Картотека игр по формированию пространственных представлений.
картотека

Икромова Екатерина Асроровна

Картотека по формированию пространственных представлений по возрастным группам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр по формированию пространственных представлений.

Младшая группа

1.В лесу

Дидактическая задача. Формирование пространственных представлений о положении предметов и объектов на фланелеграфе. Уточнение значений слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу.

Игровое правило. Выкладывать картинки в соответствии с содержанием рассказа.

Материал. Фланелеграф, изображение берёзы с зелёными листьями, гриб, солнце, облако, заяц, птица, ёжик, медвежонок, домик, ёлочка.

Ход игры. «Дети я вас приглашаю на прогулку в лес». Затем ставлю на фланелеграф изображение берёзы с зелёными листьями.

- Как вы думаете, о каком времени года мы сейчас будем говорить?

- Почему вы так думаете?

- Каковы признаки лета?

В углу фланелеграфа выставляю гриб, солнце, облако, зайца, птицу. ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

- Как вы думаете, что может находиться над деревом?

Выбираю ребёнка. Он выкладывает на фланелеграфе солнце, птицу, облако. Если он затрудняется то помогаю ему.

- Что вам это облако напоминает?

- А что может находиться под деревом?

Другой ребёнок выкладывает гриб и зайца. Выставляю ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

- Покажите правую руку, левую.

- Расположите справа от дерева ёжика, а слева - медвежонка.

- С какой стороны от дерева находится гриб, заяц?

- Поставьте слева от дерева домик, а справа – ёлочку.

- Назовите предметы, расположенные правее гриба, левее ёжика.

2.Динамические картинки

Дидактическая задача. Формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов.

Игровое правило. Выкладывать картинки по заданию.

Материал. Фланелеграф, изображение ёлка, берёзка, грибок, кустик, заяц, белка, ворона, ёж, домик.

Ход игры. На магнитной доске или фланелеграфе выставляю ёлку. Каждый ребёнок получает свою картинку: берёзку, грибок, кустик, зайца, белку, ворону, ежа, домик.

Ввожу детей в игровую ситуацию:

- Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.

Дети располагают свои картинки по моему заданию.

- Берёзка справа от ёлки.

- Ворона над ёлкой.

- Заяц слева от ёлки.

- Лиса идёт к ёлке.

- Куст под ёлкой.

- Ёжик идёт от ёлки.

- Грибок под ёлкой.

- Домик за ёлкой.

- Белка на ёлке.

В ходе игры даю дополнительные указания, пояснения.

3. Котята разбежались

Дидактическая задача. Закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости. Развивать внимание. Способствовать запоминанию понятий право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний.

Игровое правило. Показать и сказать, где находится каждый котёнок.

Материал. Фланелеграф, фигурки шести котят разного цвета.

Ход игры. На фланелеграфе размещены фигурки 3 – 4 котёнка разного цвета. В начале игры все они находятся на одном месте.Дети называют место расположения котят: например в середине. Воспитатель говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где находится каждый котёнок. Например, «Красный котёнок сидит в правом верхнем углу, а оранжевый внизу слева» и так далее.

Средняя группа

1. Вверху – внизу. Кто выше?

Цель. Развитие пространственных представлений.

Материал игры: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река.

В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.

Содержание игры. Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».

В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения.

2.Разговор по телефону.

Цель. Развитие пространственных представлений.

Игровой материал. Палочка (указка).

Правила игры. Вооружившись палочкой и проводя ею по проводам, нужно узнать, кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.

Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

3. Где чей домик?

Цель. Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо) .

Игровой материал. Набор карточек с числами.

Правила игры. Взрослый является ведущим. По указанию ребенка он разводит цифры по домикам. На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть. Если цифра сворачивает на запрещенную дорожку либо проходит не по той дорожке, где условие выполняется, то ребенок теряет очко. Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась. Если же развилка пройдена правильно, то игрок получает очко. Ребенок выигрывает, когда наберет не менее десяти очков. Игроки могут меняться ролями, условия на развилках можно также изменять.

Старшая группа

1. "Волшебный сундучок"

Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".

Оборудование: "сундучок", мелкие игрушки

Содержание: ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки "рукава" и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает где они находятся.

