Учебно-методическое пособие "Познаем мир вместе"
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)

Галимзянова Ульяна Викторовна

Учебно-методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста "Познаем мир вместе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon bytovye_modeli.zip1022.38 КБ
Package icon deystviya.zip1.24 МБ
Package icon modeli.zip1.55 МБ
Package icon opyty.zip1.57 МБ
Package icon priznaki.zip976.26 КБ
Package icon problemnye_situatsii.zip1.46 МБ
Package icon predmety_obekty_yavleniya.zip2.16 МБ

Предварительный просмотр:

3. группа «Модели действий предметов, объектов 

№ п/п

Наглядная модель

Значение

1

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\дуть.jpg

дуть

2

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\делиться игрушками.png

делиться

3

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\дарить.jpg

дарить

4

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\давать.jpg

давать

5

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\гулять.jpg

гулять

6

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\готовить.jpg

готовить

7

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\говорить.jpg

говорить

8

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\брать и ставить на место.jpg

Брать, прибирать на место

9

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\бегать.jpg

бегать

10

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\ходить.jpg

ходить

11

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\убирать со стола.jpg

Убирать со стола

12

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\есть.jpg

кушать

13

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\убираем в шкаф.jpg

Убирать в шкаф

14

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\стоять.jpg

стоять

15

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\спать.jpg

спать

16

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\мыть руки.jpg

Мыть руки

17

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\летать.jpg

летать

18

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\играть.jpg

играть

19

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\заниматься спортом.jpg

Заниматься спортом

20

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\заботиться.jpg

заботиться

21

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\ездить на велосипеде.jpg

Ездить на велосипеде

22

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\ездить на машине.jpg

Ехать на машине

23

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\дышать.jpg

дышать

24

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\смотреть.jpg

смотреть

25

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\действия\писать.jpg

писать



Предварительный просмотр:

Составление описательного рассказа с применением таблицы наглядного моделирования «Транспорт».

  1. Что это?  Это….
  2.  Вид транспорта.     Это …..(наземный, подземный, водный, подводный, воздушный, космический) вид транспорта.
  3.  Кто управляет этим транспортом?    Этим транспортом управляет…….
  4.  Какие части есть у этого транспорта? У этого транспорта есть…….
  5.  Какого цвета этот транспорт?     Этот транспорт…… цвета.
  6. Какую пользу он приносит людям?    Этот транспорт нужен для …….



Предварительный просмотр:

Опыт №1. Почему воздушный шар с Незнайкой и коротышками упал? Какой воздух нужен для полета на воздушном шаре?

 Цель:   выяснить, что для полета на воздушном шаре нужен теплый воздух.

 Оборудование:

Воздушный шарик.

Опыт:  Надуй воздушный шарик. Теперь помести его туда, где теплый воздух. Где у нас теплый воздух? В группе. Оставим шар в группе. С шариком что-то происходит? Нет.

Теперь поместим шарик туда, где холодный воздух. Где у нас холодный воздух? Правильно на улице. Возьмем с собой шарик на улицу.

Что случилось с шариком на холодном воздухе? Он сморщился и стал маленьким.

Вывод: для полета на воздушном шаре нужен теплый воздух.

        

Опыт №2. Почему яблоки в банке с компотом кажутся больше, чем на самом деле?

 Цель:   выяснить, что предметы в воде кажутся больше.

 Оборудование:

Банка с водой, мячик-попрыгун или баночка от киндер-сюрприза, полоска бумаги..

Опыт:  Замерим полоской бумаги  ширину мячика. Зафиксируем  результат на полоске бумаги ручкой. Опустим мячик в банку с водой. Теперь приложим полоску бумаги через  стекло банки. Зафиксируем результат на этой же полоске ручкой.  Сравним первый результат и второй.

Вывод: . предметы в воде кажутся больше.

Опыт №4. Откуда берутся лужи?

 Цель:   выяснить, почему на поверхности земли  во время дождя образуются лужи.

 Оборудование:

Стакан с водой, фольга, стаканчик с  почвой, стаканчик с глиной, стаканчик с  песком.

Опыт:  На кусок фольги, в стаканчик с  почвой, стаканчик с глиной и стаканчик с  песком по очереди  нальем немного воды. Все ли материалы пропускают воду? Одинаково ли вода впитывается в материалы? Что на улице мы жжем сравнить с фольгой, на чем быстрее появляются лужи? Правильно, на асфальте.

Вывод: не все материалы одинаково пропускают воду, поэтому на поверхности земли  во время дождя образуются лужи.

Опыт №5. Дыхание человека.

 Цель:   выяснить,  что человек дышит всегда, но по-разному.

Оборудование: Часы.

Опыт:  . Теперь закройте нос рукой и засеките на часах, сколько вы сможете не дышать. Результаты зафиксируйте.

Теперь позанимайтесь физическими упражнениями 1 мин. Снова засеките на часах, сколько вдохов вы сделаете за 1 мин.

Вывод: человек не может  долго не дышать. После физических нагрузок дыхание становиться чаще.

Опыт №6. Почему вертолет летает пропеллером вверх?

 Цель:   выяснить, что вертолет сможет хорошо  летать только пропеллером вверх.

Оборудование: Бумажная вертушка.

Опыт:  Запустим вертушку пропеллером вверх. Понаблюдаем, как она будет летать. А теперь запустим вертушку пропеллером вниз. Посмотрим, будет ли она летать теперь.

Вывод: вертолет сможет хорошо  летать только пропеллером  вверх.

Опыт №7. Можно ли носить воду в сите?

 Цель:   исследовать различные состояния воды

 Оборудование:

Сито, стакан воды, снег, лед

Опыт:  Можно ли носить воду в сите? Чтобы узнать это, налей воду в сито. Что произошло?

Теперь положи в сито снег, а потом лед. Почему снег и лед можно носить в решете? Что такое снег и лед?

Вывод: вода бывает в различных состояниях, твердая и жидкая.


Опыт №8. Что чем измерить?

 Цель: научиться  измерить различные части тела.

 Оборудование:

Линейка, сантиметровая лента, ростомер

Опыт:  Нужно решить, чем измерить рост, обхват головы и длину стопы.  И зафиксировать результаты измерений.

Можно сравнить у кого из группы детей самый большой рост, длина ступни или обхват головы.

Вывод: различные части тела можно измерять различными приборами. Округлые части тела правильно измерять сантиметровой лентой.


Опыт №9. Левша или правша?

 Цель:   определить, кто ты левша или правша.

 Оборудование: Не требуется.

Опыт:  складываем руки, как показано на рисунке и смотрим, какая рука сверху – правая или левая. По сумме баллов, определяем, левша вы или правша.

Вывод: с помощью простых упражнений можно определить, кто ты левша или правша.


Опыт №10. Какие разные снежинки.

 Цель:   определить, что у снежинок разное строение.

 Оборудование: лупа.

Опыт:  во время прогулки возьми снег и рассмотри через лупу строение снежинок. Зарисуй одну снежинку в тетради.

Сравни рисунки с рисунками других детей.

Вывод: строение снежинок различные и не повторяются.

Опыт №11.  Воздух может перемещаться

Цель:  Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.

Оборудование:

  1. Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).
  2. Сдутый воздушный шарик.
  3. Кастрюля с водой.

Опыт: Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.

Вывод:  Воздух может перемещаться.


Опыт №12. Воздух помогает рыбам плавать.

Цель: Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

Оборудование: 

  1. Бутылка газированной воды.
  2. Стакан.
  3. Несколько некрупных виноградин.

Опыт: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.

Вывод:  Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.  


Опыт №13. Воздух содержится в различных предметах

Цель: Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

Оборудование:

  1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.
  2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.
  3. Стакан с водой.
  4. Губка,  комки сухой земли, сахар-рафинад.

Опыт: Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

Вывод:  Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.


Опыт №14. Воздух имеет объем

Цель:  Доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен.

Оборудование:

  1. Две воронки разного размера, большая и маленькая (можно использовать пластиковые бутылки с отрезанным дном).
  2. Два одинаковых сдутых воздушных шарика.
  3. Кастрюля с водой.

Опыт: Возьмем две воронки, большую и маленькую. На их узкие части наденем одинаковые сдутые воздушные шарики. Опустим воронки широкой частью в воду. Шарики надулись не одинаково. Почему? В одной воронке было больше воздуха – шарик получился большой, в другой воронке воздуха было меньше – шарик надулся маленький. В этом случае правильно говорить, что в большой воронке объем воздуха больше, чем в маленькой.

Вывод:  Если рассматривать воздух не вокруг нас, а в каком-то определенном пространстве (воронка, банка, воздушный шарик и т.д.), то можно сказать, что воздух имеет объем. Можно сравнивать эти объемы по величине.

Опыт №15. Вкус воды

Цель:  исследовать воду на вкус.

Оборудование:

  1. Три стакана с водой, соль сахар и лимон.

Опыт:  добавить в один стакан соль, в другой сахар, а в третий соль. Дать детям на вкус определить, в каком стакане и что добавлено, какой вкус имеет вода

Вывод:  вода приобретает вкус добавленных веществ.



Предварительный просмотр:

2. группа «Группа «Модели признаков предметов, явлений и объектов»

№ п/п

Наглядная модель

Значение

1

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\image (8).png

горький

2

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\image (7).png

соленый

3

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\image (5) - копия.png

сладкий

4

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\image (6).png

кислый

5

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\image (5).png

радостный

6

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\image (4).png

равнодушный

7

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\image (9).jpg

сухой

8

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\12.jpg

мокрый

9

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\ясный.png

ясный

10

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\переменная облачность.png

Переменная облачность

11

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\пасмурно.png

пасмурно

12

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\тихо.jpg

тихо

13

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\громко.jpg

громко

14

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\зимняя.jpg

зимний

15

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\летняя.jpg

летний

16

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\долго.jpg

долго

17

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\быстро.jpg

быстро

18

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\все вместе.jpg

вместе

19

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\image (15).png

невидимый

20

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\image (7).jpg

видимый

21

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\image (13).png

грязный

22

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\image (12).png

хорошо

23

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\признаки\image (11).png

плохо



Предварительный просмотр:

Здоровый образ жизни.

  1. Человек долго лежит на диване. Что будет?
  2. Человек долго смотрит телевизор. Что будет?
  3. Человек долго играет в телефон. Что будет?
  4. Человек долго играет в компьютер. Что будет?

Безопасное поведение с  электричеством.

  1. Ребенок хочет вставить  электрическую вилку в розетку. Чем это опасно? Что может произойти?
  1. Человек мокрыми руками хочет взять электрическую вилку. Чем это опасно? Что может произойти?
  1. Ребенок взял спички. Чем это опасно? Что может произойти?
  2. Ребенок хочет вставить гвоздь в розетку. Чем это опасно? Что может произойти?

Первая помощь

  1. У человека на руке ссадина. Что делать? Какую помощь оказать?
  2. У человека из носа течет кровь. Что делать? Какую помощь оказать?
  3. У человека шишка на голове от удара. Что делать? Какую помощь оказать?
  4. Человек огнем  ожег руку. Что делать? Какую помощь оказать?

Безопасное поведение с незнакомым человеком

  1. Незнакомый человек дает тебе конфету. Что может произойти после этого? Как поступить?
  2. Незнакомый человек начинает с тобой разговаривать. Что может произойти после этого? Как поступить?
  3. Незнакомый человек зовет тебя прогуляться. Что может произойти после этого? Как поступить?
  4. Незнакомый человек зовет тебя прокатиться на машине. Что может произойти после этого? Как поступить?
  5. Незнакомый человек хочет подарить тебе игрушки. Что может произойти после этого? Как поступить?

Безопасное поведение на дороге

  1. Человек подошел к перекрестку в городе. Что делать, как перейти дорогу?
  2. Человек перебегает проезжую часть. Что может произойти? Как правильно это сделать?

18-1.  Человек едет на велосипеде по проезжей части. Что может произойти? Как правильно ездить на велосипеде?

  1. Человек переходит дорогу не по пешеходному переходу. Что может произойти? Как правильно это сделать?
  2. Человек переходит дорогу на красный сигнал светофора. Что может произойти? Как правильно это сделать?
  3. Человек переходит дорогу не по надземному переходу. Что может произойти? Как правильно это сделать?
  4. Человек встал и стоит за трамваем. Что может произойти?
  5. Человек подошел к перекрестку в деревне. Что делать, как перейти дорогу?



Предварительный просмотр:

1. группа «Модели предметов, явлений, объектов».

№ п/п

Наглядная модель

значение

1

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\бумага.jpg

бумага

2

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\img_356810.png

вода

3

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\воздух.jpg

воздух

4

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\незнакомец.jpg

незнакомец

5

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\raskraska-ruka4.jpg

рука

Природные явления

1

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\снег.png

снег

2

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\град.png

град

3

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\ветер.png

ветер

4

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\метель.png

метель

5

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\дождь.png

дождь

6

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\туман.png

туман

7

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\лед.jpg

лед

материалы

1

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\07.jpg

стекло

2

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\06.jpg

пластмасса

3

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\07-01.jpg

почва

4

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\07-1.jpg

металл

5

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\дерево.jpg

древесина

6

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\фольга.jpg

фольга

7

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\туман - копия.png

глина

8

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\песок.jpg

песок

1

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\лето.jpg

лето

2

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\зима.jpg

зима

3

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\огород.jpg

огород

4

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\сад.jpg

сад

5

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\лес.jpg

лес

6

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\tree-line-icon-vector-illustration-white-background-design-127960448.jpg

Лиственное дерево

7

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\лес.jpg

Хвойное растение

8

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\игрушки.jpg

игрушки

9

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\зеркало.jpg

зеркало

10

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\деревня.jpg

деревня

11

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\город.jpg

город

12

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\raskraska-dom12.jpg

Многоэтажный дом

13

C:\Users\User\Documents\метод.пособие\предметы\raskraski-banka-10.jpg

банка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

Учебно-методическое пособие для родителей "Поиграем вместе с ребёнком"

Данное учебно-методическое пособие поможет родителям организовать вместе со своим ребёнком игры, направленные на формирование духовно-нравственных качеств ребёнка....