Использование песочной терапии для профилактики психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям ДОУ
статья

Братчина Алина Алексеевна

Аннотация: в статье раскрывается вопрос актуальности профилактики психоэмоционального  напряжения  у детей в период адаптации, эффективности использования в качестве данного средства метода песочной терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_bratchina.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОУ

Аннотация: в статье раскрывается вопрос актуальности профилактики психоэмоционального  напряжения  у детей в период адаптации, эффективности использования в качестве данного средства метода песочной терапии.

Проблема стресса занимает одно из первых мест среди психологических проблем наиболее актуальных для людей ХХI  столетия. Нагрузка на психику сейчас несравненно больше, чем раньше.  В этом виноват и сумасшедший ритм жизни, и обилие информации, и калейдоскоп событий и лиц, мелькающих перед глазами любого горожанина... Дети наряду с взрослыми делят  все эти трудности.

Приход ребенка в детское  дошкольное учреждение почти всегда сопровождается психологическими проблемами для него. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Педагогам  необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Многолетние наблюдения и опыт педагогов  показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Взаимодействуя с песком, ребенок быстрее адаптируется к детскому саду, и этот процесс проходит менее болезненно.

Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, тревог. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения, что ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.  

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком, поддержания доверительного отношения между взрослым и малышом.  Взаимодействуя с педагогом и сверстниками во время игр с песком, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

Песок плюс ко всему - это еще и прекрасный развивающий материал для детей. В песочнице совершенствуется тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта», более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.  Песок предоставляет ребенку возможность прожить накопленный психологический опыт, отработать и закрепить знания о себе и мире.  Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности.

Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода.  Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. Например: "Заборчики". (Дети руками лепят  заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка).  При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.

В нашем детском саду метод пескотерапии активно используется в адаптационный период в качестве психопрофилактического средства в рамках апробации комплексной психолого-педагогической  программы профилактики психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации в условиях ДОУ.

 Игры с песком являются одной из составляющих комплексных индивидуально-групповых занятий с детьми младшего дошкольного возраста, направленных на своевременную профилактику психоэмоционального состояния, осуществляемых педагогом-психологом, совместно с воспитателями  адаптационных групп.  Эти игры также используются психологом и педагогами младших групп в качестве групповой или подгрупповой работы  во время прогулки на игровой площадке  и во время индивидуальных занятий по усмотрению педагога-психолога  с детьми «группы риска».

В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию,  поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены общим сказочно-игровым сюжетом. Вторая часть занятия заканчивается свободной деятельностью ребенка.

Педагогам и родителям предлагаем  рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий:

1. Игры в песочнице проводятся с группой детей, особое внимание при этом педагог уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной группе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.

2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.

3. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.

4. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

5. Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы, стихотворение, речевка  и пр.)

Во время проведения занятий с использованием пескотерапии, мы применяем различные формы работы с детьми.

1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрпиз», «Спрячь ты, а я буду искать»,  «Необыкновенные следы».

       3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».

4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.

       5.  Инсценирование: «Девочка чумазая»,  «Испечем пирожки».

6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А.Барто «Игрушки».

7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

8.  Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).

9. Устраиваются дни погружения, например, «День песка»;  тематические праздники: «Праздник песка», «Праздник новых формочек» и т.д.

Во время прогулок стараемся привлекать к песочным играм и родителей, вновь прибывших детей, чтобы они не только наблюдали, но и сами участвовали в процессе занятий и игр. В присутствии близкого человека дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками.  Кроме того,  родители сами обучаются песочным играм (дома, это может быть и манка, и гречка, и т.д.) и в дальнейшем применяют в домашней обстановке. 

Эффективность использования игр и упражнений с песком подтверждается положительными результатами психологической диагностики  уровня адаптации ребенка к детскому саду, заметно  снижение процента детей с тяжелой степенью адаптации,  а самое главное, все игры очень нравятся детям.

Литература

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период, адаптации к дошкольному учреждению. — М.: Книголюб, 2003.

Турпова Н.В. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Комплексная психолого-педагогическая программа профилактики психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации в условиях ДОУ,  разработанная авторским коллективом педагогов-психологов муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Белгорода  №№ 72, 88, 85, 57, 71, 28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка « Театрализованная игра , как средство снятия эмоционального напряжения детей младшего дошкольного возраста в период адаптации

Адаптация ребенка к новым условиям очень сложный, а иногда и травмирующий процесс для детской психики. Театрализованные игры представленные в данной методической разработке позволяют сделать этот проц...

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста

Статья содержит примеры и описание игровых упражнений для снятия психоэмоционального напряжения у детей младшего  дошкольного возраста...

Статья на тему: «Песочная терапия для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации».

Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития его творческих способностей , а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, пер...

"Программа игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада"

Пояснительная записка  Актуальность  С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые т...

Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада.

Пояснительная запискаС поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые требования поведения, постоянный ...