Диагностика личностных и профессиональных затруднений воспитателей в деятельности по реализации ФГОС дошкольного образования
статья на тему

Фролова Екатерина Андреевна

В статье приводятся результаты исследования личностных и профессиональных затруднений педагогов дошкольного образовательного учреждения в деятельности по реализации ФГОС ДО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx222.59 КБ

Предварительный просмотр:

Е. А. Фролова

Г. Смоленск

Диагностика личностных и профессиональных затруднений воспитателей в деятельности по реализации ФГОС дошкольного образования

Ключевые слова: ФГОС дошкольного образования, готовность к реализации ФГОС, личностные и профессиональные затруднения.

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования личностных и профессиональных затруднений педагогов дошкольного образовательного учреждения в деятельности по реализации ФГОС ДО.

Актуальность проблемы, обозначенной в теме статьи предопределена тем, что впервые согласно российскому законодательству новый Закон об образовании в РФ, принятому в 2012 году, признает дошкольное образование одним из уровней общего образования, наравне с начальным общим образованием. Цель статьи представить результаты исследования, проведенного на базе одного из детских садов города Смоленска до и после осуществления ряда мероприятий по повышению квалификации педагогического коллектива. Очевидно, что, во-первых, перед дошкольными образовательными учреждениями встает задача подготовить воспитателей и всех педагогов, в нем работающих к реализации требований ФГОС; во-вторых, что содержание и направление такой деятельности должна осуществляться, на основе стартовой диагностики уровня готовности педагогов к реализации требований ФГОС. Результаты диагностики обеспечивают определение профессионального уровня воспитателя, создают основу для выявления затруднений, помогают наметить конкретные пути к их устранению, а также выявляют сильные стороны педагога, на которые он может опираться в дальнейшей работе.

Теоретико-методологической основой диагностической деятельности являются труды О. В. Марус, Т. М. Кочелаевской, Л. В. Скороходовой, О. М. Ульцовой, Н. Н. Горбачевской и др. Обратим внимание на подходы к диагностике, предложенные Ольгой Васильевной Марус. Это целенаправленность, адресность, учёт результатов диагностики, изучение профессиональных и личностных качеств педагога, соответствие диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики, системность и непрерывность личности и деятельности педагога. Татьяна Михайловна Кочелаевская относит к анализу работы педагога такие требования, как мониторинг деятельности педагога, эффективность педагогических усилий и полученных результатов, изучение педагогического мастерства, способности педагога к самоанализу и самооценке деятельности.

Представим результаты проведенных нами исследований в соответствии с выше обозначенными подходами. Исследования проводились в одном дошкольном образовательном учреждении города Смоленска. В нем приняли участие 21 из 22 воспитателей детского сада. Метод диагностики анкетирование. Сорок два вопроса в анкете для каждого участника диагностики предусматривали готовность педагогов к реализации требований ФГОС и включали 4 аспекта: когнитивный, мотивационный, личностный и технологический.  Когнитивный аспект, представляет собой владение нормативно-правовой базой деятельности по реализации ФГОС. Мотивационный аспект предполагает понимание значения ФГОС ДО для современного образования, активность в различных направлениях работы и обсуждении вопросов по введению и реализации ФГОС ДО, а также самостоятельность и настойчивость в преодолении затруднений по реализации ФГОС. Личностный аспект рассматривается, как система педагогических умений и технологий, способствующих обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Технологический аспект является рядом умений, помогающих в организации образовательной и воспитательной деятельности педагогов ДОУ.

Обработка анкет проходила по методике Наталье Владимировны Кузьминой, целью которой является оценка состояния и эффективности деятельности образовательного учреждения в рамках реализации ФГОС ДО.

Обратим внимание на результаты стартовой диагностики готовности воспитателей детского сада к реализации ФГОС ДО (рис. 1).

Рис.1. Результаты стартовой диагностики готовности воспитателей детского сада к реализации ФГОС ДО.

Из диагностики видно, что личностный аспект самый высокий, он составляет 52%. Вместе с тем 48% затрудняются в выстраивании субъект-субъектных отношений, нахождении индивидуальных подходов к каждому воспитаннику, оптимальном общении. Мотивационный аспект диагностики личностных и профессиональных затруднений педагогов показал, что справились лишь 39%, что позволяет сделать вывод о том, что 61% педагогов не понимают значения ФГОС ДО для современного образования, не обсуждают вопросы и не проявляют самостоятельность, настойчивость в преодолении затруднений по реализации ФГОС. Технологический аспект диагностики готовности воспитателей к реализации ФГОС составляет 22%, который говорит о том, что 78% воспитателей испытывают затруднения в организации исследовательской и проектной деятельности по реализации общеобразовательной программы. Самыми низкими по показателям оказался когнитивный аспект диагностики, который показал, что лишь 15% педагогов не испытывают затруднений в овладении и оперировании теоретическими знаниями в практической деятельности, а 85% педагогов испытывают эти затруднения. Таким образом, исходя из результатов стартовой диагностики, можно сделать вывод, что педагоги детского сада испытывают ряд затруднений и не готовы к реализации ФГОС ДО.

