Самоанализ результатов профессиональной деятельности воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО Горбуновой Татьяны Владимировны.
материал (старшая группа)

Горбунова Татьяна Владимировна

Я, Горбунова Татьяна Владимировна, работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №132 г Иркутска совсем недавно, с 12 апреля2019 года. Общий педагогический стаж с 1994 года. Образование высшее. Специальность-учитель немецкого языка. В 1994 году окончила госпединститут иностранных языков им. Хо Ши Мина г. Иркутск. В последние годы занималась частным репетиторством младших школьников по немецкому языку. Разработала программу обучения дошкольников с 5 лет немецкому языку.

Придя в детский сад, я увидела, что работать стало интересно. Введение в ФГОС изменило систему образования.  Кадровые условия программы требуют профпереподготовки и постоянного повышения квалификации. Это здорово! Приобретенные практические и теоретические знания позволяют делать очень интересной работу с детьми и родителями.

Цель моей педагогической деятельности: создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ результатов профессиональной деятельности воспитателя в условиях реализации

ФГОС ДО Горбуновой Татьяны Владимировны.

                                            …Лучший способ воспитать хороших детей – это                        сделать их счастливыми. (О. Уайльд)

    Я убеждена, что самое бесценное и важное – это наши ДЕТИ…

Я, Горбунова Татьяна Владимировна, работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №132 г Иркутска совсем недавно, с 12 апреля2019 года. Общий педагогический стаж с 1994 года. Образование высшее. Специальность-учитель немецкого языка. В 1994 году окончила госпединститут иностранных языков им. Хо Ши Мина г. Иркутск. В последние годы занималась частным репетиторством младших школьников по немецкому языку. Разработала программу обучения дошкольников с 5 лет немецкому языку.

Придя в детский сад, я увидела, что работать стало интересно. Введение в ФГОС изменило систему образования.  Кадровые условия программы требуют профпереподготовки и постоянного повышения квалификации. Это здорово! Приобретенные практические и теоретические знания позволяют делать очень интересной работу с детьми и родителями.

Цель моей педагогической деятельности: создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Воспитательно- образовательный процесс в нашем МБДОУ г. Иркутска детском саду 132 осуществляется в соответствии с комплексной образовательной программой дошкольного образования «Детство», разработанной в соответствии с ФГОС (Университет им. Герцена СПБ).  В программе детство особое внимание отводится интегративному подходу к организации процесса в группе. Интегративный подход прослеживаются в программе через установление связей между содержанием и видами деятельности ребенка как внутри каждой образовательной области, так между разными образовательными областями, использовании разнообразных игр и ситуаций (развивающих, образовательных) как основы работы по программе «Детство». В качестве основной формы образовательного процесса в программе «Детство» выделена «образовательная ситуация», что явилось логическим продолжением ситуационного подхода, разрабатываемого в методических пособиях к программе. Ситуационный подход был дополнен принципом продуктивности образовательной деятельности, который связан с тем, что каждый из планируемых педагогом проектов завершается получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.).  Воспитателям предложены современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, детской журналистики и др.

Вся моя педагогическая деятельность направлена   на создание и поддержание комфортных условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание предметно – пространственной развивающей среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

В своей работе применяю разнообразные формы обучения: традиционные, интегрированные, комплексные, комбинированные занятия.                                      А также разнообразные приёмы: использование наглядности, игровые, сюрпризные моменты. Использую личный пример.

Моя работа направлена на решение следующих задач:

  • охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

Информационно- коммуникативные технологии

Главным профессиональным качеством педагога является умение учиться – и новым технологиям, и новому восприятию реалий сегодняшнего дня, и оценке новых подходов в современном образовании, и рефлексии своих профессиональных достижений. В настоящее время уже невозможно представить себе развитие современного общества без информационно- коммуникативных технологий.

