Мастер-класс для воспитателей «Построение партнерских взаимоотношений с детьми дошкольного возраста».
учебно-методический материал

Белокур Любовь Николаевна

Цель: рассмотрение педагогами различных стилей общения с детьми и выработка наиболее эффективных методов и приемов партнерского взаимодействия, направленного на создание наиболее комфортных условий жизнедеятельности воспитанников в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_11.docx40.56 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОО

«Построение партнерских взаимоотношений с детьми дошкольного возраста».

Цель: рассмотрение педагогами различных стилей общения с детьми и выработка наиболее эффективных методов и приемов партнерского взаимодействия, направленного на создание наиболее комфортных условий жизнедеятельности воспитанников в ДОУ.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений (п.1.4. Приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. № 1155).

Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка. Организация образовательного процесса в форме совместной партнерской деятельности требует существенной перестройки стиля поведения как взрослого, так и воспитанника. 

В связи с введением Стандарта  мы, педагоги,  оказались в некотором затруднении, так как многие не готовы и не способны к организации совместной партнерской деятельности.

Обсуждение

- Какие у вас возникают затруднения при организации совместной партнерской деятельности? (высказывания педагогов записываются на доске):

- создание мотивации,

- подача нового материала,

- организация детей,

- подведение итога,

- как привлечь детей к совместной деятельности

и т.п.

- Что же такое партнерская деятельность взрослого с детьми?

Как отмечает Надежда Александровна Короткова, «организация занятий в форме совместной партнерской  деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя». Ею сформулированы основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (вы видите их на экране):

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).


Сейчас я предлагаю посмотреть видеофильм, где будет продемонстрирована организация продуктивной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Просмотр видеофильма.

Чтобы понять особенности партнерского взаимодействия педагога с детьми, я предлагаю вспомнить стили педагогического общения (авторитарный, демократический, либеральный).

А сейчас на примере известных вам персонажей мы познакомимся с педагогическими особенностями разных видов взаимодействия педагогов и детей и выполним практическое задание.

Практическое задание «Разные персонажи».

Слушатели условно делятся на 6 команд, каждая из команд получает карточку, где указан персонаж и его краткая характеристика, и лист-задание.

Необходимо на листе-задании выбрать позицию педагога, характерную для определенного персонажа (соединить линией) и стиль общения, присущий данному персонажу (один из трех: А), Б), В)

Лист-задание

соединить линией персонажа вашей команды - позицию педагога, характерную для определенного персонажа - стиль общения, присущий данному персонажу (один из трех: А), Б), В)

Персонаж

Позиция воспитателя

Стиль педагогического общения

Мальвина

Позиция воспитателя - приводит, во - первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу, Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.

А) авторитарный

Б) демократический

В) либеральный

Мери Поппинс

Позиция воспитателя - приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что педагог предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым, ограничивая развитие способностей.

А) авторитарный

Б) демократический

В) либеральный

Карабас-Барабас

Воспитатель, занимающий эту позицию, обучает процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. Такой педагог искусно воспитывает рабов и функционеров.

А) авторитарный

Б) демократический

В) либеральный

Снежная королева

Способ воздействия воспитателя, занявшего данную позицию, предъявление своего натурально – ситуативного «я», которое может быть весьма привлекательным для детей. Привлекательность основывается на их схожести. Это опасно для детей, потому что воспитатель в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Вместо реальных, предлагаются чудесные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование действия.

Позиции воспитателя приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач.

У детей, присвоивших в качестве образца способ поведения такого педагога, нарушается регуляция собственных действий, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.

А) авторитарный

Б) демократический

В) либеральный

Красная Шапочка

Воспитатель, занявший эту позицию, наносит ущерб, психическому развитию

детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.

А) авторитарный

Б) демократический

В) либеральный

Наседка

Воспитатель - преследет одну единственную цель - развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Обучает детей так, что они этого не замечают, постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Пе6дагог обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.

А) авторитарный

Б) демократический

В) либеральный

Характеристики персонажей

Карабас-Барабас

Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщика, немногие убегают от него, большинство не смеет и убежать. Но и те, и другие в его присутствии не высказывают своих истинных

чувств, парализованные страхом перед ним.

Мальвина

Мальвина - благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т. д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые она считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в непривычной, экстремальной ситуации побега от Карабаса-Барабаса Мальвина оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.

Снежная королева

Снежная королева обучает Кая складывать из кусочков льда разные затейливые

фигуры «ледяные головоломки,»). Для Кая «эти фигуры были чудом искусства, а складывание их - занятием первостепенной важности. Так ему казалось потому, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала,). Поцелуй Снежной королевы превратил и сердце Кая в кусок льда. «Ледяное сердце Кая - символ запрета на осмысленную жизнь, любовь, созидательную деятельность. Цель Снежной королевы - власть над миром, и, в частности, над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом: подменить осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций. Она обучает двигаться в формальном пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она называет «зеркалом разума - самым совершенным зеркалом в мире».

Красная Шапочка

Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий. Мама велела ей отнести гостинцы больной бабушке, идти по лесу, не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала, и с волком поговорила, и бабушкин адрес дала. Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется.

Наседка

Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом

бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль.

Мери Поппинс

Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С другой стороны. Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т. е. она знает детей как бы «изнутри.

Вывод: партнёрская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.

- А какая позиция присуща вам?

А сейчас предлагаю рассмотреть некоторые аспекты организации образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности взрослого и детей, такие как:

  • Способы вовлечения детей в разные виды деятельности
  • Методы стимулирования в организации совместной партнерской деятельности
  • Способы организации групповой и парной работы детей


Способы вовлечения детей в разные виды деятельности.

Рассмотрим несколько педагогических ситуаций.

1 педагогическая ситуация

Ребенок не хочет выполнять то или иное задание или поручение на занятии в любом виде деятельности. Почему это происходит?

Участникам (приглашается по 1 участнику от каждой команды) предлагается взять лепесток ромашки и прочитать возможные причины данной ситуации:

-упрямство

-плохое настроение

-плохое самочувствие

-неинтересно

-трудно не по возрасту

-плохая подготовка педагогом занятия (непродуманное, отсутствие наглядного материала, плана)

-недостаточная мотивация, отсутствие заинтересованности в конечном результате.

2 педагогическая ситуация

Дети смотивированы и готовы к деятельности. Но не все (один или несколько все равно занимаются своими делами). Ваши действия? (педагоги сначала называют свои варианты, затем вынимают записки и зачитывают разные варианты):

  • Ты можешь заниматься сейчас чем хочешь, но помни, у нас есть правило: «Играя, не мешай, не шуми и не ломай!»
  • Подумай немножко, посмотри на нас и может тебе захочется быть с нами. Договорились?  (можно даже пожать руки в знак партнерских отношений)
  • А как же мы без тебя, ведь мы так на тебя рассчитывали, только ты можешь нам помочь в ……….(игре, ситуации, на прогулке)!
  • Тогда у тебя будет ответственная роль, ты будешь……..(педагог называет любую роль, соблюдая полоролевой принцип). Что тебе для этого нужно?
  •  А тебе не будет скучно одному?
  •  Как жаль, что ты не узнаешь...
  •  А ты не хотел бы помочь (указать кому)…
  •  А вдруг твой совет окажется самый  важным?…
  •  А как же мы без тебя справимся?
  •  А может быть, ты присоединишься к нам позже?