На основе выявленных диагностикой проблем в детском саду была проведена работа по повышению квалификации педагогического коллектива. Сюда были включены, такие мероприятия как разработка программы по преодолению личностных и профессиональных затруднений педагогов ДОУ в деятельности по реализации ФГОС ДО, организация семинара по работе с нормативно-правовыми документами, курсы повышения квалификации «Профессиональная компетентность воспитателя в условиях реализации требований ФГОС ДОО» и ряд других форм работы с педагогами детского сада. После проведения ряда мероприятий по устранению затруднений у педагогов в процессе реализации ФГОС, проводилась повторная итоговая диагностика (рис. 2).

Рис. 2. Результаты итоговой диагностики готовности воспитателей детского сада к реализации ФГОС ДО.

Обратим внимание на то, что личностный аспект диагностики готовности воспитателей к реализации ФГОС составляет 84%, то есть теперь лишь 16% педагогов затрудняются во владении нужными умениями и личностными качествами необходимыми для реализации ФГОС. Мотивационный аспект диагностики показал 78%, что позволяет сделать вывод о том, что педагоги понимают значения ФГОС ДО для современного образования, активно обсуждают вопросы и проявляют самостоятельность, настойчивость в преодолении затруднений по реализации ФГОС, только 22% педагогов все еще испытывают затруднения. Технологический аспект диагностики готовности воспитателей к реализации ФГОС составляет 71%, который говорит о том, что лишь у 29% воспитателей возникли затруднения в организации исследовательской и проектной деятельности по реализации общеобразовательной программы. Самыми низкими по показателям оказался когнитивный аспект диагностики, который составил 68%. Делая вывод можно говорить о том, что только 32% воспитателей ДОУ испытывают некоторые затруднения в своей деятельности, обусловленные недостаточным уровнем практики работы с нормативно-правовыми документами, испытывают затруднений в овладении и оперировании теоретическими знаниями в практической деятельности. Таким образом в ходе внутренней диагностики готовности воспитателей к реализации ФГОС ДО было установлено, что готовность общеобразовательного учреждения к введению ФГОС ДО соответствует уровню «выше среднего». Перспективой нашего исследования является создание системы подготовки воспитателей детского сада к деятельности по реализации ФГОС с учетом особенностей организационной культуры конкретного дошкольного образовательного учреждения.  

Список литературы

1. Аванесов В. С. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. 2002. № 1. С. 41-44.

2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М. 2002. С. 190.

3. Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ //Справочник старшего воспитателя. – 2009. №9. – С. 33-40.

4. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя. – 2008. №11. – С. 10-18.

5. Марус О. В. Роль диагностики в воспитательно-образовательной работе ДОУ. — URL: http://festival.1september. ru/articles/212571/ 10. 11. 2018

6. Ратанова Н.Я. Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов // Справочник старшего воспитателя. – 2009. №4. - С. 27-31.

7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2009.

8. Ульцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Педагогическая диагностика – основа конструирования воспитателем ДОУ педагогического процесса. – М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Модель методического сопровождения реализации ФГОС ДО. Формы диагностики образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ в сете реализации ФГОС ДО".

Данная презентация представляет собой модель методического сопровождения педагогического процесса в целом, в следствие чего предполагается повысить професссиональную компетентность педагогических рабо...

Тест для педагогов «Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и Профстандарта «Педагог»

Разработанный тест позволит старшему воспитателю скорректировать методическую деятельность по устранению профессиональных дефицитов у педагогов ДОУ....

Педагогический совет: "Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов при реализации ФГОС дошкольного образования"

Цель: оценка роли инновационной деятельности педагогами, как важнейшего фактора повышения качества образования при реализации ФГОС дошкольного образования....

Профессиональный стандарт педагога в контексте ФГОС ДО. Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования».

Что такое профессиональный стандарт? Давайте разбираться.Остановимся на втором разделе «Описание трудовых функций, входящих в Профессиональный стандарт».Основной педагогической деятельност...

методических разработок «Диссеминация передового педагогического опыта по реализации ФГОС дошкольного образования» Номинация №1 «Инновационные практика реализации ФГОС ДО» Полифункциональное пособие «Зоопарк» Разработал: Воспитатель первой катего

АннотацияПолифункционального пособия «Зоопарк» выполнено в качестве настольной игры, и рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения для организации НОД, театрализованных,...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПЕДАГОГА ПРИ ВНЕДРЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПЕДАГОГАПРИ ВНЕДРЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО...