Статья "ПРОЕКТИРОВАНИЕ КНИЖНОГО УГОЛКА В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
статья (младшая группа)

Данная статья поможет правильно спроектировать книжный уголок в группе раннего возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tsvetkova.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Цветкова Александра Михайловна,

Воспитатель ГБДОУ №66 г.Санкт-Петербург

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КНИЖНОГО УГОЛКА В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Одной из немаловажных задач, определяемой Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, является необходимость своевременного приобщения детей к художественной культуре, развитию способности воспринимать прекрасное в жизни и искусстве. Эту работу необходимо начинать с самого раннего детства.

Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства, в целом, и литературно художественного центра, в частности. Литературный центр группы включает в себя книжный уголок ( книжки-малышки, сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам, предметные картинки)

Не секрет, что одним из важных средств эстетического, нравственного воспитания и формирования личности в раннем возрасте является народное искусство. Знакомство с ним начинается с русских народных сказок, которые читают малышам с самого рождения.

Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора. В ней сочетаются занимательный сюжет и удивительные герои, народная поэзия и чувство юмора, доброта и утверждение справедливости, народная мудрость и красота русского языка.

Русские народные сказки доступны и интересны ребенку благодаря своей неповторимой выразительности. Это является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения к ним детей.

Актуальность темы определяется необходимостью знакомства с русскими народными сказками в дошкольных образовательных организациях, разработки вариативных методов при ознакомлении с народным творчеством в раннем возрасте.

Я считаю, что приобщение детей к чтению, к восприятию русских сказок начинается с создания развивающей предметно-пространственной среды группы. Красочно оформленный книжный уголок в группе является частью этой среды, привлекает интерес и внимание детей.

Проанализировав методические рекомендации по оформлению и разработке книжных уголков для младшего дошкольного возраста, определила для себя несколько принципов проектирования данной зоны в группе раннего возраста.

Принцип доступности – книги в уголке должны находиться в зоне доступности детей, чтобы ребенок мог взять любую книгу без помощи взрослого.

Принцип эстетичности – уголок должен быть красиво оформлен, книги в центре должны быть с яркими, большими иллюстрациями.

Принцип вариативности – книги в уголке должны меняться в соответствии с образовательными задачами.

Принцип комфортности – для книжного уголка выбирается хорошо освещенная зона, рядом с которой могут располагаться подушки и любые мягкие сидения.

Принцип самостоятельности – воспитатель приучает детей к самостоятельному пользованию книгой, говорит о правилах пользования (не рвать, не мять, не рисовать, не использовать как игрушку).

При подборе книг для книжного уголка важно учитывать возрастные особенности детей группы. Для детей раннего возраста можно разместить:

  • книги на плотной основе по знакомым программным сказкам объемом не более 5 листов;
  • книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
  • книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками.
  • книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);
  • книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;
  • музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);

        В соответствии с этими принципами и рекомендациями проектирование книжного уголка «В гостях у сказки» в группе раннего возраста и работу в нем построила следующим образом.

        Сказки выбирала в соответствии с основной общеобразовательной программой и программой группы. Один раз в месяц организовывала выставки, посвященные одной сказке, наиболее любимой детьми. Одновременно подбирала игрушки, изображающие героев, представленных в книжном уголке сказок, размещала различные виды театра (настольный, кукольный, магнитный, пальчиковый и др.). Кроме книг выставляла на полках красочные иллюстрации сказочных сюжетов и детские рисунки.

Книги со сказками использовала при организации совместной деятельности с детьми по всем направления детского развития. В образовательном процессе применяла следующие методы и формы работы:

  • выразительное чтение сказки с демонстрацией иллюстраций;
  • рассматривание иллюстраций к сказке разных художников;
  • обыгрывание сказки во время чтения с использованием игрушек и различных видов театра (пальчикового, бибабо, перчаточного, настольного);
  • «прочтение» сказки самими детьми по иллюстрациям.

        Очень важно в процессе работы по приобщению детей к художественной литературе заручиться поддержкой родителей. С этой целью подготовила консультации «Сказки в жизни малышей», «Сказка ложь, да в ней намёк …», «Моя первая книжка». Организовала совместные с родителями акции: «Книга – лучший подарок», «Моя любимая книжка», «Книги своими руками». Родители с удовольствием принимали участие в оформлении книжного уголка, приносили в детский сад свои любимые детские сказки и любимые книжки своих детей.

        В результате проделанной работы, мною было отмечено, что малыши, научились выстраивать отношения с понравившейся им книгой. Дети берут книги в уголке в руки, перелистывают страницы, рассматривают картинки, изучают детали, повторяют фразы из сказки или воспроизводят речь персонажей, «читают» книжки игрушкам.

        Можно сделать вывод, что если процесс общения с книгой, со сказкой приносит ребенку радость, то он будет вновь и вновь обращаться к книжке, изучать ее, тянуться к новым знаниям. А это значит, что процесс его познавательного, эмоционального, нравственного и личностного развития будет протекать всесторонне и гармонично.

Литература:

  1. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством / И.А.Бойчук. – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 126 с.
  2. Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством / Л. С. Куприна. – СПб.: Детство-Пресс,2012. – 88 с.
  3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), исп. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕСТАНДАРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СПОРТИВНОГО УГОЛКА В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

«Здоровье и счастье наших.детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…» Н.М. Амосов Одна из основных задач детского сада – это сохранение и укрепление здоровья дош...

Перспективный план работы в книжном уголке в группе раннего возраста.

Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе....

Книжный уголок в группе раннего возраста "Чудо дерево"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14090319","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1...

Сообщение "Особенности организации физкультурного уголка в группе раннего возраста"

quot;Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении". Жан Жак Руссо...

Консультация "Книжный уголок в группе раннего возраста"

Пример оформления книжного уголка в группе раннего возраста...

Паспорт физкультурного уголка 2 группы раннего возраста «Одуванчик»

Способствовать полноценному и всестороннему развитию и воспитанию двигательной активности у детей, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка....