«Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств»
материал

Александрова Марина Леонидовна

«Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств»

 

 

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося

над землей, заботливый садовник укрепляет

корень, от мощности, которого зависит жизнь

растения на протяжении нескольких

десятилетий, так педагог должен

заботиться о воспитании у своих детей

чувства бесконечной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский

Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.

Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Особая ответственность за формирование у детей нравственно-патриотических чувств возлагается на  воспитателя ДОУ. Потому что именно он, воспитатель, поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси, донесёт до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры.

Цель моей работы Формирование патриотических чувств , приобщение детей к историческим и духовным ценностям, воспитание уважения к культурным и национальным традициям.

Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формирование чувства любви к своему городу, родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.

В основе ведущей идеи моей работы лежит  создании условий  для развития у дошкольников этических представлений, навыков культурного поведения, гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, дому, городу, Родине, уважению к людям разных национальностей, ветеранам войны, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации). Все вышесказанное можно решить во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как это воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах:

Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;

Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;

Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;

Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;

Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры; технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;

Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

Работа ведеться  по двум  направлениям:

v    Работа с детьми;

v    Работа с родителями.

Для выполнения поставленных задач был разработан перспективный план по патриотическому воспитанию с детьми и форм взаимодействия работы с родителям.

Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию  дошкольников помогает правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда, в  группе оформлен центр   краеведения.

В оформлении центра  присутствует государственная символика России (флаг, герб, портреты глав государства, области, города, виды достопримечательных мест родного города (открытки, фотоматериал, буклеты)

В  группе есть центр  книги   с русскими народными сказками, иллюстрациями к ним. Там же находятся книги о родном крае,  тематические альбомы: семейные фотоальбомы« Моя семья», «Мой любимый город»,          « Улицы моего города», «Костюмы народов мира», «Знаменитые земляки» и др., картотека подвижных игр народов мира.

В центре искусства размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного, декоративно – прикладного искусства подобраны дидактические и развивающие игр; папки с силуэтным моделированием, различный иллюстрированный материал по темам «Гжель», «Дымка», «Хохлома», «Филимоновские», «Жостово»  и др

Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.

Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:

1. целевые прогулки, экскурсии;

2. беседы;

3. игры;

4. чтение художественной литературы;

5. праздники, развлечения, вечера досуга, викторины.

и, конечно же, основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия познавательного характера. На занятиях дети закрепляют те знания, которые у них есть, узнают новый доступный для их возраста материал. Цель таких занятий: формирование исторического сознания, возрождение духовных традиций России, воспитание в детях гражданственности и патриотизма. Например, знакомя детей с защитниками нашей Родины, мы стремимся воспитать желание быть похожими на них, стремиться быть сильными, выносливыми, желание защищать и охранять нашу Родину.

Провожу с детьми целевые прогулки и экскурсии, содержанием таких экскурсий являются: наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войн.

Беседы, чтение художественной литературы   направлены на  изучение  истории Отечества и воспитание  патриотизма, готовности защищать его, гордиться военными победами предков.

Стало традицией    каждый год возлагать цветы к Вечному огню, к памятнику погибшим воинам. Такие формы работы формируют у детей чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к своей стране, сопричастности к её истории, любовь к семье и её традициям. Вызывают желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Большое место   в  работе  принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника.

Использую игры с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами. Игры-драматизации по любимым сказкам, потешкам, с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый,   настольный, плоскостной.

Дидактические игры  «Русский сувенир» «Одень куклу в национальный костюм», « Белый, красный, синий», «Государственные символы» и др.

Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром.

У детей  формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

В  работе с детьми по воспитанию патриотизма у детей использую произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития.

В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера.

Праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа.

Участвуем с детьми в народных праздниках: «Веснянка», «Масленица» «Пасха».

В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.

В работе с родителями использую разные  формы работы: консультации, папки - передвижки, беседы как индивидуальные, так и  групповые, собрания. Устраиваем  совместные тематические  выставки   поделок и рисунков, праздники и развлечения. По данной теме для родителей были подобраны консультации, оформлен стенд.

В результате проводимой работы  дети  проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города, края. Знают некоторые сведения об истории, достопримечательностях, знаменитых людях.

Имеют представления о природных богатствах края.
Проявляют интерес к стране, в которой живут.

Выражают положительное отношение к миру, к своему городу,   дружбе, ко всему живому.

Стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.

 

В заключении хочется сказать, что воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края и страны является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка.

И только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитывать у ребенка чувство патриотизма, любви к своей Родине, народу и его культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Средства формирования у детей дошкольного возраста уважительного и чувства принадлежности к сообществу и детей и взрослых образовательной организации»

1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. 2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.3. Описание новых образ...

Перспективно-тематический план работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем (старшая, подготовительная гр.)

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через народное творчество»Исполнитель:Федина Альбина Алексеевнавоспитатель МКДОУ Савинского детского сада №2 п. Сав...

Формирование у ребенка дошкольного возраста патриотических чувств через региональную культуру с использованием метода проекта

Формирование у ребенка дошкольного возраста патриотических чувств через  региональную культуру с использованием метода проекта....

«Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через художественную литературу»

Консультация для педагогов«Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через художественную литературу»...

консультация Формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, общес...

Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, в процессе обучения народному танцу.

 Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, в процессе обучения народному танцу. Музыкальный руководитель Давлеткулова Е.В....