Статья "Психологические основы игры"
статья

Грузинская Наталья Александровна

Игра - самая естественная деятельность ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Грузинская Н.А., старший воспитатель

ГБДОУ детский сад № 59 Колпинского района

Санкт – Петербурга

Психологические основы игры.

    Игра – самая естественная деятельность ребенка. С раннего возраста игра становиться и самой любимой его деятельностью.

    Путь развития игры -  это совместная игра взрослого с ребенком, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии  детей с игрушками, предметами, предметами – заменителями, взаимодействие со сверстниками и воспитание доброго отношения друг к другу.

    К двум годам  ребенок способен отображать в игре простейшие действия с предметами, подражая действиям взрослого, воспроизводить несложный сюжет из нескольких игровых действий. В играх появляются действия без предмета, в которых сохраняется «рисунок» действия с предметом.

    На третьем году жизни – это стремление многократно повторять одни и те же действия. Постепенно игровые ситуации насыщаются  речевыми элементами, сюжетными диалогами и пояснениями. Игровые сюжеты отображают представления, полученные ими из любых источников. Дети могут играть в то, что в их личном опыте было давно.  Ребенок  становиться способен изображать разное поведение в одной и той же ситуации. Это указывает на зарождение мира фантазий, отделенного от реального мира и имеющего свою логику.

Ведущая роль педагогического сопровождения игр детей третьего года жизни – помочь ребенку овладеть условностью игровых действий.

    К концу третьего года  жизни ребенок переходит  к выполнению игровой роли, хотя и не всегда может назвать ее. По мере освоения детьми игровой роли создаются проблемно- игровые ситуации, вносятся и изменения в предметно- игровую среду. Появляются атрибуты, инструменты, бросовый  материал. Совместная со сверстниками деятельность  подготавливается  также развитием  умений предметного взаимодействия детей друг с другом. От воспитателя требуется ориентация ребенка на дополнительные игровые действия, начатого сверстником, словесное обозначение действия. Необходима  специальная организация ситуаций, где один ребенок становиться в зависимость от другого.

   К четырем годам ребенок уже способен использовать в игре ролевые действия и ролевую речь, направленную на игрушечных персонажей, вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками – называть свою роль, вести короткий ролевой диалог. Часто  совместная игра чередуется  с индивидуальной или с другими видами деятельности ребенка – рисованием, конструированием.

Обогащение содержания игрового сюжета происходит преимущественно в процессе игрового общения  с воспитателем. Важно обращать внимание детей на отношения между ролевыми персонажами. Для этого могут создаваться ситуации, вызывающие у детей эмоциональную реакцию. Подобные ситуации показывают ребенку, что игра – занятие несерьезное, играть можно весело, можно придумывать всякие смешные ситуации самим.

    В среднем возрасте происходит интенсивное развитие режиссерских  игр.  Педагог развивает у детей способность самостоятельно разворачивать индивидуальные режиссерские игры; отображать в них опосредованный и непосредственный опыт; выступать в разных качествах : как «актер», «декоратор», «сценарист».

   Режиссерская игра осваивается детьми в разной степени. Педагог взаимодействует с детьми дифференцировано, в зависимости от уровня освоения режиссерской игры.

      В старшем дошкольном возрасте  ребенок принимает участие в разнообразных сюжетно- ролевых и режиссерских играх. Цель взрослого на этом этапе – обогащение игрового опыта каждого ребенка.

     У детей игровые действия становятся разнообразными, дошкольники свободно пользуются предметами – заменителями, используют ролевые  высказывания, которые  в большинстве случаев достаточно развернуты, осознают  и обозначают свою роль в игре. Игры становятся совместными. Для  того чтобы  согласовать свои творческие замыслы с партнерами, детям требуется овладеть новыми способом построения совместной игры – сюжетосложением. Сюжетосложение  основано на развертывании последовательности целостных игровых ситуаций с их обозначением для партнера и совместным пошаговым планированием.

   Постепенно из предметного плана игра все больше переходит в план воображения и речи. Содержание игр детей становится привлекательные события окружающей жизни- это переплетение впечатлений, полученных из книг, сказок, мультфильмов, телепередач, причем в играх могут объединяться различные источники.

    В этом возрасте у детей начинается интенсивное развитие совместной режиссерской игры. Ее специфика заключается в том, что  дети организуют деятельность как бы «извне», строят и развивают сюжет, управляя игрушками и озвучивая их, договариваются об общем замысле игры. Режиссерская игра способствует развитию сюжетосложения как нового способа построения сюжетной игры.

    Воспитателю следует учитывать, что старшего дошкольного возраста складывается собственная игровая субкультура. В детской  игровой субкультуре представлены  игры на темы, которые эмоционально захватывают детей, вызывают активный интерес. Девочка старшего возраста интересуется волшебными историями, сказками, главная героиня которых – красавица, царевна, принцесса, а события, происходящие с ней, заканчиваются свадьбой. У мальчиков сюжетные игры иные: в них находит отражение типичная  для волшебной истории или сказки последовательность событий – это угроза или препятствие, с которым сталкивается герой, необходимость борьбы с этой угрозой, сама борьба и победа над неким врагом. Отсюда  в творческих играх мальчиков преобладают военизированные сюжеты, которые тесно связаны с тематикой мультсериалов и боевиков.

    Игры, самостоятельно возникающие в детской субкультуре, нередко несут в себе «недетское» содержание, элементы агрессии. Педагоги часто  прибегают к прямому запрету таких игр, которые им представляются опасными для самого ребенка и окружающих его детей. Данная позиция представляется не совсем верной, так как приводит к тому, что запрещенная игра скрывается от глаз взрослых, но продолжает существовать  в детском обществе. Поэтому важно, чтобы педагог имел представление о субкультуре современных дошкольников, мог расспрашивать детей о понравившихся героях, событиях, помогал детям формировать оценочное отношение к героям и их приключениям, способствовал выражению эмоций в рисунках. При необходимости  воспитатель может мягко переключить ребенка с агрессивной игры на другую деятельность, не оценивая происходящего. Нужно помнить, что независимо от обстоятельств игра является той сферой жизнедеятельности ребенка, которая не подлежит педагогической оценке, так как ребенок играет для себя, ради своего удовольствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный праздник для детей старшей и подготовительной группы на улице: "В гостях у светофора" на основе игры- соревнования по ПДД.

Цель: В игровой форме закрепить прдставление детей о ПДД.Расширять представления о правилах поведения на улице.Способствовать развитию осторожности,внимания, осмотрительности,сосредоточенности.Ос...

Спортивный праздник на улице: "В гостях у светофора"-в основе игры-соревнования по ПДД

Цель: в игровой форме закрепить представления детей о правилах дорожного движения......

Конспект викторины на тему: «Зима» на основе игры: «Счастливый случай»

Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Развивать коммуникативные навыки, умения общаться со сверстниками, воспитывать чувство дружбы и взаимовыручки. Совершенст...

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»  Я работаю с детьми раннего возраста. Малыши, которые приходят к нам в группу, практически не умеют говор...

Методические рекомендации для воспитателей по использованию инновационных технологий проведения утренней гимнастики на основе игры с детьми разных возрастных групп

Утренняя гимнастика как одна из форм двигательной активности является важнейшей составляющей в развитии дви­гательной сферы ребенка-дошкольника, а также в формировании у него основ здо­рового образа ж...

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Формирование двигательных способностей посредством обучения основам игры в баскетбол»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо теме: «Формирование двигательных способностей посредством обучения основам игры в баскетбол»...