 3 педагогическая ситуация

Как вы отреагируете, если ребенок присоединился к вам значительно позже? (педагоги сначала называют свои варианты, затем вынимают записки и зачитывают разные варианты):

  • Ой, как здорово! К нам присоединился Миша!  Давайте расскажем ему, чему мы занимаемся (занимались). Хочешь с нами?»
  • «Мне очень приятно, что Катюша захотела с нами играть! А вам, друзья?»
  • «Я вижу, тебе тоже стало интересно узнать…»
  • «Ты пришел нам помочь? Как вовремя!»
  • «Посмотрите, какая увлекательная игра у нас получилась, что даже Ванечка отложил все свои дела и присоединился к нам.  Мы на это надеялись и приготовили для тебя необходимый материал»
  • «Маша пришла! Нам как раз тебя не хватало! Присоединишься к нам?»
  • «Верочка, мы с ребятами очень рады тебя видеть! К сожалению, мы уже заканчиваем лепить (рисовать и т.д.),  но очень хотим тебя попросить помочь нам это оформить. Сможешь?»

Важным условием организации образовательной деятельности является - мотивационная направленность деятельности. Именно с этого начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. А для этого, педагог должен владеть необходимыми способами мотивации.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

  • Помоги игрушке
  • Помоги мне
  • Научи меня
  • Создание предметов своими руками для себя

Практическое задание «Приемы мотивации»

Каждая команда получает задание: познакомиться с описанием типа мотивации, выбрать один тип мотивации, продумать и описать прием соответствующего типа мотивации, указав возрастную группу и тему занятия.

Первый тип - игровая мотивация - «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка - подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации - помощь взрослому - «Помоги мне» .

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Третий тип мотивации «Научи меня» основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому - либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя»  основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую - либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук - важнейшая основа созидательного отношения к труду.


Методы стимулирования в организации совместной партнерской деятельности.

В целях подкрепления и усиления воздействия на ребенка тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее популярными являются:

  • поощрение
  • наказание
  • соревнование

Практическое задание  «Каждый воспитатель – артист»

Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребёнка, при которой он испытывает гордость, уверенность в своих достижениях или поступках.  Как правило, поощрение выражается в виде: похвалы, одобрения, оценки.

Слово - это тонкий инструмент, которым педагог должен владеть в совершенстве. Также воспитатель должен уметь выражать свои эмоции через интонации в речи.

Задание для воспитателей (приглашаются по 1 участнику от каждой команды):

- произнести слово «Молодец» – тихо, громко, нежно, удовлетворительно, иронично, восторженно, влюбленно.


Практическое задание «Можно-нельзя»

Уважаемые педагоги, назовите, пожалуйста, слово с противоположным значением: поощрение - ….(наказание).

От какого слова произошло слово «наказание»? Наказание из древних времен произошло от слова «наказ» и подразумевает наставление, назидание и вразумление. Наказание детей всегда необходимо сопровождать сочувствием, поддержкой, прощением и обучением.

Сейчас я каждой команде буду называть метод наказания, если вы считаете данный метод неприемлемым, покажите кружок красного цвета (запрещение), и наоборот, если вы считаете данный метод приемлемым, покажите кружок зеленого цвета (разрешения) и попробуйте обосновать свой выбор.

Физическое наказание.

Конвенция о защите прав детей и другие законодательные акты в нашей стране запрещают физическое насилие по отношению к ребенку с чьей бы то ни было стороны. Применение физических наказаний в педагогической практике свидетельствует о некомпетентности воспитателя, который не способен контролировать свои чувства и поведение.

Вербальное наказание.

Также неэффективной формой наказания является вербальное, когда воспитатель повышает голос на ребенка, упрекает, говорит унизительные слова, либо читает нотации. В такой ситуации у ребенка часто срабатывает психологическая защита, они отключают внимание, чтобы не воспринимать гнев взрослого направленный на него.

Таким образом, мы совместно пришли к выводу о том, что физическое и вербальное наказание неприемлемы в педагогической практике. Однако, можно избежать физического наказания, используя множество эффективных методов взаимодействия с детьми и достигнуть воспитательной цели.

Потеря привилегий.

Данная форма наказания подразумевает, что дошкольник лишается определенных, важных для него поручений за совершенный проступок. Это эффективная форма наказания, однако необходимо соблюдать некоторые условия.

1. Заранее четко определить недопустимое поведение.

2. Обозначить цену провинности.

3. Последовательное применение.

Запрет на приятные для ребенка занятия.

Эта форма наказания зарубежными психологами была обозначена как «Тайм-аут». Таким наказанием ребенок на определенное время лишается приятного для него занятия, увлечения.

Используя «Тайм-аут», также необходимо соблюдать ряд условий.

1. Обозначить для ребенка, за какую провинность последует его наказание.

2. Перед наказанием ребенку должно быть сделано 1-2 предупреждение.

3. Заранее сказать ребенку, на какой период ему будет запрещено любимое занятие и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута.

4. У взрослого должен быть спокойный, без эмоций, невозмутимый вид.

5. Последовательность действий.

Лишение поощрения.

Такая форма наказания может быть использована воспитателем, если в группе применяется определенная система поощрений. Лишение награды является действенным способом наказания.

Отечественные и зарубежные психологи рекомендуют воспитателям в процессе взаимодействия с детьми использовать позитивный подход и переключить свое внимание с плохих поступков дошкольников на хорошие.

Позитивный подход включает в себя: поощрения, награды и демонстрацию одобрительного отношения к воспитаннику

Практическое задание «Кто больше найдет слов»

Важным средством развития активности детей, стимулом для проявления и развития их индивидуальности является соревнование. Соревнование как метод соперничества используется в основном в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут управлять своим поведением.

При проведении каких занятий чаще всего воспитатели используют этот прием? (физкультурных)

Сейчас мы с вами проведем два варианта игры-соревнования на занятии по развитию речи «Кто больше найдет слов с заданным звуком на сюжетной картинке» и вместе определим, какой из вариантов наиболее эффективный.

1 вариант.

Участники игры называют слова на заданный звук по картинке вслух, за каждое слово получают жетон. Желающие высказаться могу поднимать руку, при этом не оговариваются правила, сколько слов может сказать участник, нужно ли соблюдать очередность.

2 вариант.

Каждый участник, может называть ведущему несколько слов «на ушко» и получить соответствующее количество жетонов.


Способы организации групповой и парной работы детей.

Всем известно, что групповая и парная работа детей является эффективной формой организации партнерской деятельности, так как здесь создаются благоприятные условия для коммуникации между детьми, их взаимопомощи и взаимоподдержки, для развития умений слушать друг друга, договариваться между собой, разрешать конфликты.

Рассмотрим некоторые формы организации группового взаимодействия при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Эти формы могут быть использованы при организации разных видов детской деятельности.

1. Задание большого объема, мотивирующее детей на кооперацию.

Например, детям показывается аппликация с большим количеством объектов, которую необходимо выполнить за ограниченный промежуток времени. Внимательно рассмотрев образец, дети убеждаются, что такая работа одному и даже двоим не под силу, справиться можно только в группе (по три или четыре человека). Поддержав инициативу, педагог должен помочь детям организовать групповую работу. Например, два человека вырезают детали, используя цветную бумагу и шаблоны; еще два располагают и наклеивают их на лист. Если в группе три человека, то дети могут распределить, кто какие детали вырезает из бумаги по шаблонам (или это решит жеребьевка: у кого круг — вырезает домик и дерево, у кого треугольник — солнце и тучку, у кого квадрат — забор и калитку), а потом все вместе наклеить их на большой лист. В данном случае происходит интеграция предметно-прикладной и коммуникативной деятельности.

Из приведенного примера видно, что, работая в группе, дети распределяют обязанности, т.е. участки работы, понимая свой вклад в достижение общего результата. Если ребенок быстро справился со своей частью работы, он помогает другому члену группы: тем самым проявляется взаимовыручка. Задачи воспитателя при этом — помочь распределить обязанности, напомнить общие правила совместной работы (обсуждать вежливо, говорить по очереди, не перебивать друг друга, помогать тому, у кого не получается и т.п.), организовать коллективное обсуждение выполненных работ (что получилось, что не удалось и почему, какие группы и за что можно похвалить).

Предметно-прикладная деятельность (в данном случае изготовление аппликации по предложенным шаблонам и образцу) — наиболее оптимальный вид деятельности для обучения групповому взаимодействию.

Педагоги-психологи установили существование нескольких способов соорганизации детей в группе.

 «Молчаливый договор»: дети сразу приступали к выполнению аппликации, не пытаясь о чем-либо договориться в группе, произвольно выполняя действия с выбранным шаблоном.

Распределение участков работы: дети разбирали шаблоны и проговаривали друг другу, какую деталь они будут выполнять в аппликации, затем приступали к работе.

Постоянный или «плавающий» лидер: один член группы произвольно берет на себя роль руководителя, который распределяет работу, указывает, что надо делать, контролирует работу других; если эта роль переходит к разным детям, то мы говорим о позиции «плавающего» лидера.

 Игнорирование ребенком общей работы: ребенок принимает позицию стороннего наблюдателя, не участвуя в общей работе (в данном случае другому члену группы приходится брать на себя его часть работы). Воспитателю важно заметить таких детей и попробовать включить их в общую работу, например, убедить пассивного ребенка, что без него группа не справится с заданием. Можно попросить других членов группы пригласить ребенка: «Коля, иди к нам. Нам нужна твоя помощь» и т.п.

Какие способы самоорганизации вы бы отметили в собственной деятельности?

  1. Дружная цепочка.

На занятии по теме «Дружба. Кто такой настоящий друг?» детям предлагается на листе бумаги нарисовать, как они понимают слово «дружба» (с чем оно у них ассоциируется). Работа организуется следующим образом (из опыта работы педагога школы Е.Г. Гуренковой). Дети работают в группах по три или четыре человека, у каждого альбомный лист и цветные карандаши. Пока звучит мелодия песни о дружбе (примерно две-три минуты), дети рисуют. Музыка прекратилась, каждый ребенок передает начатый рисунок соседу слева, т.е. по часовой стрелке. Музыка зазвучала вновь, дети продолжают рисунки, которые получили от соседей справа. Цикл повторяется, пока к ребенку не вернется начатый им рисунок, в который он внесет «заключительный аккорд». Таким образом, мы получим три-четыре необычных рисунка о дружбе. Каждому ребенку интересно увидеть, что рисуют другие дети, как в итоге выглядит начатый им рисунок, поучаствовать в продолжении рисунков других членов группы. Заметим, что дети при этом не молчат: они задают друг другу вопросы, если не понимают, что изображено, реагируют эмоциональными репликами на новый рисунок. В конце работы делается общая выставка рисунков, т.е. совместного детского творчества и совместного понимания, что такое дружба. В данном случае мы видим интеграцию изобразительной, музыкальной и коммуникативной деятельности детей.

  1. Расставьте по порядку и расскажите.

Дети работают в четверках. Группа получает конверт с четырьмя сюжетными картинками. Каждый достает и рассматривает одну картинку. Затем все картинки выкладываются на столе, и дети обсуждают, в какой последовательности их надо разложить, чтобы получился рассказ. После составления картинного плана дети начинают рассказывать историю: каждый член группы рассказывает по своей картинке, при этом отталкивается от предыдущего рассказчика; последний рассказчик не забывает произнести заключительную фразу. То, что дети проговорят в группе, можно считать репетицией рассказа. На завершающем этапе все группы выступают со своими рассказами (рассказ по цепочке), опираясь на картинный план на доске.

Таким образом, групповая и парная работа могут стать базовыми формами организации совместной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте как в процессе НОД, так и в самостоятельной деятельности. О развитии этих форм вы можете судить по таким показателям:

- снижение количества обращений за помощью к взрослому;

- вовлеченность в работу всех детей;

- распределение обязанностей внутри группы;

- позитивное отношение к разным формам сотрудничества и понимание детьми их значимости (вместе интереснее, легче справиться, можно соревноваться, учишься дружить).

