МЕТОД КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
учебно-методический материал

Гришина Галина Николаевна

Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grishina_g.n.statya_belgorod.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

Г. Н. Гришина,

воспитатель,

МБДОУ ДС №57 «Радуга»

(г. Старый Оскол),

А.А. Ватутина,

учитель-логопед,

МБДОУ ДС №57 «Радуга»

(г. Старый Оскол),

О.В. Трофимова,

воспитатель,

МБДОУ ДС №57 «Радуга»

(г. Старый Оскол)

 

Согласно новым требованиям ФГОС ДО, в РФ одним из главных приоритетов является социально-коммуникативная направленность обучения в школьных учреждениях. Вопрос об трудностях в общении между собой в школьных учреждениях является одним из самых рассматриваемых в государстве за последний период, так как конфликты между сверстниками, как и с педагогами, набирают обороты с каждым годом все больше и больше. Вежливость в общении, умение находить общий язык с окружающими – важная составляющая правильного развития и становления ребенка в социальной сфере. Педагоги начинают понимать, что путем простой передачи необходимой информации невозможно развить требуемые социальные качества личности, такие как ответственность, общительность, навык быстрого поиска решений возникших проблем в общении. Отличием современного ребенка от прошлого поколения становится необходимость в изучении нестандартных задач и быстром поиске нестандартных подходов к их решениям. И цель педагога планировать свою деятельность с учениками так, чтобы сформировать необходимые социальные качества личности, используя в своем арсенале необходимые технологии. Одной из таких технологий является кейс-технология. Кейс – это метод, который определяет обучение как возможность коллективизации, дети могут взаимно делиться информацией, ознакомиться и представить, как бы они смогли решить поставленные задачи самостоятельно. Это инструмент, с помощью которого в коллективе можно показать часть реальной жизни. Ее необходимо обсудить и предоставить обоснованное решение. Использование кейс-технологии позволяет увеличить творческие возможности учителя и положительным образом влияет на все стороны становления детей дошкольного возраста. Существуют различные методы, основанные на результатах педагогической практики и направленные на формирования у дошкольников устойчивых познавательных мотивов.

Методы кейс-технологии:

Метод вариативного анализа;

Метод инцидента (свершившееся или готовящееся произойти событие);

Метод ситуационно - ролевых событий;

Метод на основе мультфильмов или литературных произведений;

Игровое проектирование;

Метод дискуссии.

Кейсов существует великое множество, но все они подразделяются на несколько типовых и обычно состоят из: жизненной ситуации, что может произойти с каждым. Ситуация должна быть привязана к времени. Кейс должен иметь несколько решений. Иметь соответствующий уровень сложности для ребенка. Должны быть оговорены особенности действий участников. Объяснения воспитателя, что придумал кейс. Вопросы для обсуждения, комментариев и заданий.

Сопроводительная музыка или картинки. В процессе обучения с помощью кейс-технологий дошкольники учатся приобретать знания с помощью социального контакта; Узнают о целесообразности своих желаний, которые могут совпадать или не совпадать с интересами других; Обучаются доказывать и защищать свою точку зрения, давать аргументированный ответ, правильно ставить вопросы, участвовать в обсуждении; развивают навыки оказания и принятия помощи. Чем же отличается кейс от возникающих проблемных ситуаций? Отличительной особенностью такой технологии является создание несуществующего проблемного вопроса, но на основе фактов из реальной жизни. Кейс-технологии развивают навыки общения: умение соотносить свои устремления с интересами других; умение вести грамотный диалог со взрослыми и сверстниками; умение принимать помощь; развивается умение грамотно оценивать своим возможности в конфликте; дети обучаются применять на практике, без помощи педагога предоставленные знания в обычной жизни. Главной задачей кейс-технологии является – развитие умения быстрого решения социальных задач, то есть, научиться взаимодействовать с окружающими людьми. Перед педагогом стоит самая главная задача, обучить и вырастить ребенка, который способен мыслить аналитически и мог успешно решать поставленные цели и задачи самостоятельно, без помощи взрослых. Конечно, применение кейс-технологий в обучении не сможет избавиться от всех вопросов. Требуется рассматривать цели и задачи каждого занятия с ребятами, характер подаваемого материала, возможности дошкольников. Лучшей синергии можно получить при оптимальном сочетании традиционных и интерактивных возможностей получения образования, когда они взаимодействуют и дополняют друг друга.  

ЛИТЕРАТУРА

  1. Земскова А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – № 8. – С. 12-16.
  2.  Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7
  3.  Шимутина Е. Н. Использование кейс-технологий в учебном процессе
  4.  http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации

       5. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии