Мастер – класс «Развивающие игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста» (РМО 2019г.)
материал

Колесник Евгения Валентиновна

Конспект мастер-класса "Развивающие игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста", рекомендации педагогам, презентация для детей на тему "Задания лисы "Алисы" (по теме "Часы")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Конспект

Мастер – класс

«Развивающие игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста»

Воспитатель:  Колесник Е.В.

                                                                                                         

октябрь 2019 г.

Цель: Создание условий для плодотворного общения воспитателей по организации дидактических игр и упражнений на тему «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста».

Задачи:  

  1. Вызвать интерес к использованию разных игр по формированию временных представлений в работе с дошкольниками.
  2. Познакомить с дидактическими играми и упражнениями по теме «Часы», «Части суток», «Месяцы».
  3. Распространить опыт работы по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста.

Материал: 

Раздаточный:

- карточки с цифрами (1 – 12) и модели часов (по количеству участников);

- парные картинки часов;

- карточки с часами, которые показывают разное время;

- картинки  с изображением деятельности в разные части суток

Демонстрационный:

- 4 модели-карточки «Части суток»

- картинки с изображением природы и людей в разное время года.

- модели-символы «Времена года»

- мультимедийная презентация «Задания лисы Алисы»

      Место проведения: групповая комната

Описание обстановки: в группе расставлены 5 столов, на которых

расположен материал для проведения игр, расставлены стулья.

Участники: воспитатели детских садов района

         

       

Тема «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста» является актуальной, так как с проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков, развития мышления. Поэтому детям уже в дошкольном возрасте необходимо самим научиться ориентироваться во времени. Но проблема в том, что специфические особенности времени как объективной реальности, как неосязаемого явления затрудняют его восприятие детьми. Поэтому очень важно сделать время, чередование его определенных отрезков - предметом специального внимания детей.  

Над данной темой работала на протяжении нескольких лет. Разработала методическое пособие «Формирование временных представлений у детей 4 – 7 лет», где выстроила систему работы с использованием разных методов и приемов.

Сегодня предлагаю вам окунуться в мир математики и проиграть дидактические игры и упражнения на формирование некоторых временных представлений у детей дошкольного возраста, которые вы можете использовать (а может быть, используете) в своей работе.

Сейчас мы с вами проиграем игры по теме «Часы», цель которых упражнять в умении определять время по часам с точностью до часа и до получаса. До проведения данных игр дети должны познакомиться со строением часов (циферблатом и стрелками), уметь  различать минутную и часовую стрелки, иметь представление о том, как определять время с точностью до часа и до получаса.

В: Пройдите и встаньте вокруг стола.

(на столе расположены карточки с цифрами (1 – 12) и модели часов (по количеству участников)

В: Назовите, что лежит на столе.

П: Модели часов и карточки с цифрами.

В: Возьмите модель часов и любую карточку с цифрой.

В: Назови, какая у вас цифра

П: У меня на карточке цифра 5, …

В: Установите стрелки на циферблате своих часов так, чтобы они показывали время, которое у вас на карточке.

(выполняют задание)

В: Покажите свою карточку с цифрой и модель часов

(показывают)

В: Назовите время, которое вы установили.

П: У меня на часах 3 часа…

Это игра называется «Устанавливаем время». 

В: Пройдите ко второму столу

(на столе расположены парные картинки с изображением часов

по количеству участников)

В: Разделитесь, пожалуйста, на 2 команды

В: Назовите, что лежит на столе.

П: Карточки с часами

В: Ваша команда будет первая, возьмите по одной карточке с изображением часов.

В: А ваша команда будет вторая, возьмите по одной карточке с изображением часов.

В: Каждый участник  первой команды, не показывая свою карточку второй команде, должен по очереди назвать время на своей карточке с часами: «Мои часы показывают …». А потом должен спросить «Кто моя пара?».

В: Участники второй команды внимательно слушают. Тот, кто услышал  время, которое изображено на его часах, должен сказать: «Я твоя пара», и показать свою карточку. Если изображения стрелок на картинках совпали, то игроки вдвоем садятся на стулья.

П: Мои часы показывают ровно 3 часа. Кто моя пара?...

Это игра называется «Парные картинки». 

В: Пройдите к третьему столу.

(на столе расположены карточки с часами, которые показывают разное время

по количеству участников)

В: Встаньте вокруг стола. Назовите, что лежит на столе.

П: Карточки с часами

В: Возьмите по одной карточке с часами.

В: Я буду называть определенное время. Тот, у кого на карточке часы показывают это время, переворачивает карточку и говорит: «Это мое время»

В: 8 часов, половина десятого, 6 часов, половина двенадцатого, 5 часов, половина первого, 10 часов, половина третьего, половина шестого, 3 часа, половина девятого, один час.

(показывают)

В: Это игра называется «Не ошибись».

В: Подойдите к первому столу, возьмите модели часов и подойдите к экрану.

В: Перед вами (на слайде) представлены варианты логических задач

Попробуем их решить с помощью модели часов

В: «Девочки гуляли на улице с 5 до 7 часов вечера. Сколько времени они гуляли?»

П: 2 часа  

В: «На часах 2 часа. Мама разрешила Васе пойти погулять в  6 часов. Сколько времени осталось Васе до прогулки?».

П: 4 часа

В: «Юля вышла гулять на улицу в 10 часов. Она обещала бабушке вернуться домой через 3 часа. Во сколько часов Юля должна прийти домой?».

П: В 1 час

В: Пройдите и встаньте вокруг четвертого стола.

(на столе расположены картинки  с изображением деятельности в разные части суток и 4 модели-карточки «Части суток»)

В: Сейчас мы с вами проиграем игры по теме «Части суток».

В: Назовите, какие бывают части суток

П: Утро, день, вечер, ночь.

В: На столе лежат картинки. Возьмите по 2 картинки.

В: Я буду показывать вам карточку-модель, а вы должны назвать какая это часть суток.

Показываю карточку-модель «Утро»: Назовите, какая это часть суток.

П: Утро

В: Покажите картинки, на которых изображено утро.

(показывают)

Показываю остальные три модели-карточки, воспитатели показывают соответствующие картинки

В: Эта игра позволяет упражнять детей в умении определять части суток по объективным показателям, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба) и по характерной деятельности. Эту игру можно проводить с детьми, начиная со средней группы.

В: А теперь, 4 желающих участника возьмите по 1 карточке-модели. А остальные, пожалуйста, присядьте на стулья.

В: Вы превратились в части суток. Постройтесь по порядку, начиная с вечера.

(выполняют)

В: Назовите себя, какая вы часть суток.

(называют)

В: А теперь мы будем вам задавать вопросы или давать команды.

- Утро, расскажи, что делают люди в твое время суток?

- Ночь, назови своих соседей

- Вечер, в твое время суток люди обедают или ужинают?

- День хлопни в ладоши 5 раз.

В: Эта игра называется «Живые части суток». Она позволяет упражнять детей в умении определять части суток по объективным показателям, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба), закреплять представления о последовательности частей суток.

В: Присядьте, пожалуйста, на стулья. Сейчас мы с вами проиграем игру по теме «Месяцы», которая называется «Бывает так или нет?»

(на столе расположены картинки с изображением природы и людей

в разное время года)

В: Я вам буду показывать картинки с изображением природы, людей в разное время года и спрашивать: «Бывает так, например, в декабре?». А вы должны отвечать: «бывает» или «не бывает». И объяснить почему.

Показываю картинки, педагоги отвечают.

В: Эта игра позволяет уточнять и закреплять представления о месяцах (название, характерные сезонные изменения в природе, в жизни людей, праздники в течение месяца).

В: Я хочу вам показать модели-символы «Времена года», которые помогают усвоению названий месяцев, их классификации по временам года и их последовательности.

Каждое время года изображено в виде символа: елочка – это «зима», оранжевый лист – это «осень», сосулька – это «весна», клубника – это «лето». На каждом «времени года» изображены три буквы с порядковым номером, которые соответствуют названию месяцев.  

С использованием этих моделей можно проводить упражнения.

- «Назовите второй месяц осени (лета и т.д.)»

- «Назовите  весенние месяцы»

- «Каких месяцев не стало?»

- «Назовите месяц, который находится между сентябрем и ноябрем»

- «Какое слово подходит?» (Месяц зимы – это … (октябрь, июнь, май февраль); Месяц лета – это (сентябрь, июнь или декабрь)

А сейчас я хочу вам показать мультимедийную презентацию для детей «Задания лисы «Алисы» на тему «Часы», которую можно использовать в работе с детьми.

Я приготовила для вас рекомендации на тему «Дидактические игры и упражнения по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста», которые вы можете использовать в своей работе с детьми.

Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Определи время по часам.

Слайд 5

Определи время по часам.

Слайд 7

Молодцы!!!



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по теме «Неделя. Дни недели»

Цель - усвоение представлений о днях недели, их последовательности,  о временном промежутке «неделя».

  •  «Назови день недели»

Воспитатель показывает на модели «Неделя» стрелкой день недели. Дети по количеству кружков определяют соответствующий день недели.

  • «Лови, бросай, дни недели называй!»

Дети встают в круг.  Ведущий бросает мяч и называет любой день недели: «Я начну, ты продолжай, следующий (предыдущий) день называй – вторник». Ребенок ловит мяч и называет следующий (предыдущий) день: «Среда».  После этого бросает мяч другому, который называет следующий (предыдущий) день.

(Усложнение: ведущий, бросая мяч и называя любой день недели, просит назвать подряд 3 следующих дня недели)

  • «Назови скорей»

Игра проводится в кругу. Ведущий бросает мяч кому-либо из детей и спрашивает: «Какой день недели перед четвергом?». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Среда». И бросает мяч ведущему. Ведущий бросает мяч другому ребенку и задает вопрос: Какой день недели был вчера?» и т. д.

  • «Неделька, стройся!» («Живая неделя»)                                 

На столе в беспорядке лежат 7 перевернутых карточек с цифрами (с кружками). 7 детей берут карточки со стола и по сигналу выстраиваются по порядку, и называют, какие они дни недели.  Затем воспитатель и дети дают задание «дням недели», задают вопросы:

- Вторник, хлопни в ладоши.

- Четверг, подпрыгни 3 раза.

- Пятница, назови своих соседей

- Какой день наступит послезавтра;

- Назови выходные дни,

- Назови рабочие дни недели и т.д.

  • Логические задачи

(для детей 6 – 7 лет)

  • Сегодня вторник. В субботу Витя

пойдет на спектакль. Сколько дней Вите осталось ждать этого события?

  • Сегодня воскресенье. Через 5 дней у

Светы день рождения. Саша считает, что день рождения у нее будет в воскресенье, а Лена считает, что – в субботу. Кто из детей прав? (Лена)

  • «Золушка шила платье с

понедельника по среду. Сколько дней она работала?» (3)

  • «Незнайка пошел в поход и шел 4

дня. Вышел он во вторник. В какой день он закончил свой поход?» (В пятницу).

  • Чиполлино копал грядку три дня.

Начал он работу в среду, а закончил ее в… (в пятницу)

Игры и упражнения по теме «Месяцы. Год»

Цель - усвоение представлений о названиях месяцев, их последовательности, и их классификации по временам года. 

  • «Назови месяц»

В игре используется модель «Год»: круг в виде циферблата со стрелкой, разделенный на двенадцать секторов, 3 сектора – светло-голубого цвета (зимние месяцы), 3 сектора – светло-зеленого цвета (весенние месяцы), 3 сектора - ярко-зеленого цвета (летние месяцы), 3 сектора – оранжевого цвета (осенние месяцы). Каждый сектор обозначен цифрой (1-12), в соответствии с порядковым номером месяца в году.

Воспитатель на модели «Год» показывает стрелкой месяц. Дети по  цифре и цвету определяют соответствующий месяц)

  • «Двенадцать месяцев»

Воспитатель раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 (изображением вниз) и перемешивает их. 12 детей берут карточки и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они «превратились в 12 месяцев» Воспитатель и дети задают вопросы:

- первый месяц, как тебя зовут?

- десятый месяц, кто твои соседи?

- пятый месяц, в какое время года ты приходишь? И т.д.

  • «Круглый год»

Дети встают в круг. Выбирается ведущий. Он бросает кому-нибудь из играющих мяч и спрашивает: «Январь – какой это месяц по счету в году?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Ответив верно, он становится ведущим и задает свой вопрос играющим. Педагог помогает в выборе и формулировке разнообразных вопросов.

- Каким месяцем заканчивается год?

- Назови осенние месяцы?

- Назови зимние месяцы?

- Какой месяц идет после октября?

-В каком месяце твой день рождения?

  • Логические задачи

(для детей 6 – 7 лет)

  • София родилась в августе. А Лера

на два месяца позже. В каком месяце родилась Лера и в какое время года она празднует свое день рождения? (В октябре, осенью)

  • Саше 7 лет исполнится в феврале, а

Вадиму – в апреле. Кто старше из детей? (Саша)

  • У Вики день рождения в декабре, а

у Светы – в июне. Кто из них родился весной? (Никто)

  • Логические задачи

(для детей 6 – 7 лет)

Цель: усвоение представлений о  временном промежутке «Год».

  • У Нади день рождения весной. Надя

справляла свое день рождения 7 раз. Сколько Наде  лет? (7 лет)

  • Маша прожила уже 4 весны, 4 лета,

4 осени и 4 зимы. А Гриша прожил 4 года. Кто из детей старше? (Маша и Гриша одного возраста)

  • Таня ходила в детский сад всю

зиму, весну, и лето. А Сережа ходил в детский сад целый год. Кто из них меньше ходил в детский сад? (Таня)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский

«Дидактические игры и упражнения

по формированию временных представлений

у детей 5 – 7 лет»

Е.В. Колесник

                 b030f073dd79.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста.

В современном мире человеку любой профессии, любого возраста необходимо уметь чувствовать время и правильно его распределять. Для ребенка дошкольного возраста умение ориентироваться во времени благотв...

Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...

Консультация для воспитателей «Игры для формирования временных представлений у детей дошкольного возраста».

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность, менять темп и рит...

Методическая разработка. Технологическая карта долгосрочного проекта Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. с детьми подготовительного возраста

Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ спланировать работу по ознакомлению с временными понятиями на учебный год...

методическая разработка "Игры для формирования временных представлений у детей дошкольного возраста"

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и...