Значение нетрадиционных техник рисования для развития дошкольника
статья

Гришенкова Юлия Александровна

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Это приводит к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
- Способствует снятию детских страхов
- Развивает пространственное мышление
- Учит детей свободно выражать свой замысел
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям
- Учит детей работать с разнообразным материалом
- Развивает чувство композиции, ритма,колорита
- Развивает мелкую моторику рук
- Развивает творческие способности и фантазию
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Используемые техники: рисование пальчиками, рисование ватными палочками, тычок жёсткой полусухой кистью, рисование ладошками, печать поролоном, пробками, овощами; оттиск смятой бумагой, кляксография, рисование нитями, набрызг, рисование песком, крупами, печать по трафарету, пластилинография.
Рисование – это творческий процесс, позволяющий ребёнку ощутить и понять себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.