Однако, очень жаль, что техническое оснащение нашего детского садика оставляет желать лучшего. Нет возможности представить детям материал, используя передовые технологии. Компьютерный материал я представляю при помощи персонального личного компьютера и гаджетов.

Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений, не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго. Проблема состоит лишь в малой оснащенности дошкольных учреждений средствами ИКТ.

Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности прохождения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому разделу программы.

В непосредственно образовательном и воспитательном процессе использую следующие методы: наблюдения, игры, беседы, доступные возрасту и индивидуальным особенностям детей.

Внедряя в педагогическую практику современные технологии и методики, широко применяю здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, игровые методы и приёмы.

Стараюсь всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры детей, в создании эмоционально-благоприятного климата. Совместное творчество воспитателей и родителей воспитанников способствует тому, что в группе создана обстановка приближенная домашней, имеются многие условия для разностороннего развития детей в соответствии с их возрастом. Дети также принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах, проводимых онлайн на базе МБДОУ. Мои ребятишки-участники городских   региональных и всероссийских конкурсов. Ребята и Родители гордятся своими достижениями. Как же горят глаза малышей, когда они получают наградные дипломы! Я с гордостью могу сказать, что несмотря на трудности, которые мы преодолеваем вместе, мои ребята имеют прекрасную мотивацию!                                                                                                                

Я   проработала в детском саду около двух лет, но планирую делиться накопленным педагогическим опытом с родителями и коллегами. Так же активно интересуюсь у коллег, перенимая их опыт. Наиболее важное и   ценное я учитываю для себя, чтобы применить   в своей практике.

Введение ФГОС дошкольного образования отразилось на всей системе— на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса. Родители с удовольствием принимают участие в проектах и подготовке детей к последующим выступлениям.

В новых условиях сотрудничество с родителями приобрело несколько иной характер, но я благодарна родителям за поддержку, инициативу и понимание. Я и Родители- единомышленники, а значит, наши общие усилия и работа принесут, несомненно, положительные результаты!

Технологии художественно-творческого развития

По тому, как дошкольник изображает себя, других людей, можно много понять о самом ребенке. Не случайно К. Маховер в 1946 году разработал тест «Рисунок человека» с целью определения индивидуальных особенностей личности. Мне показалось важным помочь ребенку изображать человека в рисунке, лепке, аппликации, чтобы он мог лучше понять себя и выразить свои мысли, чувства в своих работах. Я распланировала цикл занятий по изобразительной деятельности по теме «Человек». Результат моей работы – интересные рисунки детей.

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили вчера» (Д. Дьюи). Я еще очень мало работаю, но когда я вижу горящие глаза детей, понимаю. что не зря. Я стараюсь для них, потому что люблю их!

Технология детского экспериментирования

Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. В своей работе я использую программу Дыбиной О.В.  «Ребенок в мире поиска».  В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи дошкольника. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных умений.

Технология игровой деятельности.

Игра уникальна тем, что объединяет интересы и ребёнка, и педагога. Она соответствует естественным потребностям дошкольника и помогает ему овладевать знаниями и навыками без принуждения. Играя, ребёнок формируется как личность.  Приоритетными становятся обучающие занятия, а педагоги ориентированы на подготовку детей к школе, используя современные образовательные достижения. Игра начинает рассматриваться лишь как развлечение, способ организации досуга, в лучшем случае как средство обучения. Игра-самый важный и ведущий вид деятельности ребенка, приоритет в отношении с ребенком

Игра – основной вид деятельности детей. Игра-самый важный способ образования дошкольников. В старшей группе игре отводится ведущая роль. Успешность сюжетно-ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога. Воспитатель не может научить детей играть, если сам не владеет игровой «грамотой», игровой культурой. Я много занималась самообразованием по этой теме, изучила литературу: Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду», Н. В. Краснощекова «Сюжетно-ролевые игры», Е. Янге «Ролевые игры для детей».

Я думаю, что игровую деятельность можно рассматривать с разных позиций. В том числе, игра – как средство интеллектуального развития ребенка. Поэтому применяю вместо обычных занятий игровые обучающие ситуации.

В старшей группе начинают использоваться ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

Например, дети в ходе игр-драматизации берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера (добрый-злой, честный-лживый). Я стараюсь создавать установку на формирование положительных черт характера у детей.

Существуют типы ИОС, которые я использую в своей работе:

  • Первый тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям.

Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность. Литературная биография каждого из них позволяет использовать различные стороны их поведения.

  • Второй тип ИОС – использование игрушек-аналогов.

Построение игровой обучающей ситуации с игрушками - аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействия с ними.

  • Третий тип ИОС включает в себя различные варианты игры в путешествие, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний.

В каждом конкретном случае сюжет игры придумывается таким образом, чтобы дети посещали новые места, знакомить с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д.

Все ИОС требуют от меня основательной подготовки подготовки: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль.

Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития дошкольника.

Элементы ТРИЗ

К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетно-ролевой игры, как условное действие с игрушками, ролевое поведение. Что же нужно для дальнейшего развития детской игры? По мнению экспертов, слово, чаще всего встречающееся в ФГОС – инициативность. И что лучше, чем игра – фантазирование сможет развить воображение, творчество, инициативность. Чтобы сюжет оказался завершенным, я пользуюсь моделью составления сказки с помощью ТПФ (типовых приемов фантазирования), являющейся элементом ТРИЗ. Трудности возникают из-за недоразвития речи детей: скудный словарный запас, использование в речи неправильных грамматических форм, отсутствие связной речи. Поэтому на следующий год возьму тему самообразования по развитию речи.

Технология Коротковой Н.А. «Путешествие по «Реке времени».

Тема путешествий-любимая тема дошколят, поэтому она интересна и мне.

Путешествовать можно не только в космос. Очень интересны путешествия по времени. Основной развивающей задачей исследований - путешествий является освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к н к настоящему). Апробировав эту форму организации образовательной деятельности, считаю её не только интересной и доступной детям, но и именно той формой, которая позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности.

А началось все с исторической игры «Как жили древние люди», в которую мы играли на участке. Мы провели исследования - игра принесла море удовольствия и детям. Мы оформили выставку пластилиновых работ по этой теме. После древних людей мы погрузились в мир рыцарей, богатырей и т.д. Обязательно продолжу работу по этой технологии. -Планирую провести мастер-классы для родителей по этому направлению онлайн.

  1. Планирую выступить с презентацией в рамках прохождения образовательных курсов профессиональной переподготовки
  2. планирую принять участие в реализации инновационных проектов в детском саду
  3. Хочу и   реализовать образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию, подобрав практический материала для проекта ДЕНЬ ПОБЕДЫ- САМЫЙ ВАЖНЫЙ ДЕНЬ.
  4. Разработала программу обучения дошкольников немецкому языку. Мечтаю создать группу по изучению немецкого языка в нашем детском саду.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. В настоящие время рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова – Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.     А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияют на функционирование речевых зон головного мозга.

В современном мире все знают, что развитие мелкой моторики       существенно влияет на развитие речи ребенка и является одним из важнейших условий подготовки к письму и к обучению в школе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма.                                                                                                                                              

Эффективность системы упражнений по формированию моторных навыков, включенной в календарный план работы, доказывают результаты промежуточного наблюдения.                              

Таким образом, понимая значимость моей цели, системность, последовательность в работе, созданные мною педагогические условия, использование эффективных форм работы с детьми, родителями, а также рост моей профессиональной компетентности, творческого потенциала, надеюсь и очень стараюсь, способствуют реализации права детей на доступное, качественное образование, направленное на всестороннее развитие каждого ребенка.  

Я думаю, что современный воспитатель должен быть однозначно профессионально компетентен. Он должен уметь решать профессиональные задачи, и выполнять трудовые профессиональные функции. Воспитатель должен быть – мобилен. Современное общество быстро меняется, модернизируется. Поэтому и воспитатель должен быть готов к этому. Должен уметь приспосабливаться к новым социальным условиям своего профессионального труда. Тогда его будут ценить, как профессионального, качественного работника – педагога.