Практическое задание «Образная пластика в парах»

Для развития творческого воображения хорошо подходит образная пластика.

Ведущая раздает воспитателям карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. Нужно прочесть, что написано на карточке и не показывать надпись другим. Потом карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми средствами, движением тела, мимикой, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки животного. Когда воспитатели найдут свою пару, нужно остаться рядом, но продолжать молчать, не переговариваться. Потом проверить, что получиться.

Это упражнение способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников быть внимательными к действиям других, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

Во ФГОС ДО (п.3.2.1) определены требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

На слайдах представлена таблица, в которой представлены некоторые способы реализации психолого-педагогических условий, определенных в п. 3.2.1 стандарта.

Открытый просмотр и анализ ООД в старшей группе по ФЭМП

Вашему вниманию сейчас будет предложено открытое занятие по ФЭМП в старшей группе. Мы вместе рассмотрим способы реализации психолого-педагогических условий на данном занятии (у слушателей таблица карта - алгоритм для анализа открытого занятия).

Психолого-педагогические

условия

Способы реализации на занятии

Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенность в собственных возможностях и способностях

Общение «глаза в глаза»; обращение к каждому ребенку по имени (уменьшительно-ласкательная форма не запрещается); похвала каждого ребенка конкретно за его действие, принятые решения, поиск решений проблем, высказанной идеи 

Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям

Использование методов повышения познавательной активности (сравнение, метод моделирования и конструирования, метод вопросов, решение логических задач, экспериментирование и опыты, проблемные ситуации и задачи, прогнозирование событий, предположения, исследование), метод повышения эмоциональной активности (игровые и воображаемые ситуации, придумывание сказок, рассказов, сюрпризные моменты, элементы творчества и новизны, юмор и шутки), метод развития творчества (игровые приемы, игры-драматизации, занятия-концерты)

Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития

Организация по возможности парной работы в микрогруппах для близкого общения детей друг с другом; ненавязчивое привлечение детей к совместной деятельности

Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности

Использование специальных жетонов (разноцветные смайлики с радостным настроением); воспитатель обращает внимание на положительные качества ребенка («Таня не дает белый пластилин? Я уверена, что она с тобой поделится, она щедрая девочка»)

Поддержка инициативы и самостоятельности  детей в специфических видах деятельности 

Предоставление ребенку права свободно высказываться по поводу возникшей проблемной ситуации, способов ее решения

Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

На занятиях по продуктивным видам деятельности детям предоставляется свобода в выборе художественных материалов, места и партнеров для совместного творчества

Защита детей от всех форм физического и психического насилия

Эмоциональный подъем самого педагога, его энтузиазм, тепло, доброжелательность, выражаемая в словах и движениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Использование песочной терапии в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста"

Цель данного мастер-класса познакомить педагогов с элементами использования песочной терапии в работе с детьми....

Мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста"

В работе раскрыты основные методы и приемы работы  педагогов с детьми по освоению  различных нетрадиционных техник рисования....

Мастер-класс инновационной деятельности "Использование «мандал» в работе с детьми дошкольного возраста.

Инновационно – исследовательская деятельность «Использование мандал в работе с детьми дошкольного возраста».Цель: повышение уровня профессионального мастерства  при изучении метода мандалы, ...

Мастер-класс «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к созданию  папки лэпбук.Задачи:1.  познакомить педагогов с папкой лэпбук и способами её создания; 2. рассмотреть лэпбук как иннова...

Мастер - класс «Применение методов ТРИЗ технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Знакомство педагогов с методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности....

Мастер-класс: "НЕТРАДИЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ для проведения корригирующей гимнастики с детьми дошкольного возраста"

Мастер класс направлен на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду (дети, педагоги, родители). Материал будет полезен инструкторам и руководителя...