ОС для старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии на тему «Путешествие в сказочную страну».
план-конспект занятия (старшая группа)

Цели:

  • Закрепить знания детей о сказках и сказочных героях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл os_puteshestvie_v_skazochnuyu_stranu.docx645.71 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

                                               Краснодарский край

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №6 муниципального

образования Щербиновский район станица Старощербиновская

   

Конспект ОС для старшего дошкольного возраста

с использованием ТРИЗ технологии

на тему «Путешествие в сказочную страну».

 

Воспитатель

            Кононенко Елена Николаевна

  

                                                    ст. Старощербиновская  2019 год

Цели:

  • Закрепить знания детей о сказках и сказочных героях.

Программные задачи:

  • Способствовать развитию интереса детей к окружающему миру;
  • Учить узнавать сказочных героев;
  • Расширять словарный запас детей, совершенствовать грамматический строй речи; 
  • Развивать связную речь дошкольников;
  • Развивать внимание, умение находить нестандартные подходы к решению задач, тренировать аналитическое мышление, внимание (использование технологии ТРИЗ); 
  • Вырабатывать у детей навыки отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего;
  • Продолжать учить детей  правильно оценивать результаты своей деятельности;
  • Воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь;
  • Воспитывать интерес к художественной литературе.

Предварительная работа:

- чтение народных и литературных (авторских) сказок,

- рассматривание и обсуждение книг с иллюстрациями художников -иллюстраторов,

- экскурсии в районную детскую библиотеку;

- игровая деятельность (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры);

- продуктивная деятельность (рисование, аппликация, конструирование);

- просмотр мультфильмов, презентаций о героях сказок;

- проектная деятельность «Книга – лучший друг».

Предполагаемый результат:

- дети любознательны, активны, интересуются новым, желают экспериментировать, способны самостоятельно действовать, эмоционально реагируют, адекватно используют различные средства общения, конструктивно взаимодействуют с детьми и взрослыми, способны предложить собственный замысел и воплотить его, умеют работать по правилу и образцу, выполнять инструкции взрослого.

Оборудование:  

Письмо с заданиями, мольберт с символами модели трех вопросов по ТРИЗ технологии (что мы знаем о сказке,  что мы можем узнать о сказках, что

поможет нам узнать о сказках;  сделать самому, узнать самим, спросить у товарища, провести эксперимент, связаться со специалистом, подумать

самостоятельно, спросить у взрослого, получить информация в социальных сетях, прочитать книги, написать письмо с вопросом знатоку, понаблюдать, посмотреть интересные передачи), корзина с предметами к д/и «Кому   принадлежат   эти  предметы?» олотой ключик, туфелька, горошина, скорлупа грецкого ореха, термометр, зеркальце, яйцо, мыло), иллюстрация «Золушка на кухне), пластмассовый куб с символами к д/и «Волшебный куб» (что плохого, что хорошего в сказке, место и время, сказочный транспорт, волшебные сказочные предметы, из каких частей состоит сказка, кто придумал сказку), карандаш к д/и «Волшебная палочка» (ТРИЗ технология), «волшебное дерево», книга со сказками, полянка, пеньки, банкетки, сундук, ключи.

Виды детской деятельности:
- игровая, 
- коммуникативная,
- познавательно – исследовательская, 
- двигательная, 
- самообслуживание и элементарный бытовой труд,
- восприятие художественной литературы и фольклора.

Используемые современные образовательные технологии:
- игровые, 
- проблемные,
- исследовательские,
- личностно - ориентированные,
- здоровье - сберегающие,
- технология организации совместной деятельности.

 

Ход   образовательного события.

1.Введение в ситуацию.

- Ребята, сегодня я обнаружила письмо, адресованное детям нашей группы. Хотите узнать, что в нем? (ответы детей)

(воспитатель читает письмо)

«Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки!

Пишут вам жители чудесной сказочной страны. У нас беда!

Дело в том, что жители страны сказок перестали улыбаться, мы нуждаемся в вашей помощи. И только вы можете спасти нас от тоски и уныния. А случилось вот что: Злой волшебник похитил наши улыбки и спрятал их в сундуке под замками. Мы ждём от вас помощи. Сказочные герои».

-Ребята, нас просят помочь. Вы согласны прийти на помощь жителям сказочной страны и вернуть им радость и улыбки? (ответы детей)

-Злой волшебник спрятал ключи в разных сказках.  Чтобы получить ключи от замка на сундуке, вы должны выполнить сложные задания.

-Ребята, а вы не боитесь? А какое у вас настроение? (ответы детей)

-Да, а это очень пригодится в путешествии! Улыбнитесь!

2. Актуализация знаний.

-А на чем мы можем добраться до сказочной страны?

Как можно попасть  в сказку? (ответы детей).

-Ребята, в нашей группе есть предмет  из сказки, только в сказке он летает. Как вы думаете, что это? (ответы детей).

Верно, это ковёр – самолёт.

-Присаживайтесь поудобнее, я знаю волшебные слова:

Ковер-самолет

Отправляйся в полет!

Д/и «Подзорная труба» (ТРИЗ технология).

- Интересно, что же происходит внизу. Давайте представим, что мы смотрим свысока в подзорную трубу. Что мы можем увидеть?

(ответы детей).

-А я вижу сказочную страну, пора приземляться.

Посмотрите, как здесь красиво. Распускаются волшебные цветы, ветер раскачивает деревья.

Лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит.

3. Затруднение в ситуации.

Д/и «Пароль» (ТРИЗ технология).

- Здесь нас ждет первое испытание: назовите сказку, в названии которой есть число (ответы детей).

Три медведя.

Волк и семеро козлят.

Белоснежка и семь гномов.

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

Три поросёнка.

Два жадных медвежонка.

Двенадцать месяцев.

 

(воспитатель дает детям ключ)

4. Открытие нового знания.

Модель «Три вопроса» (ТРИЗ технология).

Цель: создание условий для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Что мы знаем о сказке?

https://kuklamilla.ru/wp-content/uploads/2017/09/CHELOVECHIKImk-1024x576.pnghttps://sky4high.files.wordpress.com/2009/04/unknow1.jpg

Сказка – вымышленная история со счастливым концом.

Сказка – это волшебный мир.

В сказках встречаются сказочные герои.

В сказках животные разговаривают.

В сказках происходят разные превращения.

В сказках добро побеждает зло.

Сказки учат быть добрыми, находчивыми, справедливыми, смелыми.

Их любят дети и взрослые.

В сказках совершаются самые невероятные чудеса.

Сказки учат любить свою Родину, защищать слабых.

Сказки передаются от одного поколения к другому.

Что мы можем узнать о сказках?

https://kuklamilla.ru/wp-content/uploads/2017/09/CHELOVECHIKImk-1024x576.pnghttps://3.bp.blogspot.com/-WuzxZYJSHUI/WLFAVt5H9JI/AAAAAAAAAtg/CP2RVrJOTaYIAGVosDZdQPt0mcVBOZwlgCEw/s1600/%25D0%25A1%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25B433.JPG

Как называется сказка?

Чем она может закончиться.

Как добро победит зло.

Что поможет нам узнать о сказках?

https://kuklamilla.ru/wp-content/uploads/2017/09/CHELOVECHIKImk-1024x576.pnghttps://techflourish.com/images/arrow-jpeg-3.jpg

(дети перечисляют символы)https://sky4high.files.wordpress.com/2009/04/unknow1.jpg

Сделать самому. https://3.bp.blogspot.com/-WuzxZYJSHUI/WLFAVt5H9JI/AAAAAAAAAtg/CP2RVrJOTaYIAGVosDZdQPt0mcVBOZwlgCEw/s1600/%25D0%25A1%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25B433.JPGhttps://st2.depositphotos.com/2633985/9022/v/950/depositphotos_90225300-stock-illustration-man-and-woman-contour-line.jpghttp://clipart-library.com/img1/821593.pnghttp://raskraskindom.ru/images/raznye/telefon/raskraski-telefon-26.jpghttps://static.oefen.be/tmp/files/108675/pijl.gif

Узнать самим.                                                

Спросить у товарища.                 

Провести эксперимент.

Связаться со специалистом.

Подумать самостоятельно.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=026a25e6b9d032310afb8b18ea20dabb&n=13&exp=1https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e80d74ac7498ebb4d5186387e8940962&n=33&w=218&h=150https://image.freepik.com/free-icon/no-translate-detected_318-47721.jpghttp://www.clipartbest.com/cliparts/9Tp/6oe/9Tp6oeoEc.jpghttps://www.imeqmo.com/web/image/54443https://www.vectorportal.com/img_novi/PC_7738.jpg

        

Спросить у взрослого.

Получить информация в социальных сетях.

Прочитать книги.

Написать письмо с вопросом знатоку.

Понаблюдать.

Посмотреть интересные передачи.

- Молодцы, вы многое знаете о сказках! 

(дети находят ключ)

- Смотрите, на лесной полянке корзина.  Давайте посмотрим, что в ней.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Д/и «Кому   принадлежат   эти  предметы?».

Золотой ключик                     (Буратино)

Туфелька                                (Золушке)

Горошина                                (королеве)

Скорлупа грецкого ореха      (Дюймовочке)

Термометр                              (доктору Айболиту)

Зеркальце                                (королеве)

Яйцо                                        (курочке Рябе)

Мыло                                       (Мойдодыру)

(на дне корзины ключ)

- Отправляемся в следующую сказку!

(детям предлагается для рассматривания иллюстрация «Золушка на кухне)

- Как вы думаете, в какую сказку мы попали? (ответы детей).

Золушке нужна ваша помощь. Она  замесила тесто, и когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги.

Посоветуйте Золушке, чем можно раскатать тесто? (ответы детей).

- Отлично, ваши советы ей обязательно помогут.

Д/и «Волшебный куб».

на большом пластмассовом кубе изображены символы:

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1729a9c5d42a7247aada3e47bfb308c7&n=13

http://itd1.mycdn.me/image?id=849400014173&t=20&plc=WEB&tkn=*49F7id75vpX3Tw-a5O5TdIG5N3Mhttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1378807/45dcc8b6-095e-404c-ba44-f0030e5010c4/s375

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-sapogi5.jpghttp://prokat-ostankino.ru/images/gallery/big_0084002562bfd5bc382744f70d720e2f.jpg

http://cdn01.ru/files/users/images/d3/a2/d3a284312ea0baf40c10a9fd8a7832b2.jpg

http://vse-raskraski.ru/assets/images/resources/808/raskraska-korona20.jpghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9d0a6560aed14067c7785e11870ef76a&n=13

http://cdn.esoft.digital/12801024/layouts/049eb09aa1eba291a735b5e851c66050.jpghttp://cdn.esoft.digital/12801024/layouts/049eb09aa1eba291a735b5e851c66050.jpghttp://cdn.esoft.digital/12801024/layouts/049eb09aa1eba291a735b5e851c66050.jpg

Что плохого, что хорошего в сказке?

Место и время.

Сказочный транспорт.

Волшебные сказочные предметы.

Из каких частей состоит сказка?

(начало, середина, конец).

Кто придумал сказку?

(народ, один автор).

- Какое чудесное дерево! Ребята, в письме написано, что нам необходимо найти книгу со сказками.  В ней будет следующий ключ.

(дети находят ключ)

Д/и «Волшебная палочка» (ТРИЗ технология).

        

- У меня в руках есть карандаш. Давайте представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь.

Что бы вы хотели увеличить или уменьшить?

(на дереве ключ)

- Кажется, мы собрали все ключи! Где же сундук?

(дети находят сундук и подбирают к замку ключ)

6. Осмысление (Рефлексия) деятельности.

- Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием? (ответы детей)

- Что нового вы узнали? (ответы детей)

- Что больше всего вам запомнилось? (ответы детей)