Событийный подход, как продуктивная педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольника
статья

Закутилина Валентина Дмитриевна

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Дельфин» муниципального образования г. Саяногорска

СООБЩЕНИЕ

«Событийный подход, как продуктивная педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольника».

Целенаправленная деятельность

есть условие наполненности жизни событийностью,

 бесцельная деятельность есть источник суеты или скуки.

В  наше время очень актуальна проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. В  любом виде деятельности можно добиться  ожидаемых положительных результатов, делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

         В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.

Событийный подход рассматривается нами как продуктивная педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности, используя которую, мы можем обеспечить достижение целевых ориентиров, определенных в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Построение образовательного процесса на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «событийному» принципу, позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

       Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.

В связи с этим передо мной встала задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию пришло продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

На первом этапе определения тематики образовательных событий использую мероприятия, фиксирующиеся  в комплексно - тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, и включаю в план воспитательной работы.

К каждому предстоящему образовательному событию определяю цель и задачи, планирование этапов подготовки.  Использую  цель организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Определяю,  какие дополнительные ресурсы необходимы при проведении образовательного события.

Провожу совместную деятельность с другими педагогами, родителями, также планирую  совместную деятельность с ними, разрабатываю модель достижения поставленной цели, определяю средства, необходимые для ее достижения, детализирую деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию.

В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Провожу  творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.

Так, например,  перед  Всемирным днем хлеба - 16 октября,  создали  социальную ситуацию  «Хлебный магазин»,  для  сюжетно-ролевой игры «Хлебный магазин».

Событие для ребенка: создание хлебобулочных изделий для сюжетно-ролевой игры «Хлебный магазин».

Создала  условия для поисковой деятельности, через привлечение родителей к приближающемуся событию. Загадав загадку о хлебобулочных изделиях, поставила перед родителями и детьми задачу, прислать ответ фотоотчетом.

Задача ребенка чтобы стать участником,  необходимо больше узнать, как печется хлеб и хлебобулочные изделия, откуда хлеб пришел на стол; провести опыты «из зернышка в муку». И 16 октября было торжественное открытие «Хлебного магазина».

Это событие призвано  побудить детей к размышлениям, учить сравнивать , анализировать , делать выводы , обобщения , что дает возможность детям приобрести навыки первоначальной , элементарной исследовательской деятельности .  

И когда все готово,   проводим образовательное событие, это самый замечательный и долгожданный момент действия. Сам сценарий образовательного события разрабатываю очень тщательно.  Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике, творческое игровое действие, неожиданность и сюрприз – обязательные критерии подготовки образовательного события).

По итогам образовательного события провожу обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализирую полученные результаты, определяю эффективность воспитательного воздействия, учитываю положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вношу коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Самое главное – подходить к организации события  творчески. Предоставить,  детям действовать самостоятельно, избегая прямых инструкций. Стараться  не сдерживать инициативы детей. Не делать  за них то, что они могут сделать самостоятельно. Помогать,  детям формировать навыки самостоятельного решения проблемы.  Стараться избегать оценочных  суждений.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях. Образовательный процесс можно выстроить вокруг любого события.

Например, приближается праздник 8 марта, мы предлагаем детям придумать подарок для мам: Ребята! Скоро приближается одинаково значимый для всех праздник – 8 марта. В настоящее время огромный выбор сувениров и подарков ярких, красивых, необычных. Выбирай любую! Но знаете, всегда приятнее и интереснее сделать что-то своими руками для себя и своих близких».

Цель педагогического события: познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, украшение шкатулки. «Чудеса своими руками»

Событие для ребенка: желание детей получить больше информации или умений по интересующей их теме. Сделать  подарок для мамы,  Шкатулку.

