Своеобразие построения педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста
методическая разработка

Своеобразие построения педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Своеобразие построения педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста

Деятельность любого образовательного учреждения осуществляется как целостный педагогический (учебно-воспитательный, образовательный) процесс.

Построение педагогического процесса в ДОУ основывается на следующих принципах:

- учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;

- решение воспитательных и образовательных задач в единстве;

- учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и - компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

- осуществление взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого;

- создание развивающей среды.

Как правило, к достижению старшего дошкольного возраста  у большинства детей формируются интеллектуальные возможности для обучения в школе. Это проявляется в том, что у дошкольников существенно возрастают возможности умственной деятельности. Они довольно хорошо ориентируются в окружающей действительности. На этом этапе важно сформировать такие навыки, как стремление узнать как можно больше нового об окружающем мире и уметь систематизировать полученные знания, а также внятно объяснить результат полученных знаний. Необходимо поощрять умение дошкольников выполнять простые практические и теоретические задания, достигать наглядной цели, следить за ходом мысли педагога, усваивать общие правила построения практических и теоретических задач. Большое значение имеет стремление развивать творческие способности и воображение. Дошкольнику важно уяснить, что он переходит на более сложную ступень социальных взаимоотношений, где ему будет отведена роль не воспитанника детского сада или кружка, а ученика. Эта роль требует более сложных форм общения (личностного, делового) и более серьезного отношения к своим обязанностям.

У детей старшего дошкольного возраста значительно возрастает произвольность познавательных процессов (памяти, внимания), складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.). Все это позволяет значительно совершенствовать процесс обучения, расширить его задачи:

– дальнейшая ориентировка детей в окружающем мире, накопление представлений о предметах и явлениях окружающей жизни;

– задача дальнейшего совершенствования познавательных процессов, т. е. целенаправленность анализа, сравнение, более широкое обобщение и т. д.;

– формирование у всех детей основных компонентов учебной деятельности;

– воспитание познавательного интереса как мотива учебной деятельности.

В старших группах усложняется содержание математических представлений детей. В единстве с процессом формирования знаний идет обучение речи. Развивается связная речь, совершенствуются фонематические восприятия как предпосылка для овладения грамотой, дети осваивают выразительные средства родного языка.

Обучение различным видам художественной деятельности предусматривает развитие образного видения окружающего, навыков и умений его передачи в художественной деятельности.

Основное содержание обучения движениям направлено на совершенствование двигательных навыков и двигательных способностей (скоростно—силовых, координационных).

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Разносторонность содержания обучения требует использования системы методов: наглядных, практических и словесных.

Наблюдение как основной наглядный метод сохраняет свое ведущее значение. Наряду с эпизодическими наблюдениями широко используются длительные. Возрастает самостоятельность детей в процессе наблюдения, его планомерность. Воспитатель чаще пользуется постановкой перед детьми целостной задачи наблюдения, вопросом—заданием. Широко используются разного вида сравнения (по памяти, с помощью иллюстративного материала и т. д.), а также поисковые действия.

Наиболее полно в обучении детей старшей группы используются:

– методы моделирования;

– элементарные опыты;

– беседы.

Отличительной особенностью методов обучения старших дошкольников является наличие в них приемов поискового характера, обеспечивающих высокую умственную активность детей и вместе с тем формирование основных компонентов учебной деятельности.

Своеобразие содержания обучения детей старших групп детского сада, требует использования системы занятий, где каждое занятие занимает определенное место в формировании знаний и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своеобразие построения педагогического процесса в группе раннего возраста

Своеобразие построения педагогического процесса в группе раннего возраста.Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний...

Своеобразие построения педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста со ласно ФГОС

В данном материале дается  описание основных  направлений  своеобразия  построения педегогического процесса с детьми старшего дошкольного возраста согласно ФГОС с учетом возр...

СВОЕОБРАЗИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье говорится об особенностях воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группе. В приложении  даны виды деятельности детей в течении недели, а также организация развива...

Диагностика педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста.

Диагностиа педагогического процесса в старшей группе (5-6 лет) дошкольной образовательной организации....

Статья "своеобразие построения педагогического процесса в группе раннего возраста"

Настоящая статья отражает специфику периода раннего детства и акцентирует внимание педагогов на грамотной организации воспитательно – образовательного процесса с детьми данной возрастной категор...

Эссе: «Своеобразие построения педагогического процесса в группе младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет — важный период в развитии детей. В этом возрасте младшие дошкольники активно формируют первые элементарные представления о н...

Эссе "Своеобразие построения педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста

Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы не перегружать ребенка и оставить живой интерес....