из начального положения.

Практические навыки.

№61

Шахматная партия.

Игра всеми фигурами из начального положения

Практические навыки.

№62

Шахматная партия.

Игра всеми фигурами из

начального положения

Практические навыки.

№63

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения

Демонстрация коротких партий.

№64

До свидания шахматная страна.

 

Закреплять пройденный материал. Вспомнить, как ходят фигуры. Что такое нотация, рокировка. Знакомство детей с историей возникновения шахмат, интересными фактами из жизни

Игра парами.

Календарно - тематическое планирование

Второй год обучения

Месяц

занятия

Тема

Программное содержание

Методические приемы

октябрь

№1

Шахматная позиция

Повторение: умение правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию

Дидактические игры: «Шахматные прятки», «Узнай фигуру»

№2

Шахматная позиция  

Повтор элементарных основ шахматной игры

Дидактические игры:  « Кратчайший путь», «Захват контрольного поля»

№ 3

Шахматная позиция

Повтор элементарных основ шахматной игры

Дидактические игры по желанию детей

№ 4

Шахматная партия

Воспитывать усидчивость, внимательность, точно рассчитывать ходы.

Игра всеми фигурами из начального положения

Игра парами

№5

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения

Игра парами

№6

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения

Игра парами

 

№7

Шахматная партия

Повторение: части шахматной партии(дебют, середина игры, окончание игры)

Игра парами

 

№8

Шахматная партия

Повторение: разбор хороших ходов; Рокировка

Практические навыки

Месяц

занятия

Тема

Программное содержание

Методические приемы

ноябрь

№9

Волшебный мир комбинаций

Учить элементарным основам шахматной игры

Практические навыки

№10

«Нотация Волшебной доски»

Повторение: закреплять знания о вертикальных линиях, упражнять в произношении латинских букв

Практические навыки

№11

«Нотация Волшебной доски»

Обозначение шахматных полей на письме

Практические задания на запись расставленных фигур и расстановка фигур по записи  

№12

«Нотация Волшебной доски»

Практические задания на запись расставленных фигур и расстановка фигур по записи

Дидактические

игры:

«Какого цвета поле», «Кто быстрее»

№13

Ценность шахматных фигур.

Практические задания

 

Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность

Практические задания на запись расставленных фигур и расстановка фигур по записи

Практические навыки

Дидактические игры  и задания

 «Кто сильнее?» «Какая фигура сильнее?»

№14

Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса .

Практические задания

Дидактические игры  и задания

«Кто сильнее?»,

«Обе армии равны», «Какая фигура сильнее?»

№15

Обозначение шахматных полей. Игра в парах.

Практические задания

Практические навыки.

 Дидактические игры  и задания.

№16

Игра в парах. Повторение: Шах.

Воспитывать усидчивость, внимательность, точно рассчитывать ходы.  

Практические задания Дидактические игры: «Что изменилось?» «Обе армии равны»

Месяц

занятия

Тема

Программное содержание

Методические приемы

декабрь

№17

Закреплять представления о позиции шах.

Развивать логическое мышление

Практические задания Показ. Практические упражнения

№18

Ставим шах

Практические задания: 2короля и ладья; слон и король; конь и король; король и ферзь; 2 короля и пешка.  

Показ. Практические упражнения, Дидактическая игра «Два хода»

№19

«Не иди король под шах»

Практические задания

Показ. Практические упражнения

№20

Защита от шаха

 

Развивать способность думать.

 

Практические задания Показ. Практические упражнения

№21

«Умный шах»

Показ.

Развивать быстроту реакции.

Практические задания

Практические упражнения

№22

Мат

Практические задания

Показ. Практические упражнения

№23

«Ферзь, ладья, слон дают мат в один ход»

Практические задания

Показ. Практические упражнения

№24

«Ферзь, ладья, слон дают мат в один ход»

Развивать внимание, работать по правилам, умение мыслить.

 

Практические задания Показ. Практические

Месяц

занятия

Тема

Программное содержание

Методические приемы

январь

№25

«Конь, пешка и король дают мат в один ход»

Показ.

Практические задания

Практические упражнения

№26

«Конь, пешка и король дают мат в один ход»

Показ.

Развивать внимание, умение мыслить.

Практические задания.

Практические упражнения

№27

Линейный мат.

Развивать внимание, способность работать по правилам,  находить  правильное решение, отстаивать своё мнение.

Практические задания.

Показ, объяснение.

№28

Линейный мат. Практическое занятие на смекалку

Отрабатывать практические навыки. Развивать логику и  мышление.

Практические упражнения

№29

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения

Игра парами

№30

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения

Игра парами

№31

Мат двумя слонами.

Развивать внимание, Способность работать по правилам, умение мыслить и находить правильное решение.  Отстаивать свое  мнение.

Практические задания Показ, объяснение

№32

Мат двумя слонами

Практические задания

Отрабатывать практические навыки

Практические упражнения

Месяц

занятия

Тема

Программное содержание

Методические приемы

февраль

№33

«Волшебный квадрат»    

Правила квадрата.

Практические задания Показ.  

Объяснение.

№34

Закрепить представления о « волшебном квадрате»

Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать.

Практические задания

Практические упражнения

№35

Пешечный эндшпиль.

«Ключевые поля».

Познакомить с понятиями пешечный эндшпиль

Разбор готовых диаграмм

Показ, объяснение.

Практические упражнения.

№36

Комбинации.

 

Познакомить с понятием комбинации. Развивать комбинационное зрение.