2."Разноцветное путешествие"

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.

Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие.Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого - на лесной полянке, желтого - на песчаном пляже и т. д.).

 3."Бабочка"

Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости, вызывать интерес к чтению, закреплять навыки чтения.

Оборудование: поле с буквами.

Содержание: ребенку предлагается поле с буквами. В центре поля бабочка.Ребенку говорится: Бабочка очень любит кушать сладкий нектар, перелетая с цветочка на цветочек. Сегодня бабочка пригласила тебя поиграть. На ее любимой полянке растут не обычные цветы. На каждом из них буква. Если ты будешь следить за ее полетом и вместе с ней собирать с цветов буквы, то узнаешь, какое слово она загадала. Далее педагог задает направление движения бабочки, а ребенок собирает с цветов буквы, выкладывает их на столе и читает получившееся слово. Затем педагог меняется ролями с ребенком. Теперь ребенок задает направление движения, а педагог выполняет это задание. Буквы можно менять в зависимости от загаданного слова.

Подготовительная группа

1.ГДЕ СИДЕЛ ВОРОБЕЙ?

Дидактическая задача: формировать у детей понятия, характеризующие положение предмета в пространстве.

Оборудование: фланелеграф, аппликация воробья и лесной полянки.

Содержание. Воробей летает по полянке; когда он садится, дети определяют его пространственное положение: «Воробей сел слева, на веточке, внизу, под кустиком, справа, у цветка, сзади, за дерево и т. д.».

Примечание. Воробьев может быть несколько, и дети уточняют, где сидит каждый из них.

2.ДОЙДИ ДО ФЛАЖКА.

Дидактическая задача: упражнять детей в пространственной ориентации; тренировать внимание.

Оборудование: флажки на подставках.

Содержание. На песке или на асфальте, линолеуме чертится большой квадрат, который делится на 16 маленьких. В один из них ставится флажок. Ребенок начинает игру с «дома» - заштрихованного квадрата. Воспитатель направляет движение ребенка к флажку, например направо на один квадрат, налево через два квадрата, вперед в следующий квадрат, назад в соседний квадрат и т. д. (Всего 6-8 ходов.) Кто не ошибется и дойдет до флажка, забирает его к себе. Ставится другой флажок, и игра повторяется. Игру можно проводить на улице. Участвуют четверо-шестеро ребят.

3.НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!

Дидактическая задача: дать практические навыки ориентирования в пространстве; упражнять в порядковом счете.

Оборудование: звездочки.

Содержание.Дети одного ряда строятся в колонну и выполняют команду: «Коля встанет перед Игорем»«Женя за Леной»«Коля между Васей и Светой»«Ира самая последняя, а Володя рядом» и т. д.

Вариант 1.Дети во время перестроения выполняют движения по заданию: «Мальчик рядом с Олей сделает шаг назад»«Тот, кто стоит слева от Вити, хлопнет в ладоши» и т. д. Дети остальных рядов проверяют правильность выполнения команды. Если кто-то ошибся, поднимают руку и поправляют. Кто ни разу не ошибся, получает звездочку.

Вариант 2. Группа ребят строится в шеренгу. Дети запоменают порядок построения. По сигналу дети закрывают глаза, а два-три человека меняются местами (или садятся на место). Нужно определить, как ребята перестроились, и назвать место ребенка,например: «Миша стоял рядом с Игорем, он был третьим. Теперь он седьмой, стоит между Димой и Таней» или «Нет Оли, она была второй».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по формированию пространственных представлений у старших дошкольников.

Использование дидактических игр являетсяэффективным средством формированияпространственных представлений в старшемдошкольном возрасте .Дидактические игры как своеобразное средствообучения и воспитания...

Картотека игр по формированию математических представлений с использованием развивающей предметно - пространственной среды"Фиолетовый лес"

Эффективное интеллектуально - творческое развитие детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности, Актуальность данных развивающих игр в том, что данные игры направлены на сохран...

Картотека игр по формированию пространственных представлений

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование пространственных представлений в старшей группе.

В данной картотеке собраны  игры и упражнения  способствующие  овладению  пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке....

Картотека игр на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста...