Развитие речи детей на третьем году жизни
статья (младшая группа)

Соколова Вера Сергеевна

Статья на тему "Развитие речи детей на третьем году жизни "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей на третьем году жизни.

Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка.  Необходимо приучить малыша  понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, расширять активный словарь.

Для формирования речи важное значение имеет развитие ориентирования в окружающем пространстве. Следует развивать у ребенка  способность наблюдать вокруг себя, узнавать разнообразные предметы и явления, а также знакомить с трудовыми действиями взрослого человека. В результате будут развиваться смысловая сторона речи, а также функции общения и обобщения.

Взрослые в своей речи не должны употреблять упрощенных слов (ляля, биби). Если ребенку незнакомо слово, его обязательно нужно использовать в сочетании с знакомыми малышу словами («Тебе подарили машину. Она называется самосвал. У самосвала есть кузов. В нем перевозят различные грузы»). Таким образом ребенок знакомится с новыми словами, пополняет свой словарный запас.

Развитие речи происходит на специально подготовленных занятиях, в ходе которых происходят действия с предметами, а также в повседневной жизни, в режимных моментах и в самостоятельной игре.

В развитии речи ребенка главная роль принадлежит взрослому, именно он определяет что и как ребенок будет делать на занятии, а также формирует дидактически направленную деятельность. Эта деятельность зависит от типа проводимого занятия. Если занятие направлено на ознакомление с окружающим миром, основным видом обучения является наблюдение. На занятиях с наглядными средствами (тематические картины, различные предметы, фигурки машин и животных) – рассматривание.

Наблюдение за окружающим миром в этом возрасте значительно расширяется и углубляется. Уже не достаточно просто наблюдать за различными видами транспорта. Рекомендуется показывать, акцентировать внимание малыша на  различия их  по внешнему виду (машины легковые и грузовые, трамваи, троллейбусы, автобусы, машины специальных служб), а также показывать из каких частей они состоят (колеса, кабина, кузов, руль).

Во время наблюдения за животным миром (кошки, собаки, птицы) углубляются уже имеющие представления ребенка о нем. Малышу можно рассказать об особенностях внешнего вида, повадках, о том, что и как едят. Например, в ходе наблюдения за кошкой, можно рассказать, что у кошки шерсть мягкая, хвост пушистый. У кошки есть усы, на лапках у нее есть острые коготки. Кошка ест мясо и молоко. При наблюдении за птичкой, можно рассказать ребенку, что у птички есть перышки и клюв. Птички летают и, когда летают, расправляют крылышки. Птички кушают зернышки. Птички вьют гнезда. Некоторые птички на зиму улетают в теплые страны.

Важную роль в развитии речи ребенка выполняют различные картинки. В зависимости от задачи, которая ставится на занятия, картинки могут быть как с отдельными предметами, так  и с предметами в действии или сюжетные изображения. Очень важно направить внимание ребенка на детальное рассматривание изображения. Это повышает интерес к тому, что изображено на картинке, помогает развивать мыслительные процессы, побуждает устанавливать причинные связи, что, в свою очередь, формирует у малыша умение повторять и запоминать слова.

Чтение книг с иллюстрациями также имеет очень важное значение в развитии речи ребенка. Во время чтения текста, взрослый акцентирует внимание ребенка на иллюстрации к нему или рассказывает своими словами, опираясь на изображения. В дальнейшем (на последующих занятиях) взрослый побуждает ребенка самого рассказать, о чем написано в книге, опираясь на предложенное изображение. Можно помочь малышу вспомнить свой рассказ по той или иной иллюстрации.

В развитии речи на третьем году жизни значимое место отводится слушанию стихов, потешек, песенок с последующим воспроизведением. Особенно важна систематичность. Только при этом условии ребенок приучится внимательно слушать и понимать, а затем самостоятельно пересказывать.

Вначале один и тот же текст (потешка, стих, рассказ) следует повторять несколько раз как на одном и том же занятии, таки через небольшие интервалы в два-три дня. Для того, чтобы научить малыша понимать содержимое текста и выработать умение пересказывать, нудно организовать совместное рассказывание. Сначала следует побуждать ребенка  повтоpять  слова и фразы, а потом задавать вопросы и учить отвечать на них.

Занятия с сюжетными игрушками (куклы, фигурки животных, различные виды машинок) влияют на развитие ребенка в различных направлениях: обогащяют нpавственные представления, развивают речь, как средство общения, развивают способность к самостоятельной игре, пополняют активный словарь.

Развитие речи также осуществляется и в самостоятельной игре. Большое влияние на развитие игры и речи в игре оказывают занятия с игрушками. Во время игры ребенок стремиться привлечь к своей деятельности взрослого человека и начинает задавать вопросы.

На третьем году жизни малыш знакомится с новыми явлениями и событиями. Все, с чем сталкивается ребенок, взрослый называет cвоими cловами. Но для понимания малышу простого названия недостаточно, поэтому появляется необходимость в более подробном объяснении назначения тех или иных предметов (заче, для чего).

Необходимо внимательно следить за речью ребенка – слушать, как он говорит, а, в случае неправильного произношения, остановить и попросить произнести слово правильно (Ты сказал «Мой рука», а надо говорить «моя рука»).

Для активизации речи нужно использовать побудительные слова, котоpые нацеливают ребенка на высказывания (расскжи, повтори, скажи).

Приемы договаривания также являются важным в развитии речи ребенка. Взрослый читает стихотворение или потешку и дает возможность ребенку употребить нужное слово.

Правильное использование всех пеpечисленных приемов способствует своевременному развитию речи ребенка.

Материал подготовила В.С. Соколова

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №78Красносельского района Санкт-Петербурга «Жемчужинка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Развитие речи ребёнка на третьем году жизни.

В данной консультации помещён материал для родителей о том, что должно быть сформировано в речи ( звукопроизношение, лексика, грамматика)  у ребёнка к трём годам жизни и на что следует обратить о...

Развитие речи ребёнка на третьем году жизни

Развитие речи ребёнка на третьем году жизни...

Развитие речи ребёнка на третьем году жизни

Развитие речи ребёнка на третьем году жизни...

Консультация для родителей "Развитие речи детей второго - третьего года жизни"

В консультации для родителей "Развитие речи детей второго - третьего года жизни" даётся краткая характеристика развития речи детей в данный период и советы, как развить активную речь ребёнка...