Статья: «Проектная деятельность в детском саду. Педагогическая технология.»
статья (старшая группа)

Дикаева Разита Сайд-Магомедовна

Проектная деятельность в детском саду. Педагогическая технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dikaeva_razita_s.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Дикаева Р.С., воспитатель ГБДОУ

 детский сад №67 комбинированного вида Московского района

Санкт-Петербурга

Статья:

«Проектная деятельность в детском саду. Педагогическая технология.»

Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. Использование инновационных педагогических

технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором

принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Метод проектов широко используется в работе

ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.

Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных

учреждений.

Преимущества проектного метода:

  • Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы.
  • Является одним из методов развивающего обучения и самообразования, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
  • Позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса;
  • Повышает компетентность педагога;
  • Повышает качество образовательного процесса;
  • Возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.
  • Способствует развитию креативности и логического мышления.

Основные признаки педагогической технологии:

Концептуальность (в основе технологии лежит научная концепция, включающая философское, психологическое, социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей).

Системность (логика процесса, взаимосвязь его частей, целостность).

Содержательность (набор определенных действий в рамках технологии).

 Алгоритмизированность (организация деятельности педагога, направленная на выполнение проективной и конструктивной функции).

Процессуальность (развертывание процесса познавательной деятельности).

Управляемость (возможность диагностического планирования, проектирования образовательного процесса).

Корректируемость (возможность варьирования средств и методов для коррекции результатов).

Ситуативность (теоретические основы технологии представляют собой общую схему, которая должна быть адаптирована к конкретному воспитательно-образовательному процессу).

 Воспроизводимость педагогического процесса и результатов (возможность применения технологии в других условиях и другими субъектами).

Эффективность (достижение запланированного результата).

Гибкость (возможность вариаций в содержательном и процессуальном компонентах для обеспечения свободы взаимодействия детей).

Динамичность (возможность развития, преобразования технологии).

Диагностичность описания цели (в цели должны быть отражены критерии оценки достижений детей).

В современной отечественной дошкольной педагогике термин «педагогическая технология» рассматривается как система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника.

Технология самообразования и саморазвития человека (автодидактика В.А.Куринского), которая рассматривается как образ жизни, помогающий ищущим, желающим познать себя. Основная идея данной технологии – «геронтологическая» необходимость человека учиться всю жизнь.

 Технология самопознания Джудду Кришнамурти. Познание себя – основной закон жизни человека. Человек как источник света для самого себя. Самопознание считается началом человеческой мудрости.

Технология игрового обучения: создание творческой атмосферы обучения творчеству (Б.П. Никитин). Технология обучения детей: раннего возраста – сенсорное развитие, формирование общих сенсорных способностей (Л.А.Венгер и др.).

Технология обучения детей дошкольного возраста – технология развивающего обучения дошкольников (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин).

Технология обучения чтению (Н.А.Зайцев, Е.Е.Шулешко). Классическая технология обучения детей дошкольного возраста (Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.П.Усова).

Технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности (М.В.Крулехт). Ее суть состоит в конструировании единого процесса социализации.

Технология воспитания (С.В.Кульневич). С.В.Кульневич, при проектировании воспитательной технологии определяет необходимость разработки трех основных этапов: диагностирования (достигается установление неодинаковости детей); организации общения (создаются ситуации, когда дети сами должны принять решения по поводу каких-либо организационновоспитательных мероприятий) и организации взаимодействия (предполагается создание ситуаций, в которых взаимодействие происходит не столько между взрослыми и детьми, сколько между детьми).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008.

– 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

  1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
  2. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – В 2 т. Т. 1. – М. : НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в детском саду. Педагогический проект "Семья"

"День Семьи". Итоговый  праздник по проекту  "Семья"...

Проектная деятельность в детском саду: Педагогический проект "Семья"

Формировать у детей представления о семье. Уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных и близких нам людям....

статья - "Проектная деятельность в детском саду"

Опыт работы нашего детского сада...

Проектная деятельность в детском саду. Педагогический проект

актуальность проектной деятельности. алгоритм написания педпроекта...

Проект — «Статья «Проектная деятельность в детском саду»

Психолого-педгогическая поддержка социализации и индивидуализации ребёнка в соответствии с требованиями ФГОС ДО заключается в условиях, созданных дошкольной образовательной организацией....

СТАТЬЯ Проектная деятельность в детском саду «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила» А Энштейн

Проектная деятельность в детском саду «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила» А Энштейн...

статья "Проектная деятельность в детском саду"

В статье рассказывается о проектной деятельности в детском саду...