СВОЕОБРАЗИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (подготовительная группа)

Кайгородова Наталья Витальевна

В статье говорится об особенностях воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группе. В приложении  даны виды деятельности детей в течении недели, а также организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СВОЕОБРАЗИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ      СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Построение воспитательно- образовательного процесса в группе старшего дошкольного возраста осуществляется с использованием разнообразных форм и  с учётом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых ООД с повседневной жизнью детей.

Воспитательно-образовательный процесс условно подразделяется на:

- совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;

- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

- самостоятельную деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Построение образовательного процесса основывается  на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно.

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе подгруппы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.

Одной из форм организованной образовательной деятельности (ООД) является  «занятие», которое рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).   Реализация занятия  как дидактической формы учебной деятельности рассматривается  только в старшем дошкольном возрасте.

Прогулка организуется два раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна.        

 В дошкольных группах продолжительность сна составляет 2 - 2,5 часа.

Организация образовательного процесса регламентируется расписанием организованной детской деятельности. При организации   образовательной деятельности с детьми доминирует игровая, форма в зависимости от программного содержания, она проводится фронтально, подгруппами, индивидуально.

             

1

Организованная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня.

Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в подготовительной - 45 минут и 90 минут соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами ООД - 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется и  во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 - 30 минут в день.

Музыкальное и физическое развитие детей осуществляется - специалистами. ООД по физическому развитию детей организуется 3 раза в неделю, одно из которых   - на свежем воздухе.  

Ежедневная организация жизни и деятельности детей в ДОУ обусловлена личностно ориентированным подходом ко всем видам детской деятельности, в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей.

Во время летнего оздоровительного периода осуществляется организованная двигательная и музыкально-художественная деятельность. Воспитателями проводятся спортивные игры, праздники, экскурсии, увеличивается продолжительность прогулок, осуществляется деятельность по художественно-эстетическому развитию детей: музыкальные праздники, развлечения на свежем воздухе, экскурсии, исследовательская и экспериментальная деятельность по интересам. Для интеллектуального досуга – викторины и КВН.

При организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решение поставленных целей и задач, осуществляется, исключая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Достичь этой цели позволяет комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

          Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков.

         Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим, поэтому в ДОУ используется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья. На гибкость режима влияет и окружающий социум.

2

Приложение 1

Организованная образовательная деятельность

Базовый вид деятельности

Периодичность  

Физическая культура в помещении

2 раза в неделю

Физическая культура на прогулке

1 раз в неделю

Ознакомление с окружающим миром

1 раз в неделю

Формирование элементарных математических представлений

2 раза в неделю

Развитие речи

2 раза в неделю

Рисование

2 раза в неделю

Лепка

1 раз в 2 недели

Аппликация

1 раз в 2 недели

Музыка

2 раза в неделю

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности

Чтение художественной литературы

ежедневно

Конструктивно-модельная деятельность

1 раз в неделю

Игровая деятельность

ежедневно

Общение при проведении режимных моментов

ежедневно

Дежурства

ежедневно

Прогулки

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная игра

ежедневно

Познавательно-исследовательская деятельность

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах развития

ежедневно

Оздоровительная работа

Утренняя гимнастика

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

3

Приложение 2

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Проектирование предметно-пространственной среды в детском саду осуществляется на основе требований реализуемой образовательной программы;  Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Соблюдение принципа гибкого зонирования позволяет дошкольникам заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению.      

В группе старшего дошкольного возраста организуются центры:

1.Книжный уголок. (Книги, рекомендованные для чтения детям определенного  возраста, книги, любимые детьми данной группы, сезонная литература, детские журналы (старший дошкольный возраст), детские рисунки, книги по увлечениям детей).

2.Центр речевого творчества. (Игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма), настольно-печатные игры. Оборудование для театрализованной деятельности: шапочки, маски для игр-драматизаций, кукольный театр, пальчиковый, уголок ряженья, атрибуты для театрализованных и режиссерских игр и т.д.)

3.Центр науки. (Оборудование для детского экспериментирования и опытов, уголок природы, подборки энциклопедий, муляжей, гербариев, плакатов, видео и аудиоматериалов)

4.Уголок  строительно-конструктивных игр.  (Конструкторы, деревянные и пластмассовые,  с разными способами крепления деталей, силуэты, картинки, альбомы, конструктивные карты, простейшие чертежи,  опорные схемы, необходимые для игр материалы и инструменты)

5.Уголок  развивающих игр (игротека). (Игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру и группировка их по 1-2 признакам, игры на раскладывание в ряд с чередованием геометрических фигур, предметов по размеру, цвету, нанизывание бус на шнур, рамки-вкладыши, геометрическая мозаика, геометрическое лото; игры «Логические кубики», «Сложи картинку», игры на понимание символики, схематичности и условности, модели, игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений,  трафареты, линейки, игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»), игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать  разные величины, игры для развития логического мышления).

6.Центр изобразительного искусства. (Оборудование для изобразительной деятельности: трафареты, геометрические формы, силуэты, краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, белая и цветная бумага, ножницы.Пластилин, салфетки, губки, штампы, тампоны, силуэты одежды, предметов декоративно-прикладного искусства, детские и взрослые работы по рисованию, аппликации, баночки для воды,  природный и бросовый материал, дидактические игры, и др.

4

7.Спортивный уголок.  (Мини-физкультурные уголки, оснащенные физкультурным инвентарем и оборудованием для спортивных игр и упражнений, напольная игра «Баскетбол» и др.).

8. Зона для сюжетно-ролевых игр. (Оснащен атрибутами к сюжетно-ролевым играм в соответствии с возрастом детей; зона игра для мальчиков: модели транспорта разных видов, цветов и размеров, сборные модели транспорта, фигурки людей и животных и др.; зона игр для девочек: куклы и комплекты одежды для них, наборы мебели и посуды для кукол, плоскостные изображения кукол.

9.Музыкальный уголок. (Детские музыкальные инструменты: металлофон, барабан, гармошки, маракасы, поющие игрушки, звучащие предметы-заместители, музыкальный центр, диски с записью музыкальных произведений).

10. Центр детского экспериментирования и уголок природы. (Природный материал – песок, глина, камешки, различные семена и плоды, сыпучие продукты, лупы, ёмкости разной вместимости, ложки, палочки, воронки и др.).

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своеобразие построения педагогического процесса в группе раннего возраста

Своеобразие построения педагогического процесса в группе раннего возраста.Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний...

Своеобразие построения педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста со ласно ФГОС

В данном материале дается  описание основных  направлений  своеобразия  построения педегогического процесса с детьми старшего дошкольного возраста согласно ФГОС с учетом возр...

Своеобразие построения педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста

Своеобразие построения педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста...

Диагностика педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста.

Диагностиа педагогического процесса в старшей группе (5-6 лет) дошкольной образовательной организации....

Статья "своеобразие построения педагогического процесса в группе раннего возраста"

Настоящая статья отражает специфику периода раннего детства и акцентирует внимание педагогов на грамотной организации воспитательно – образовательного процесса с детьми данной возрастной категор...

Эссе: «Своеобразие построения педагогического процесса в группе младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет — важный период в развитии детей. В этом возрасте младшие дошкольники активно формируют первые элементарные представления о н...

Эссе "Своеобразие построения педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста

Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы не перегружать ребенка и оставить живой интерес....