Практическое занятие

Показ, объяснение.

№37

Пешечный эндшпиль.

 

Отрабатывать практические навыки. Практическое занятие

Практические упражнения

№38

«Волшебный мир комбинаций». Разбор готовых комбинаций.

Практическое занятие

Практические упражнения

№39

Комбинации.

Отрабатывать практические навыки.

Практические задания

Упражнения и дидактические игры

№40

Закрепление практических навыков.

 

Развивать логику, смекалку, способность думать, мыслить, анализировать.

Практические задания Упражнения и дидактические игры

Месяц

занятия

Тема

Программное содержание

Методические приемы

март

№41

Типичные комбинации.

Познакомить с типичными комбинациями. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать

Практическое занятие

Показ, объяснение

 

№42

Типичные комбинации.

Отрабатывать практические навыки. Развивать ловкость и смекалку, способность думать, мыслить, анализировать.

Практическое занятие

 

Упражнения и дидактические игры

№43

Матовые комбинации. Познакомить с матовыми комбинациями.

Практическое занятие

 

Показ. Объяснение. Дидактическая игра.

№44

Матовые комбинации.

 

Развивать логическое мышление.

Разбор известных матовых комбинаций.

 Практическое занятие

Дидактические игры: «Мат или не мат», «Мат в один ход».

№45

Матовые комбинации. Отрабатывать практические навыки.

Воспитывать усидчивость.

Игра всеми фигурами из начального положения.

Игра парами

№46

Этюды. Познакомить с понятием  этюд.

Развивать ловкость и смекалку, способность думать.

Практическое занятие

 

Показ.

Объяснение. Дидактическая игра.

№47

Этюды. Решение этюдов.

Развивать логическое мышление, внимание.

Практическое занятие

Дидактическое задание

«Реши этюд».

№48

 Этюды. Решение этюдов.

Развивать логическое мышление, внимание.

Практическое занятие

Дидактическое задание

 «Реши этюд».

 

Месяц

занятия

Тема

Программное содержание

Методические приемы

апрель

№49

Этюды. Отрабатывать практические навыки.

Воспитывать усидчивость, внимательность. Практическое занятие

Дидактическое

задание «Реши этюд».

№50

Этюды. Отрабатывать практические навыки.

 

Воспитывать внимательность, точно рассчитывать правильные ходы. Практическое занятие

Дидактическое задание «Реши этюд».

№51

Шахматные турниры

 

Закреплять знания детей.  Воспитывать усидчивость, внимательность. «Игровая практика»

Игра парами

№52

Шахматные турниры

Закреплять знания детей на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность, точно рассчитывать правильные ходы.

Игра парами

№53

Шахматные турниры

 

Закреплять знания детей на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность, точно рассчитывать правильные ходы.

«Игровая практика»

Игра парами

№54

Шахматные турниры

 

Закреплять знания детей на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность, точно рассчитывать правильные ходы.

«Игровая практика»

Игра парами

№55

Шахматные турниры

Закреплять знания детей на предыдущих занятиях. Воспитывать внимательность, точно рассчитывать правильные ходы.

«Игровая практика»

Игра парами

№56

Шахматные турниры

 

Закреплять знания детей на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость.

«Игровая практика»

Игра парами

Месяц

занятия

Тема

Программное содержание

Методические приемы

май

№57

Шахматные турниры

 

Закреплять знания детей на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность, точно рассчитывать правильные ходы.

«Игровая практика»

Игра парами

№58

Шахматные турниры

 

Закреплять знания детей на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность, точно рассчитывать правильные ходы.

«Игровая практика»

Игра парами

№59

Шахматные турниры

 

Закреплять знания детей на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность, точно рассчитывать правильные ходы.

«Игровая практика»

Игра парами

№60

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения

Практические навыки

№61

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения

Практические навыки

№62

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения

Практические навыки

№63

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения

Практические навыки

№64

До свидания шахматная страна!

Закреплять пройденный материал. Вспомнить,  как ходят фигуры, что такое нотация, рокировка и т.д. Беседа с детьми о  возникновении шахмат, интересными фактами из жизни.

Показ презентации

Месяц

занятия

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Сентябрь  

Мониторинг

 

Подведение итогов реализации программы

первого года обучения

Мониторинг

 

Подведение итогов реализации программы  

первого года обучения

Учебный план

Группа

Количество занятий

В неделю

В месяц

В год

Часов в год

5-6 лет

2

8

64

26,6

6-7 лет

2

8

64

32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению детей шахматам

   Рабочая программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста, расчитана на 2 года.     Содержание программы соответствует психолого-возрасным осо...

План - программа обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы

данная программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной группы детей детского сада в течении всего года. За это время дети получат основные знания  шахматной игры....

Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]   ОглавлениеПояснительная записка..........

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Рабочая программа по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы "Королевство шахмат"

Образовательная программа «Королевство шахмат» по обучению игре в шахматы разработана на основе программы И.Г.Сухина  «Шахматы – школе».  Данная программа напра...

Рабочая программа по обучению детей старшего дошкольного возраста шахматам "Дошкольник в мире шахмат"

В наши дни задача   шахматного образования детей дошкольного возраста становится актуальной. В психологии есть такое понятие: сензитивность - чувствительность к воздействиям определенного ро...

Программа дополнительного образования по обучению детей старшего школьного возраста игре в шахматы "Мир шахмат"

Программа дополнительного образования по обучению детей старшего школьного возраста игре в шахматы "Мир шахмат"...