Воспитатель должен быть достаточно компетентен в учебно – познавательном процессе. Уметь свои знания и навыки применять в своей профессиональной практической деятельности. Он должен владеть механизмами целеполагания, планирования своей деятельности, анализа, рефлексии, самооценки своей успешной деятельности. Владеть приемами действий в различных профессиональных ситуациях. Также педагог должен уметь самостоятельно искать, анализировать, отбирать и обрабатывать, и передавать необходимую информацию субъектам образовательного процесса.

Педагог должен быть коммуникативен – уметь взаимодействовать с окружающими его людьми, работать совместно в групповой деятельности. Должен любить детей, так как мы рассматриваем воспитателя, то педагог должен заодно быть очень добрым к детям, отзывчивым и мочь сочувствовать и переживать детским проблемам и переживаниям.

Воспитатель должен быть настолько компетентен к детям, чтобы его знания, умения и навыки имели успех в его профессиональной деятельности, он обязан (я думаю) обладать индивидуальными – личностными характеристиками. Т. е. обязательно творческой, креативной, инициативной, самостоятельной личностью. Воспитатель должен развиваться, самореализовываться и самосовершенствоваться, ставить перед собой все новые и новые цели к достижению своих профессиональных вершин и качеств.  Я постоянно изучаю методическую и профессиональную литературу. В целях повышения профессиональной компетенции я обучаюсь на курсах повышения квалификации участвую в конкурсах профессионального мастерства, консультируюсь с более опытными педагогами, читаю и изучаю работы коллег в педагогическом сообществе.

Конечно у воспитателя все   таки особая роль. Он важная фигура для детей в системе образования. Содержание образования, формы общения, которые реализуются в процессе образования, определяет направление и качество развития детей. Именно взаимосвязь педагога с детьми и происходит развития личности детей. Поэтому педагог и должен обладать такими качествами, которые я описала выше, чтобы дети также, как и воспитатель был разносторонне развиты.

Взаимодействия педагога и детей начинается с признанием педагогом индивидуальности ребенка и с включением его в учебную деятельность. Дети становятся активными субъектами обучения.

Также педагог должен уметь взаимодействовать с родителями детей. От них воспитатели могут получить дополнительную информацию об интересах, способностях, особенностях детей. При взаимном положительном взаимодействии с родителями, наиболее лучше сказывается на детях, их учебно – образовательный процесс.

Делаем вывод, что субъекты образовательного процесса – это дети и их родители, педагог.

Таким образом, при активном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса (педагог – дети – родители), становится возможным обучать детей различным образовательным областям. Поэтому и воспитатель должен развиваться так, как развивается современное общество: быстро и качественно. Осваивать и успешно реализовывать современную образовательную программу.

Надеюсь, мой самоанализ совпадает с портретом современного педагога в современном детском саду.

 

13.12.2020                                                        Горбунова Татьяна Владимировна

                              воспитатель МБОУ детский сад 132 г.Иркутск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Профессиональная деятельность воспитателя в условиях требований ФГОС ДО «Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства ...

Эссе «Профессиональная компетентность воспитателя в условиях реализации ФГОС»

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования. Учитывая чрезвычайную важность получения...

Использование ИКТ для повышения профессиональной деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО.

Научно- техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России являет...

Использование ИКТ для повышения профессиональной деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

Работа с педагогами по повышению профессионального мастерства в совершенствовании навыков работы с применением ИКТ...

Презентация.Профессиональная компетентность воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО.

Профессиональная компетентность воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО...

Самоанализ результатов профессиональной деятельности воспитателя

Цель моей работы – обеспечение  педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать услов...

Самоанализ результатов профессиональной деятельности воспитателя

Самоанализ результатов профессиональной деятельности  воспитателя...