«Конспект занятия по развитию речи и словотворчеству с детьми старшего дошкольного возраста (с использованием ТРИЗ технологии)»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Диана Тагировна Чеботарева

Конспект занятия 
по развитию речи и словотворчеству с детьми старшего дошкольного возраста
(с использованием ТРИЗ технологии)

 

Тема: «В гостях у леса»

Цель: Продолжать использовать приёмы аналогии, представлять незнакомое знакомым, привычное – чуждым.


Задачи:
1. Учить сопереживать уподобленному объекту; учить создавать цепочку с лов, отталкиваясь от исходного слова; учить различать символы, добавляя к ним определения и объединять их в общий рассказ-письмо, учить придумывать фантастический образ и изображать его на листе бумаги;
2. Развивать у детей логическое асоциальное мышление, творческое воображение, словарный запас, фразовую речь, словотворчество, память, внимание;
3. Воспитывать желание заниматься, узнавать больше нового; воспитывать интерес к необычному, нестандартному и непривычному.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_triz_mozhet_byt.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

Детский сад № 15 «Аистенок»

«Конспект занятия

по развитию речи и словотворчеству с детьми старшего дошкольного возраста

(с использованием ТРИЗ технологии)»

 

Подготовила воспитатель:

Чеботарева Диана Тагировна

Старшая группа № 5

Пушкино, 2018 г.

Конспект занятия 
по развитию речи и словотворчеству с детьми старшего дошкольного возраста
(с использованием ТРИЗ технологии)

Тема: «В гостях у леса»

Цель: Продолжать использовать приёмы аналогии, представлять незнакомое знакомым, привычное – чуждым.


Задачи:
1. Учить сопереживать уподобленному объекту; учить создавать цепочку с лов, отталкиваясь от исходного слова; учить различать символы, добавляя к ним определения и объединять их в общий рассказ-письмо, учить придумывать фантастический образ и изображать его на листе бумаги;
2. Развивать у детей логическое асоциальное мышление, творческое воображение, словарный запас, фразовую речь, словотворчество, память, внимание;
3. Воспитывать желание заниматься, узнавать больше нового; воспитывать интерес к необычному, нестандартному и непривычному.
Словарь: извилистая, съедобная, плодоносят, выносливый, уверенный.
Демонстрационный материал: 
Конверт с карточками – символами;
Зашифрованный текст письма;
Картинки: деревья (дуб, берёза, осина, лиственница, ель, сосна и т.д.);
Декорации деревьев;
Мяч;
Кукла: Фея Эмпатия.
Раздаточный материал:
Альбомный лист;
Разные средства для рисования по желанию детей.
Предшествующая работа:
Беседа о лесе, о деревьях;
Загадки, стихи о деревьях;
Рассматривание картинок с изображением тех деревьев, которые у нас не растут – клён, дуб;
Встреча с Феей Эмпатией;
Составление письма другу, бабушке с помощью схем-символов;
«Входим» в разные образы: Швейная машинка, целлофановый пакет, показывала рассказывала о своих чувствах;
Сравнивали свой зимний сад в детском саду с теми объектами, которые напоминали бы нам его (по свойствам, по функциям, по характеру);
Придумывали фантастические истории про неваляшку, про зайчонка;
Рисовали, обыгрывали понравившееся эпизоды из придуманных историй; одушевляли и создавали образы, перенося их в рисунки, в поделку и т.д.
Предполагаемый результат:
Умеют:
сопереживать уподобленному объекту; 
создавать цепочку слов, отталкиваясь от исходного слова; 
различать символы, добавляя к ним определения и объединять их в общий рассказ-письмо,
придумывать фантастический образ и изображать его на листе бумаги.
У детей развито:
логическое асоциальное мышление, творческое воображение, словарный запас, фразовая речь, словотворчество, память, внимание.
У детей появилось:
желание заниматься, узнавать больше нового, интерес к необычному, нестандартному и непривычному.
Методические приёмы:
Разговор о детском садике.
Игра: «С чем можно сравнить детский сад»
Чтение схем-символов к зашифрованному письму от деревьев.
Игра: «Ассоциация».
Рассматривание деревьев в лесу.
Появление феи Эмпатии: уподобление деревьям.
Приблизительный рассказ о себе – как дереве.
Экотренинг.
Игра: «Рукотворный природный мир» (с мячом в кругу).
Составление фантастической сказки про ёлочку.
Помощник записывает сказку.
Чтение новой сказки.
Зарисовка понравившихся моментов в сказке.
Ход занятия:
Прямая аналогия
1. Разговор о детском саде.
Как называется наш детский сад? («Росинка»)
А вы любите свой садик? (Да).
За что вы его любите? (Там весело, уютно, красиво, тепло, много, друзей, игрушек, вкусно кормят, добрые воспитатели, няня, там всегда помогут и т.д.)
А давайте внимательнее посмотрим на наш детский сад.
2. Игра: «С чем можно сравнить детский сад»
По форме По свойствам характера По свойствам материала
Теремок (добрый)(каменный)
Замок МамаДом
Шкаф ДругКолокольня
Жилой дом Дед Мороз Забор
Дворец Кот Леопольд Печка
Храм ЗолушкаМаяк 
Церковь БабушкаВеранда 
ГераклБашня
(Стук в дверь почтальон приносит письмо).
Графическая символическая аналогия
3. Педагог: Ребята, нам кто-то написал и прислал письмо?! Давайте прочитаем его все вместе, т.к. это письмо необычное. Оно зашифровано в схемы. Мы должны вспомнить, что обозначает та или иная схема и объединять их, связать в один рассказ-письмо.
(Схемы-символы к зашифрованному письму. Детям раздаётся по 2-3 карточки со схемами. Дети расшифровывают письмо).
Текст письма.
«Здравствуйте, дорогие друзья. Вот и пришла цветущая, красивая, долгожданная весна. В нашем большом, чудесном, красивом лесу стало очень весело. Щебечут звонко и радостно птицы, все звери радуются теплу.
Мы деревья – разные: большие и маленькие, лиственные и хвойные, молодые и старые так же рады весне.
Скоро мы расправим свои ветви, на веточках появятся молодые листочки и наша большая земля станет зелёной.
Приглашаем Вас в гости в наш лес. Приходите и вы увидите всё и услышите, как хорошо в лесу, порадуйтесь вместе с нами.
Ваши друзья – деревья.
А что, ребята, пойдём в лес, посмотрим, послушаем? 
Идём вот по этой дороге.
Метод гирлянд и ассоциаций (прямая аналогия).
4. Игра: «Ассоциация»
Дорога извилистая; змея – скользкая, горка – снежная; пустыня – сахар; сладко – варенье; ягоды – много; лесные – грибы; съедобные – деревья; лесу – дорога (картинки).
Вот мы и пришли в лес. Сколько здесь много деревьев! (на мольберте картинки с изображением разных деревьев).
5. Рассматривание деревьев в лесу.
Вопросы:
Какие? (Дети называют)
Деревья к какой природе относятся? (к живой).
Почему? (растут, питаются, плодоносят, стареют, умирают)
Какой характер имеет дуб, берёза, клён, сосна, ель, осинка, тополь? (варианты ответов).
6. Фея Эмпатия.
Представьте, что вы стали деревьями.
Личное уподобление – эмпатия.
Расскажите, кто вы, что у вас есть какую функцию выполняют ваши части, что вы любите чем вы славитесь какой у вас характер что вы чувствуете, когда светит солнце поют птицы?
(Дети садятся на полянку).
7. Приблизительный рассказ детей (3-4 ребёнка) рассказывают о себе как о дереве.
8. Экотренинг.
- «Но вот подул сначала слабый ветерок, а потом сильный-сильный. Деревья закачались всё сильнее и сильнее, веточки уже достают до земли, ствол трещит» (Дети имитируют деревья, как они качаются, наклоняются и т.д.).
- Наконец- то ветер закончился.
9. Игра «Рукотворный – природный мир» (с мячом в кругу).
- Вот вы сказали, что в лесу растут разные деревья, живут птицы, звери. Но это у нас на земле. А давайте расскажем деревьям фантастическую сказку про деревья. Главным героем этой сказки будет ёлочка.
(Помощники записывают придуманную сказку).
Вопросы:
- Какая она? (колючая, весёлая, добрая)
- Что она любит делать? (ходить в гости, дружить с другими подружками, петь песенки, играть в «Догонялки»)
- Кто у неё друг? (клён, осинка) (выбрать)
- Какой друг? (ответы детей)
- Что они любили делать? (ответы детей)
- Но вот однажды случилось в лесу горе…
- Какое? (ответы детей. Например: напали на лес полчища лютожваков. Они маленькие, на коротких ножках, но рот большой с острыми зубами. Они хотели погрызть все деревья и превратить их в опилки для удобрения земли).
- Что сделали друзья? (Например: созвали всех своих друзей и сосну, и дуб, и тополь, и клёны, и березы. Встали они все стеной, выпустили они из себя кто сок, кто смолу прямо на лютожваков. И потонули они в соке, а кто не утонул, так приклеились навечно к земле!
- Чем кончилась сказка? (ответы детей).
10. Чтение приблизительной сказки, записанной взрослым – помощником.
11. А сейчас мы возвращаемся в детский сад и рисуем то, что вам понравилось в нашей сказке.
Рисовать можно на другом занятии. Например, на занятии по рисованию, заранее спланированном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Что мы знаем о зиме»

Конспект открытого  занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий.Тема: «Что мы знаем о зиме»...

Конспект ОС по развитию речи для старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии на тему «Книжный магазин».

Программные задачи: -формировать умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картин;-развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей;-продолжать знакомить детей с професси...

Конспект ОС по развитию речи для старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии на тему «Книжный магазин»».

Образовательное событие для детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии...

Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии».

Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии». Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; ма...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗИМЕ?»

Цели:Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд, северное сияние, полярная ночь.Задачи:1. Развивать с...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающей технологии на тему «Транспорт Санкт-Петербурга».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию с детьми  старшего  дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающей технологии  на тему «Тр...