Через чтение сказки Бажова «Каменный цветок», просмотр мультфильма «Хозяйка медной горы», беседе о профессии дизайнера, и рассматривании дизайнерских работ (комодов, рамки, полочки) в слайдовой презентации и в книгах, журналах. В организации мини-музея приняли участие и родители, и педагоги ДОУ. Каждая шкатулка была со своей историей, которую родители рассказали. Важно поддержание интереса детей со стороны родителей. Как итог события, были сделаны шкатулки из бросового материала, и подарены на празднике 8 марта.

Фактором, укрепляющим, обогащающим формы события, является педагогическое сотрудничество с семьей, как субъектом событийной общности. Обеспечение педагогического сотрудничества с семьей предполагает систему партнерских отношений, наличие общих целей и проблем, обеспечение совместной деятельности в рамках событийного воспитательного пространства. В группе провожу совместные мероприятия: спортивные и музыкальные праздники, викторины, творческие выставки.

Система проектирования социально-культурных событий включает в себя традиционные (ключевые дела, конкурсы, выставки, ярмарки, фестивали и др.) и инновационные (акции, социальные проекты, компьютерные презентации, сценические представления) события, связанные с актуальными ситуациями жизни семьи, малой Родины и государства в целом.

Образовательное событие в ДОУ, представляет обучающий процесс, интегрированный в новое пространство, благодаря чему, помимо образования, он так же помогает улучшать социальные навыки его участников.

Например, образовательное событие «Делаем часы для игр». День детских изобретений 17 января. Для того, чтобы познакомить детей старшего дошкольного возраста с часами, учить устанавливать время, нужен макет часов со стрелочками, которые можно переставлять. Для раздаточного материала или дидактической игры можно изготовить своими руками макет часов из картона и коктейльных трубочек.

Цель педагогического события:  Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов. Углубления  знаний детьми о часах и времени

Событие для ребенка: развитие познавательного интереса к часам.

На основе систематизации и обобщения знаний дети научились ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда), а так же  отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.  

 Событийность способствует повышению мотивации к саморазвитию и самообразованию. Ведь детские вопросы порой такие, что обращаешься к разным источникам-энциклопедиям, методической литературе, ищешь пути для решения поставленного вопроса. Воспитатель является равноправным участником деятельности наравне с детьми.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии так же представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание.

  1. Атемаскина Ю. Проектная деятельность педагога: сущность и технология/
  2. Аверков М.С., Ермаков СВ., Попов А.А. Событие как единица образовательного проектирования        [электронный        ресурс].
  3. Атемаскина//Детский сад от А до Я. – М., 2008. - № 3. – С.15-17.
  4. Григорьев Д.В. Событие воспитания и воспитание как событие
  5. Клюева, Н. В. Общение: дети 5-7 лет / Н. В. Клюева, Ю. В. Филипова. - Ярославль: Академия развития, Академия-холдинг, 2006. - 269 с.
  6. Солодянкина, О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста /  М.: АРКТИ, 2006. - 88 с. 65.
  7. Событийность в образовательной и педагогической деятельности – http://www.values-edu.ru/wp content/uploads/2011/06/co_existence.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Этот материал полезен для объяснения педагогом о необходимости совместной работы, помощь музыкальнуму руководителю...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: «ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ»

В данной педагогической  технологии отражена поэтапная совместная организационная работа учителя-логопеда и педагога-психолога....

Педагогический совет в ДОУ. Тема: «Современные педагогические технологии организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

В сценарии педагогического совета предлагается интеллектуальная игра для педагогов «Педагогическая заморочка»....

Педагогическая технология организации детского оркестра как средства развития взаимоотношений старших дошкольников

Педагогическая технология организации детского оркестра как средства развития взаимоотношений старших дошкольников...

Консультация на тему: «Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни»

Консультация на тему:«Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни»...

Организация и осуществление занятий по патриотическому воспитанию дошкольников.

Статья: «Организация и осуществление занятий по патриотическому воспитанию дошкольников».В этом году наша страна отметила 76-ю годовщину великой Победы советского народа над фашистской Гер...