Диагностика профессиональных затруднений и потребностей педагога
материал

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагоги - наиболее психологически незащищенная категория, так как ежедневно они вынуждены лавировать между разнообразными ожиданиями родителей, учитывать многочисленные требования современных программ обучения и самореализовываться.

Педагогическая профессия выливается в напряженный труд, и педагог нуждается в психологической помощи и поддержке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_zatrudneniy.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика профессиональных затруднений и потребностей педагога

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагоги - наиболее психологически незащищенная категория, так как ежедневно они вынуждены лавировать между разнообразными ожиданиями родителей, учитывать многочисленные требования современных программ обучения и самореализовываться.

Педагогическая профессия выливается в напряженный труд, и педагог нуждается в психологической помощи и поддержке.

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Напряженной педагогическую деятельность делают: ситуации взаимодействия педагога с детьми; ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией дошкольного учреждения; ситуации взаимодействия педагога с родителями воспитанников; ситуации, связанные с подготовкой и прохождением аттестации.

Моя задача, как психолога – помочь педагогам и специалистам сохранить свое эмоциональное благополучие, научиться бесконфликтно взаимодействовать с администрацией, коллегами, воспитанниками и их родителями.

В работе с педагогами и специалистами ДОО я уделяю внимание диагностике их профессиональных затруднений и педагогических потребностей. Моя работа заключается в выявлении трудностей в профессиональной деятельности педагога, способствует глубокому осознанию знаний, умений, способностей и поиску новых, оптимальных методов и приемов профессиональной деятельности. Педагогическая диагностика позволяет мне распознать основные профессиональные и личностные особенности, затруднения, потребности и способности педагогов и тем самым помочь им актуализироваться в педагогической деятельности.

В работе с педагогами я использую следующие методы диагностики профессиональных затруднений и педагогических потребностей: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, сбор косвенных данных, диагностический эксперимент, анализ конкретных проблемных ситуаций.

Я строю свою работу по педагогической диагностике в зависимости от личностных особенностей педагога, стажа его работы и заинтересованности педагога в решении профессиональных проблем.

Если педагог молодой, только закончил образовательное учреждение, то моя задача, как психолога эмоционально помочь ему адаптироваться в новом коллективе, укрепить веру в себя и свои способности, сделать так, чтобы он не разочаровался в выбранном профессиональном пути. Для профессиональной диагностики молодых педагогов я использую:

1. Определение педагогической позиции педагога, основанное на самостоятельной оценке черт характера.

 2. Тест для молодого воспитателя (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева) на определение его педагогической стрессоустойчивости.

3. Тест для молодого воспитателя (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева) на определение эффективности работы педагога стажника.

4. «Диагностика определения модели взаимодействия воспитателя с детьми» М.В. Крулехт.

5. Тест фигур (Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании», М., 1996) - предназначен для выявления типологии личности.

Если педагог имеет стаж работы 6-10 лет, то я помогаю ему в осмыслении своих ресурсов (позитивных возможностей) в совершенствовании профессионального мастерства, выявлению недостатков, помогаю наметить конкретные пути к их устранению, а также выявляю сильные стороны педагога, на которые он может опираться в дальнейшей работе. В данном случае я использую следующий диагностический инструментарий:

1.Оценочная шкала самоанализа педагогического мастерства (проявление профессиональных качеств воспитателя, проявление организационно-методических умений, проявление личностных особенностей, внешние проявления, проявление творческих способностей и педагогической инициативы).

2.Анкета выявления способностей педагогов к развитию.

3.Анкета выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов.

4.Анкета для воспитателей по использованию ИКТ-компетентности.

С педагогами со стажем 10 и более лет моя работа заключается в предотвращении стереотипизации профессиональной деятельности. Одной острых проблем людей данного стажа работы является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональном выгоранием» я понимаю синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. В связи с этим, я полагаю, что психологическая поддержка воспитателя, находящегося в таком состоянии, является для меня основополагающей.

Для диагностики СЭВ я использую:

1.Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)

2.Диагностика эмоционального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой)

3.Опросник «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак)

4.Методика «Колесо жизненного баланса» (Пол Дж. Майер)

По результатам диагностики я провожу консультативно-просветительскую работу, целью которой является консультирование и информирование педагогов по проблемам развития, общения, а так же поиска внутренних ресурсов в преодолении профессиональных проблем и трудностей.

Для преодоления профессиональных затруднений и формирования позитивной педагогической компетентности в нашем дошкольном учреждение ежемесячно проводится работа с педагогами. Она так же способствует созданию атмосферы творчества и психологической перестройке отношений в педагогическом коллективе, возможности каждому педагогу проявить творчество, новаторство, реализовать себя как личность и как профессионала своего дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО

Уважаемый, педагог! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты в связи с тем, что наше образовательное учреждение переходит на ФГОС нового поколения. Внимательно прочитайте и  ответьте на вопро...

Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО

Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО 1 Какие нормативно-правовые документы Федерального уровни регулируют деятельность ДО...

Презентация "Модель методического сопровождения реализации ФГОС ДО. Формы диагностики образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ в сете реализации ФГОС ДО".

Данная презентация представляет собой модель методического сопровождения педагогического процесса в целом, в следствие чего предполагается повысить професссиональную компетентность педагогических рабо...

Диагностика личностных и профессиональных затруднений воспитателей в деятельности по реализации ФГОС дошкольного образования

В статье приводятся результаты исследования личностных и профессиональных затруднений педагогов дошкольного образовательного учреждения в деятельности по реализации ФГОС ДО....

Тест для педагогов «Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и Профстандарта «Педагог»

Разработанный тест позволит старшему воспитателю скорректировать методическую деятельность по устранению профессиональных дефицитов у педагогов ДОУ....