Формирование гендерной идентичности у дошкольников посредствам целенаправленной педагогической работы
статья (старшая группа)

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный и еще не совсем окрепший. Наша задача, направить деятельность ребенка в нужное русло, подготовить его сознание к его предназначению, к становлению мужского и женского начала.

В основу моего опыта положено высказывание Н.Е. Татаринцевой ««Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они разные и по - своему прекрасны!».

Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути, воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе, понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.

Цель: формирование гендерной идентичности у старших дошкольников посредством целенаправленной педагогической деятельности.

Задачи:

  • Формировать у детей овладение способами гендерного поведения
  • Развивать нравственно-волевых качества, характерные для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.).
  • Формировать позитивное отношение к своему полу, способность дифференцировать свою половую принадлежность.
  • Знакомить детей со специфическими видами трудовой деятельности; «мужскими» и «женскими» операциями в разных видах трудовой деятельности.
  • Формировать дружеское, толерантное отношение к противоположному полу.
  • Обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института.
  • Формировать у родителей гендерную компетентность.
  • Организовать систему мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи, обеспечивающих полноценную социализацию личности ребёнка.

Система моей работы состоит из 4 этапов:

1. Диагностический этап - включает в себя отбор и проведение диагностических методик для выявления уровня сформированности гендерной идентичности дошкольников, и гендерной компетентности у родителей (законных представителей)

2. Подготовительный этап -  создание условия для организации педагогической деятельности

3. Основной этап -  непосредственно это реализация перспективного плана

4.Заключительный этап - подведение итогов и анализ полученных результатов работы, выявление эффективности, определение дальнейшей перспективы.

Предлагаю рассмотреть основной этап более подробно. На данном этапе идет работа по перспективному планированию.

В своей работе я опиралась на методические разработки Н.Е. Татаринцевой, А.М. Щетининой и Л.В. Коломийченко.

Данные пособия содержат материал, необходимый для более успешного формирования гендерной идентичности в дошкольном возрасте в условиях ДОУ.

Работа с воспитанниками реализуется в виде совместной образовательной деятельности.

Основной этап состоит из 2 направлений: работа с детьми, работа с родителями (законными представителями) из 5 блоков:

1 Блок: «Мальчики и девочки – будущие мамы и папы» («Моя семья»).

Цель: расширять и систематизировать представления детей о семье, формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола

В данном блоке дошкольников знакомят с многочисленным составом семьи, объясняют, что все члены семьи связаны друг с другом, находятся в разных семейных отношениях.

Формируют представление о семейных половых ролях и полоролевом репертуаре, т.е. дошкольников знакомят с тем, что главой семейства, защитой и опорой считается мужчина, а женщина являлась хранительницей домашнего очага.

Дошкольников знакомят с трудовыми обязанностями и правилами поведения в семье (уважать интересы каждого, вместе выполнять домашнюю работу, проявлять заботу друг к другу и т.д.)

Блок: «Мужчины и женщины, мальчики и девочки – разные и похожие» («Различие полов»)

Цель: формировать умение дифференцировать себя от представителей другого пола.

Дошкольникам дают представление о том, что они отличаются друг от друга биологически и внешне.

Формируют представление о том, что мальчики и девочки не только разные, но и похожи.

Развивать представление о себе самом, о своих отличительных чертах.

3 Блок «Маленькие умельцы и умелицы»

Цель: формировать бережное и уважительное отношение к труду взрослых

Дошкольников знакомят с особенностями трудового воспитания, принятыми в русской культуре. Мальчики овладевают способами работы со слесарными инструментами (молоток, напильник, отвертка и т.д.). Девочки же овладевают способами работы с иголкой и ниткой (пришивание пуговиц, вышивание гладью), приобретают навыки приготовления пищи (резка, приготовление салатов, изделий из теста, использование технологических карт при приготовлении того или иного блюда).

4 Блок «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины»

Цель: развивать нравственно-волевые качества, характерные для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость и т.д.) и девочек (чувственность, доброта, нежность, сострадание и т.д.).

У дошкольников формируют чувство любви к родине, к родному очагу. Знакомят с наиболее значимыми событиями героической истории Отечества, его героями. Из былин и сказаний дети узнают о защитниках Земли русской, воинах, богатырях.

Формируют представление о том, что сегодня защита и сострадание являются одним из лучших качеств мужчины и женщины, что мальчики и девочки должны проявлять заботу друг о друге, о малышах, родителях, животных.

5 Блок «Мужской и женский этикет»

Цель: учить, мальчиков и девочек, оценивать своё поведение и сверстников в соответствии с эталонами культурного поведения, принятыми в обществе, также формировать представление об этических нормах общения вне зависимости от пола. 

Дошкольников знакомят с искусством хороших манер. Дошкольники узнают, что при общении с людьми необходимо пользоваться общепринятыми правилами поведения, вне зависимости от пола (во время разговора смотреть друг другу в глаза, называть друг друга по имени, здороваться и улыбаться при встрече и т.д.)

У них формируют представление о том, что мужчины и женщины по-разному ведут себя в общении: мужчины пожимают руку, когда здороваются, а женщины говорят «здравствуйте», слегка наклонив голову. Мужчины помогают женщинам войти или выйти из транспорта, уступают место в автобусе и т.д.

Данная тема может легко применяться в любой программе. Опытом работы могут пользоваться воспитатели, родители (законные представители).

Востребованность результатов данного проекта обусловлена, прежде всего, его социальной значимостью. Бесполость воспитания, царившая долгие годы в нашей стране, привела и к тому, что многие испытывают сегодня беспомощность и растерянность в выполнении функциональных обязанностей, требующих фемининных или маскулинных проявлений.

Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала.

 

Перспективный план работы с воспитанниками старшей группы по теме «Формирование гендерной идентичности старших дошкольников посредством целенаправленной педагогической деятельности»

Месяц: Ноябрь

Блок: «Мальчики и девочки – будущие мамы и папы» («Моя семья»).

Цель: расширять и систематизировать представления детей о семье, формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола

Задачи:

  • Дать знания о родословном древе, выявить знания детей об их близких родственниках.
  • Формировать представление о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков
  • Знакомство с народными идеалами семейной жизни, которые помогают понять важность семьи в жизни человека, знакомят с семейными функциями, взаимоотношениями.
  • Воспитывать желание оказывать помощь членам семьи.
  • Формировать умение идентифицировать себя и окружающих людей по половому признаку.
  • Формировать умения отображать в игре полученные знания о составе семьи, социальных ролях всех членов семья, характерных особенностях.
  • Обратить внимание на яркие мужские и женские образы, умение выделять чисто женские и чисто мужские черты характера, которые помогают героям добиться успеха.
  • Знакомство с столярными и хозяйственно-бытовыми инструментами, с обязанностями мужчины и женщины.

 

Чтение художественной литературы и фольклор

Игровая

деятельность

Речевая

деятельность

Трудовая

 деятельность

Познавательная деятельность

Продуктивная деятельность

Музыкальная деятельность

Работа с пословицами «Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет», «Всякий дом хозяином держится», «Нет такого дружка, как родная матушка», «Мир в семье женой держится».

Чтение русских народных сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Аленький цветочек».

Рассматривание иллюстраций к сказкам «Гуси лебеди», «Царевна лягушка» и др.

Чтение произведений Н. Артюхова «Трудный вечер», С. Маршак «Счастливый день», Е. Серов «Папа дома».

 

Дидактическая игра «Семья», «Семейные традиции».

Игра с мячом «Ты мне – я тебе»

Развивающая игра «Дом добрых дел»

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Поездка на дачу», «Переезд на новую квартиру»

Игра – лото «Семья»

Беседа «Как я дома помогаю?»

Рассказывание по картине «Семья»

Презентация  своего «родословного древа»

Встреча с интересными людьми: с плотником (мальчики)

Встреча с интересными людьми: с поваром, прачкой и швей (девочки)

Мастер – класс (мамы и дочки) по изготовлению оберега

Рассматривание фотографий на тему «Моя семья»

Рассматривание иллюстраций на тему «Семья»

Рисование «Я и моя семья»

 

Прослушивание песен «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. антонова, сл. М. Пляцковского), «Родительский дом» (муз. В. Шаинского, сл. М. Рябинина)

Исполнение песен:

 «Моя семья» (сл. и муз. Е.А. Гомонова)

Досуг «Посиделки с мамами» (фольклорный праздник, посвященный Дню Матери)

 

Месяц: Декабрь

Блок: «Мужчины и женщины, мальчики и девочки – разные и похожие» («Различие полов»).

Цель: формировать умение дифференцировать себя от представителей другого пола.

Задачи:

  • Формировать умение различать мальчиков и девочек по внешним признакам.
  • Формировать представление о том, что мальчики и девочки не только разные, но и похожи.
  • Закрепить основные внешние отличия, характерные признаки.
  • Развивать представление о себе самом, о своих отличительных чертах.
  • Способствовать сближению детей, проявлению интереса друг к другу, идентифицировать себя с женским, мужским именем.
  • Воспитать дружеские отношения между мальчиками и девочками, формировать у детей в танце жестов и движений, характерных для мужского и женского пола.
  • Учить изготавливать деревянную игрушку по образцу из деревянного материала, используя молоток и гвозди. Учить изготавливать куклу из тряпочек, не используя иголки. Знакомство со старинными народными традициями.

 

Чтение художественной литературы и фольклор

Игровая

деятельность

Речевая

деятельность

Трудовая

 деятельность

Познавательная деятельность

Продуктивная деятельность

Музыкальная деятельность

Чтение произведения: С. Маршак «О девочках и мальчиках», Э. Успенский из серии Про мальчика Яшу «Как мальчик Яша с одной девочкой сами себя украшали»

Игра «Чем мы похожи»

Игровые упражнения: «Кто сильнее?», «Мы мальчики, мы девочки», «Карусель», «Сборный портрет»

Дидактическая игра «Собери фигуру», «Узнай по описанию» (мужские и женские качества), «Имена»

Символическая игра «Рассказ музыки», «Предмет-мужчина, предмет-женщина»

Игра-состязание: «Женские и мужские имена».

Дидактическая игра «Кто что носит»

Подвижная игра: «Надень и попляши», «В хороводе были мы»

Хороводная игра «В колокольчик позвони – своё имя назови»

 

Этические беседы: «Каким должен быть мальчик (девочка)?», «Чем девочка (мальчик) отличается от мальчика (девочки)?», «Что ты ценишь в себе, как в девочке (мальчике)?», «Что бы ты хотел (а) в себе изменить?»

Изготовление деревянной игрушки (мальчики)

Изготовление украшений из бросового материала (девочки)

Рассматривание картин с изображением мужских и женских образов: И. Крамской «Неизвестная», А. Дейнека «Мать», В.Васнецов «Аленушка», «Три богатыря», Ф. Решетников «Прибыл на каникулы», Г. Мясоедов «Косцы».

Рисование «Мой портрет»

Внесение лэпбука «Я – девочка, я - мальчик».

Прослушивание песен: М. Пляцковского «Из чего же?»

Исполнение песен:

 «Про мальчиков и девочек» (сл. и муз. Е.А. Гомонова)

Месяц: Январь

Блок: «Маленькие умельцы и умелицы»

Цель: формировать бережное и уважительное отношение к труду взрослых

Задачи:

  • Определение профессий, более подходящих мужчинам, женщинам, смешанных. По каким критериям можно это определить и почему.
  • Учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.
  • Воспитывать отношение к представителям противоположного пола как к носителям определенных «мужских» и «женских» умений и качеств.
  • Знакомство с мужскими и женскими видами труда.
  • Учить работать с основными рабочими инструментами.
  • Формировать трудовые навыки в разных видах детского труда
  • Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей
  • Формировать положительное взаимоотношение между детьми в процессе труда

 

Чтение художественной литературы и фольклор

Игровая

деятельность

Речевая

деятельность

Трудовая

 деятельность

Познавательная деятельность

Продуктивная деятельность

Музыкальная деятельность

Работа с пословицами: «Землю красит солнце, а человека труд», «Труд кормит, а лень портит», «Кто мастер на все руки, у того нет скуки».

Чтение произведения: С. Маршак «Все профессии нужны, все профессии важны», В.В. Маяковского «Кем быть?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»,

Чтение басни - И. Крылов «Стрекоза и муравей», «Лебедь, Щука и Рак» 

 

Игра «Мужские и женские профессии»

Лото «Профессии»

Игры состязания: «Назови самую смелую профессию», «Назови самую добрую профессию»

Дидактическая игра «Сундучок русской хозяюшки»

Дидактическая игра «Оденем куклу на работу», «Ремесла на Руси», «Кому что нужно для труда»

Народные игры: «Горшки», «Ткачиха»

Состязательная игра  (для девочек) «Маленькая хозяюшка»

Беседа: «Мальчики – юные мастера», «Девочки – маленькие хозяюшки»

Этические беседы: «Что умеют делать твои папа, дедушка (мама, бабушка)? В чем ты помогаешь?», «Что как мальчик (девочка) ты делаешь в семье?», «Как стать настоящим мастером (хозяюшкой)?»

Ремонт стульчиков (мальчики)

Печем Яблочный пирог (девочки)

Совместный труд: «Постираем кукольное белье», «Полив комнатных растений», «Моем детские игрушки»

Рассматривание картинок «Помощь детей взрослым», «Труд мужской и женский»

Рассматривание картин из серии «Профессии»

 

 

Презентация: «Профессия моей мамы», «Профессия моего папы»

Прослушивание песен: русская народная песня «Во кузнице», «Прялица»

«Все успею, все сумею» (сл. С. Михалков, муз. А. Лепин), «Песня о трудовых людях» (сл. и муз. В. Агафонников)

Разучивание танца (мальчики): «Молодые кузнецы»

 

Месяц: Февраль

Блок: «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины»

Цель: развивать нравственно-волевые качества, характерные для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость и т.д.) и девочек (чувственность, доброта, нежность, сострадание и т.д.).

Задачи:

  • Формировать представление о героях своего Отечества, о лучших мужских качествах (мужество, справедливость, воля, сила духа, решительность), запечатленных в образах героев русских былин и сказок
  • Формировать эмоционально-положительное отношение к традициям русского народа
  • Формировать представление о том, что сегодня защита и сострадание являются одним из лучших качеств мужчины и женщины, что мальчики и девочки должны проявлять заботу друг о друге

 

Чтение художественной литературы и фольклор

Игровая

деятельность

Речевая

деятельность

Трудовая

 деятельность

Познавательная деятельность

Продуктивная деятельность

Музыкальная деятельность

Чтение русских народных сказок «Иван – крестьянский сын» и «Чудо-Юдо», «Никита-Кожемяка»; «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко».

Чтение произведений С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Игры состязания: (мальчики) «Перетягивание каната», «Бой петухов», «Успей на свое место», «Раздави шар ногой»

Подвижная игра: «Золотые ворота», «Царевна-королевна»

Сюжетно – ролевая игра: «Богатыри»

Символическая игра «Кто живет в твоем сердце»

 

Этические беседы: «Почему нужно защищать слабых?», «Как ты думаешь трудно быть храбрым?», «Можно ли доказать правоту не «кулаками»?», «Почему девочек называют маленькими утешительницами? Кого они утешают?», «Что значить охранять покой в доме?»

Составление рассказа: «Если б я был богатырем…»

«Если б я была принцессой….»

Пришивание пуговиц (девочки)

Изготовление скворечника (мальчики)

 

Рассматривание картин: В. Васнецова «Три богатыря», «Аленушка»

Экскурсия в мини – музей «Русская изба»

Рисование: «Богатыри»

Аппликация, оригами: «Богатырский щит и меч»

 

Прослушивание песен: «Богатыри», «Смелость и отвага» (сл. и муз. Е.А. Гомонова), фрагмент «Богатырская симфония» А. Бородина.

Исполнение песен: (девочки)

Русская народная песня «Колыбельная», «Спи, дитя»

Инсценировка (фольклор) «Богатыри» (мальчики)

Квест – игра: (мальчики и папы)

«Защитники отечества»

Богатырские забавы: «Богатыри и мореходы» (фольклор)

Месяц: Март

Блок: «Мужской и женский этикет»

Цель: учить, мальчиков и девочек, оценивать своё поведение и сверстников в соответствии с эталонами культурного поведения, принятыми в обществе, также формировать представление об этических нормах общения вне зависимости от пола. 

Задачи:

  • Знакомство с правилами этикета
  • Формировать представление о том, что мужчины и женщины по-разному ведут себя в общении
  • Формировать осознанное отношение к выполнению норм и правил поведения
  • Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений

 

Чтение художественной литературы и фольклор

Игровая

деятельность

Речевая

деятельность

Трудовая

 деятельность

Познавательная деятельность

Продуктивная деятельность

Музыкальная деятельность

Работа с пословицами: «Доброе слово сказать, что дождь в засуху», «Доброе слово сказать – посошок в руку дать», «С добрым словом, и черная корова сдобой пахнет».

Чтение произведений В. Осеева «Волшебное слово», О. Дриз «Про веселый пирожок», К. Чуковский «Федорино горе»

Чтение стих. С. Маршака «Ежели вы вежливы» (отрывок)

Игра – соревнование «Кто больше назовет вежливых слов»

Дидактическая игра «Уроки этикета», «История этикета» (рукопожатие), «Накрой стол для угощения»

Игра – тренинг: «Луноход», «Приветствие гостей», «Прощание»

Сюжетно-ролевая игра: «В гостях»

Русская народная игра «Вежливый ручеек»

 

Моделирование жизненно значимой ситуации: «Ты едешь в автобусе», «У Алёши неправильно застёгнуто пальто», «Дети вышли на прогулку»

Беседа о культуре поведения в общественных местах (в театре, транспорте, магазине и т.д.)

Словесные игры: «Давайте говорить друг другу комплименты», «Вежливые слова», «Доскажи словечко»

 

 

 

Мастер – класс «Складывание салфеток» (девочки)

Изготовление русских народных музыкальных инструментов (мальчики)

Рассматривание иллюстраций:

Книги Н. Богуславской, Н. Купиной «Веселый этикет»

Просмотр мультфильма: «Веселый урок. Этикет поведения»

Рисование: «Добрый, вежливый человек»

Аппликация: «Украшаем салфетку»

Исполнение песни: «Улыбка» (муз.  В. Шаинского, сл. М. Пляцковского)  

Досуг «Мартовский канал» (посвящённый Международному дню женщин)

Перспективный план работы с родителями (законными представителями) старшей группы по теме «Формирование гендерной идентичности старших дошкольников посредством целенаправленной педагогической деятельности»

Задачи:

  • Расширить представление родителей (законных представителей) об особенностях полоролевого развития детей
  • Способствовать сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи
  • Повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания девочек и мальчиков
  • Содействовать пониманию социальных ролей женщины матери, мужчины – отца, мальчика – сына, девочки – дочери
  • Активизация общения с родителями по проблеме гендерной социализации детей, оказание практической помощи в данных вопросах
  • Формировать понятие родителей о том какие произведения целесообразно использовать при показе детям особенностей взаимоотношения полов, при воспитании у них полоролевого поведения
  • Формировать умение родителей изъявлять поощрения детей в соответствие с полого ребенка

Месяц

Тема

Мероприятия

Ноябрь

 

«Мальчики и девочки – будущие мамы и папы» («Моя семья»)

Консультация «Семья-главный фактор

в становлении гендерной идентичности ребенка»

Наглядная информация «Гендерное воспитание в семье»

Буклет «Роль отца в воспитании детей»

Буклет «Роль матери в воспитании детей»

Изготовление схем генеалогического древа

Досуг «Посиделки с мамами» (фольклорный праздник, посвященный Дню Матери)

Мастер – класс (мамы и дочки) по изготовлению оберега

Декабрь

«Мальчик и девочки – разные и похожи»

Папка – передвижка «Мальчики и девочки – два разных мира»

Наглядная информация «Будущий мужчина», «Будущая женщина»

Памятки «Советы по воспитанию мальчиков и девочек»

Организация работы почтового ящика «Спрашивайте – отвечаем»

Январь

«Маленькие умельцы и умелицы»

Создание презентации «Профессия моей мамы», «Профессия моего папы»

Буклет «Труд старшего дошкольника в семье»

Консультация «Трудовое воспитание в семье»

Работа в мастерской девочек совместно с мамами «А ну-ка мамы, а ну-ка, девочки»

Февраль

«Защита и сострадание – качества мужчины и женщины»

 

Консультация «Роль книги в процессе гендерной социализации дошкольников»

Памятки «Словесные поощрения девочек и мальчиков»

Наглядная информация «Детско-родительские игры», «Колыбельные для мальчиков и девочек»

Квест – игра: (мальчики и папы) «Защитники отечества»

Март

«Мужской и женский этикет»

Шпаргалки для родителей «Этикет для малышей»

Папка передвижка «Детская вежливость»

Досуг «Мартовский канал» (посвящённый Международному дню женщин)

 

Список литературы:

  1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Формирование гендерной идентичности. Метод. Пособие. – М., 2012. – 128 с.
  2. Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко. - Пермь.: ПГПУ, 2002. – 115 с.
  3. Коломийченко, Л. В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2006. - № 1. - С. 54 – 89.
  4. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Учебно-методическое пособие. – М., 2013. – 96 с.
  5. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы. Учебно-методическое пособие. – М., 2013. – 176 с.
  6. Щетинина А.М., Иванова О. И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет: метод. Пособие. – М., 2010. – 128 с.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гимранова Анастасия Владимировна

Формирование гендерной идентичности у дошкольников посредствам целенаправленной педагогической работы

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный и еще не совсем окрепший. Наша задача, направить деятельность ребенка в нужное русло, подготовить его сознание к его предназначению, к становлению мужского и женского начала.

В основу моего опыта положено высказывание Н.Е. Татаринцевой ««Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они разные и по - своему прекрасны!».

Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути, воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе, понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.

Цель: формирование гендерной идентичности у старших дошкольников посредством целенаправленной педагогической деятельности.

Задачи:

  • Формировать у детей овладение способами гендерного поведения
  • Развивать нравственно-волевых качества, характерные для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.).
  • Формировать позитивное отношение к своему полу, способность дифференцировать свою половую принадлежность.
  • Знакомить детей со специфическими видами трудовой деятельности; «мужскими» и «женскими» операциями в разных видах трудовой деятельности.
  • Формировать дружеское, толерантное отношение к противоположному полу.
  • Обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института.
  • Формировать у родителей гендерную компетентность.
  • Организовать систему мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи, обеспечивающих полноценную социализацию личности ребёнка.

Система моей работы состоит из 4 этапов:

1. Диагностический этап - включает в себя отбор и проведение диагностических методик для выявления уровня сформированности гендерной идентичности дошкольников, и гендерной компетентности у родителей (законных представителей)

2. Подготовительный этап -  создание условия для организации педагогической деятельности

3. Основной этап -  непосредственно это реализация перспективного плана

4.Заключительный этап - подведение итогов и анализ полученных результатов работы, выявление эффективности, определение дальнейшей перспективы.

Предлагаю рассмотреть основной этап более подробно. На данном этапе идет работа по перспективному планированию.

В своей работе я опиралась на методические разработки Н.Е. Татаринцевой, А.М. Щетининой и Л.В. Коломийченко.

Данные пособия содержат материал, необходимый для более успешного формирования гендерной идентичности в дошкольном возрасте в условиях ДОУ.

Работа с воспитанниками реализуется в виде совместной образовательной деятельности.

Основной этап состоит из 2 направлений: работа с детьми, работа с родителями (законными представителями) из 5 блоков:

1 Блок: «Мальчики и девочки – будущие мамы и папы» («Моя семья»).

Цель: расширять и систематизировать представления детей о семье, формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола

В данном блоке дошкольников знакомят с многочисленным составом семьи, объясняют, что все члены семьи связаны друг с другом, находятся в разных семейных отношениях.

Формируют представление о семейных половых ролях и полоролевом репертуаре, т.е. дошкольников знакомят с тем, что главой семейства, защитой и опорой считается мужчина, а женщина являлась хранительницей домашнего очага.

Дошкольников знакомят с трудовыми обязанностями и правилами поведения в семье (уважать интересы каждого, вместе выполнять домашнюю работу, проявлять заботу друг к другу и т.д.)

Блок: «Мужчины и женщины, мальчики и девочки – разные и похожие» («Различие полов»)

Цель: формировать умение дифференцировать себя от представителей другого пола.

Дошкольникам дают представление о том, что они отличаются друг от друга биологически и внешне.

Формируют представление о том, что мальчики и девочки не только разные, но и похожи.

Развивать представление о себе самом, о своих отличительных чертах.

3 Блок «Маленькие умельцы и умелицы»

Цель: формировать бережное и уважительное отношение к труду взрослых

Дошкольников знакомят с особенностями трудового воспитания, принятыми в русской культуре. Мальчики овладевают способами работы со слесарными инструментами (молоток, напильник, отвертка и т.д.). Девочки же овладевают способами работы с иголкой и ниткой (пришивание пуговиц, вышивание гладью), приобретают навыки приготовления пищи (резка, приготовление салатов, изделий из теста, использование технологических карт при приготовлении того или иного блюда).

4 Блок «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины»

Цель: развивать нравственно-волевые качества, характерные для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость и т.д.) и девочек (чувственность, доброта, нежность, сострадание и т.д.).

У дошкольников формируют чувство любви к родине, к родному очагу. Знакомят с наиболее значимыми событиями героической истории Отечества, его героями. Из былин и сказаний дети узнают о защитниках Земли русской, воинах, богатырях.

Формируют представление о том, что сегодня защита и сострадание являются одним из лучших качеств мужчины и женщины, что мальчики и девочки должны проявлять заботу друг о друге, о малышах, родителях, животных.

5 Блок «Мужской и женский этикет»

Цель: учить, мальчиков и девочек, оценивать своё поведение и сверстников в соответствии с эталонами культурного поведения, принятыми в обществе, также формировать представление об этических нормах общения вне зависимости от пола. 

Дошкольников знакомят с искусством хороших манер. Дошкольники узнают, что при общении с людьми необходимо пользоваться общепринятыми правилами поведения, вне зависимости от пола (во время разговора смотреть друг другу в глаза, называть друг друга по имени, здороваться и улыбаться при встрече и т.д.)

У них формируют представление о том, что мужчины и женщины по-разному ведут себя в общении: мужчины пожимают руку, когда здороваются, а женщины говорят «здравствуйте», слегка наклонив голову. Мужчины помогают женщинам войти или выйти из транспорта, уступают место в автобусе и т.д.

Данная тема может легко применяться в любой программе. Опытом работы могут пользоваться воспитатели, родители (законные представители).

Востребованность результатов данного проекта обусловлена, прежде всего, его социальной значимостью. Бесполость воспитания, царившая долгие годы в нашей стране, привела и к тому, что многие испытывают сегодня беспомощность и растерянность в выполнении функциональных обязанностей, требующих фемининных или маскулинных проявлений.

Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала.

Список литературы:

  1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Формирование гендерной идентичности. Метод. Пособие. – М., 2012. – 128 с.
  2. Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко. - Пермь.: ПГПУ, 2002. – 115 с.
  3. Коломийченко, Л. В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2006. - № 1. - С. 54 – 89.
  4. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Учебно-методическое пособие. – М., 2013. – 96 с.
  5. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы. Учебно-методическое пособие. – М., 2013. – 176 с.
  6. Щетинина А.М., Иванова О. И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет: метод. Пособие. – М., 2010. – 128 с.



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с воспитанниками старшей группы по теме «Формирование гендерной идентичности старших дошкольников посредством целенаправленной педагогической деятельности»

Месяц: Ноябрь

Блок: «Мальчики и девочки – будущие мамы и папы» («Моя семья»).

Цель: расширять и систематизировать представления детей о семье, формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола

Задачи:

  • Дать знания о родословном древе, выявить знания детей об их близких родственниках.
  • Формировать представление о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков
  • Знакомство с народными идеалами семейной жизни, которые помогают понять важность семьи в жизни человека, знакомят с семейными функциями, взаимоотношениями.
  • Воспитывать желание оказывать помощь членам семьи.
  • Формировать умение идентифицировать себя и окружающих людей по половому признаку.
  • Формировать умения отображать в игре полученные знания о составе семьи, социальных ролях всех членов семья, характерных особенностях.
  • Обратить внимание на яркие мужские и женские образы, умение выделять чисто женские и чисто мужские черты характера, которые помогают героям добиться успеха.
  • Знакомство с столярными и хозяйственно-бытовыми инструментами, с обязанностями мужчины и женщины.

Чтение художественной литературы и фольклор

Игровая

деятельность

Речевая

деятельность

Трудовая

 деятельность

Познавательная деятельность

Продуктивная деятельность

Музыкальная деятельность

Работа с пословицами «Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет», «Всякий дом хозяином держится», «Нет такого дружка, как родная матушка», «Мир в семье женой держится».

Чтение русских народных сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Аленький цветочек».

Рассматривание иллюстраций к сказкам «Гуси лебеди», «Царевна лягушка» и др.

Чтение произведений Н. Артюхова «Трудный вечер», С. Маршак «Счастливый день», Е. Серов «Папа дома».

Дидактическая игра «Семья», «Семейные традиции».

Игра с мячом «Ты мне – я тебе»

Развивающая игра «Дом добрых дел»

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Поездка на дачу», «Переезд на новую квартиру»

Игра – лото «Семья»

Беседа «Как я дома помогаю?»

Рассказывание по картине «Семья»

Презентация  своего «родословного древа»

Встреча с интересными людьми: с плотником (мальчики)

Встреча с интересными людьми: с поваром, прачкой и швей (девочки)

Мастер – класс (мамы и дочки) по изготовлению оберега

Рассматривание фотографий на тему «Моя семья»

Рассматривание иллюстраций на тему «Семья»

Рисование «Я и моя семья»

Прослушивание песен «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. антонова, сл. М. Пляцковского), «Родительский дом» (муз. В. Шаинского, сл. М. Рябинина)

Исполнение песен:

 «Моя семья» (сл. и муз. Е.А. Гомонова)

Досуг «Посиделки с мамами» (фольклорный праздник, посвященный Дню Матери)

Месяц: Декабрь

Блок: «Мужчины и женщины, мальчики и девочки – разные и похожие» («Различие полов»).

Цель: формировать умение дифференцировать себя от представителей другого пола.

Задачи:

  • Формировать умение различать мальчиков и девочек по внешним признакам.
  • Формировать представление о том, что мальчики и девочки не только разные, но и похожи.
  • Закрепить основные внешние отличия, характерные признаки.
  • Развивать представление о себе самом, о своих отличительных чертах.
  • Способствовать сближению детей, проявлению интереса друг к другу, идентифицировать себя с женским, мужским именем.
  • Воспитать дружеские отношения между мальчиками и девочками, формировать у детей в танце жестов и движений, характерных для мужского и женского пола.
  • Учить изготавливать деревянную игрушку по образцу из деревянного материала, используя молоток и гвозди. Учить изготавливать куклу из тряпочек, не используя иголки. Знакомство со старинными народными традициями.

Чтение художественной литературы и фольклор

Игровая

деятельность

Речевая

деятельность

Трудовая

 деятельность

Познавательная деятельность

Продуктивная деятельность

Музыкальная деятельность

Чтение произведения: С. Маршак «О девочках и мальчиках», Э. Успенский из серии Про мальчика Яшу «Как мальчик Яша с одной девочкой сами себя украшали»

Игра «Чем мы похожи»

Игровые упражнения: «Кто сильнее?», «Мы мальчики, мы девочки», «Карусель», «Сборный портрет»

Дидактическая игра «Собери фигуру», «Узнай по описанию» (мужские и женские качества), «Имена»

Символическая игра «Рассказ музыки», «Предмет-мужчина, предмет-женщина»

Игра-состязание: «Женские и мужские имена».

Дидактическая игра «Кто что носит» 

Подвижная игра: «Надень и попляши», «В хороводе были мы»

Хороводная игра «В колокольчик позвони – своё имя назови»

Этические беседы: «Каким должен быть мальчик (девочка)?», «Чем девочка (мальчик) отличается от мальчика (девочки)?», «Что ты ценишь в себе, как в девочке (мальчике)?», «Что бы ты хотел (а) в себе изменить?»

Изготовление деревянной игрушки (мальчики)

Изготовление украшений из бросового материала (девочки)

Рассматривание картин с изображением мужских и женских образов: И. Крамской «Неизвестная», А. Дейнека «Мать», В.Васнецов «Аленушка», «Три богатыря», Ф. Решетников «Прибыл на каникулы», Г. Мясоедов «Косцы».

Рисование «Мой портрет»

Внесение лэпбука «Я – девочка, я - мальчик».

Прослушивание песен: М. Пляцковского «Из чего же?»

Исполнение песен:

 «Про мальчиков и девочек» (сл. и муз. Е.А. Гомонова)

Месяц: Январь

Блок: «Маленькие умельцы и умелицы»

Цель: формировать бережное и уважительное отношение к труду взрослых

Задачи:

  • Определение профессий, более подходящих мужчинам, женщинам, смешанных. По каким критериям можно это определить и почему.
  • Учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.
  • Воспитывать отношение к представителям противоположного пола как к носителям определенных «мужских» и «женских» умений и качеств.
  • Знакомство с мужскими и женскими видами труда.
  • Учить работать с основными рабочими инструментами.
  • Формировать трудовые навыки в разных видах детского труда
  • Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей
  • Формировать положительное взаимоотношение между детьми в процессе труда

Чтение художественной литературы и фольклор

Игровая

деятельность

Речевая

деятельность

Трудовая

 деятельность

Познавательная деятельность

Продуктивная деятельность

Музыкальная деятельность

Работа с пословицами: «Землю красит солнце, а человека труд», «Труд кормит, а лень портит», «Кто мастер на все руки, у того нет скуки».

Чтение произведения: С. Маршак «Все профессии нужны, все профессии важны», В.В. Маяковского «Кем быть?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»,

Чтение басни - И. Крылов «Стрекоза и муравей», «Лебедь, Щука и Рак»  

Игра «Мужские и женские профессии»

Лото «Профессии»

Игры состязания: «Назови самую смелую профессию», «Назови самую добрую профессию»

Дидактическая игра «Сундучок русской хозяюшки»

Дидактическая игра «Оденем куклу на работу», «Ремесла на Руси», «Кому что нужно для труда»

Народные игры: «Горшки», «Ткачиха»

Состязательная игра  (для девочек) «Маленькая хозяюшка»

Беседа: «Мальчики – юные мастера», «Девочки – маленькие хозяюшки»

Этические беседы: «Что умеют делать твои папа, дедушка (мама, бабушка)? В чем ты помогаешь?», «Что как мальчик (девочка) ты делаешь в семье?», «Как стать настоящим мастером (хозяюшкой)?»

Ремонт стульчиков (мальчики)

Печем Яблочный пирог (девочки)

Совместный труд: «Постираем кукольное белье», «Полив комнатных растений», «Моем детские игрушки»

Рассматривание картинок «Помощь детей взрослым», «Труд мужской и женский»

Рассматривание картин из серии «Профессии»

Презентация: «Профессия моей мамы», «Профессия моего папы»

Прослушивание песен: русская народная песня «Во кузнице», «Прялица»

«Все успею, все сумею» (сл. С. Михалков, муз. А. Лепин), «Песня о трудовых людях» (сл. и муз. В. Агафонников)

Разучивание танца (мальчики): «Молодые кузнецы»

Месяц: Февраль

Блок: «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины»

Цель: развивать нравственно-волевые качества, характерные для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость и т.д.) и девочек (чувственность, доброта, нежность, сострадание и т.д.).

Задачи:

  • Формировать представление о героях своего Отечества, о лучших мужских качествах (мужество, справедливость, воля, сила духа, решительность), запечатленных в образах героев русских былин и сказок
  • Формировать эмоционально-положительное отношение к традициям русского народа
  • Формировать представление о том, что сегодня защита и сострадание являются одним из лучших качеств мужчины и женщины, что мальчики и девочки должны проявлять заботу друг о друге

Чтение художественной литературы и фольклор

Игровая

деятельность

Речевая

деятельность

Трудовая

 деятельность

Познавательная деятельность

Продуктивная деятельность

Музыкальная деятельность

Чтение русских народных сказок «Иван – крестьянский сын» и «Чудо-Юдо», «Никита-Кожемяка»; «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко».

Чтение произведений С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Игры состязания: (мальчики) «Перетягивание каната», «Бой петухов», «Успей на свое место», «Раздави шар ногой»

Подвижная игра: «Золотые ворота», «Царевна-королевна»

Сюжетно – ролевая игра: «Богатыри»

Символическая игра «Кто живет в твоем сердце»

Этические беседы: «Почему нужно защищать слабых?», «Как ты думаешь трудно быть храбрым?», «Можно ли доказать правоту не «кулаками»?», «Почему девочек называют маленькими утешительницами? Кого они утешают?», «Что значить охранять покой в доме?»

Составление рассказа: «Если б я был богатырем…»

«Если б я была принцессой….»

Пришивание пуговиц (девочки)

Изготовление скворечника (мальчики)

Рассматривание картин: В. Васнецова «Три богатыря», «Аленушка»

Экскурсия в мини – музей «Русская изба»

Рисование: «Богатыри»

Аппликация, оригами: «Богатырский щит и меч»

Прослушивание песен: «Богатыри», «Смелость и отвага» (сл. и муз. Е.А. Гомонова), фрагмент «Богатырская симфония» А. Бородина.

Исполнение песен: (девочки)

Русская народная песня «Колыбельная», «Спи, дитя»

Инсценировка (фольклор) «Богатыри» (мальчики)

Квест – игра: (мальчики и папы)

«Защитники отечества»

Богатырские забавы: «Богатыри и мореходы» (фольклор)

Месяц: Март

Блок: «Мужской и женский этикет»

Цель: учить, мальчиков и девочек, оценивать своё поведение и сверстников в соответствии с эталонами культурного поведения, принятыми в обществе, также формировать представление об этических нормах общения вне зависимости от пола. 

Задачи:

  • Знакомство с правилами этикета
  • Формировать представление о том, что мужчины и женщины по-разному ведут себя в общении
  • Формировать осознанное отношение к выполнению норм и правил поведения
  • Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений

Чтение художественной литературы и фольклор

Игровая

деятельность

Речевая

деятельность

Трудовая

 деятельность

Познавательная деятельность

Продуктивная деятельность

Музыкальная деятельность

Работа с пословицами: «Доброе слово сказать, что дождь в засуху», «Доброе слово сказать – посошок в руку дать», «С добрым словом, и черная корова сдобой пахнет».

Чтение произведений В. Осеева «Волшебное слово», О. Дриз «Про веселый пирожок», К. Чуковский «Федорино горе»

Чтение стих. С. Маршака «Ежели вы вежливы» (отрывок)

Игра – соревнование «Кто больше назовет вежливых слов»

Дидактическая игра «Уроки этикета», «История этикета» (рукопожатие), «Накрой стол для угощения»

Игра – тренинг: «Луноход», «Приветствие гостей», «Прощание»

Сюжетно-ролевая игра: «В гостях»

Русская народная игра «Вежливый ручеек»

Моделирование жизненно значимой ситуации: «Ты едешь в автобусе», «У Алёши неправильно застёгнуто пальто», «Дети вышли на прогулку»

Беседа о культуре поведения в общественных местах (в театре, транспорте, магазине и т.д.)

Словесные игры: «Давайте говорить друг другу комплименты», «Вежливые слова», «Доскажи словечко»

Мастер – класс «Складывание салфеток» (девочки)

Изготовление русских народных музыкальных инструментов (мальчики) 

Рассматривание иллюстраций:

Книги Н. Богуславской, Н. Купиной «Веселый этикет»

Просмотр мультфильма: «Веселый урок. Этикет поведения»

Рисование: «Добрый, вежливый человек»

Аппликация: «Украшаем салфетку»

Исполнение песни: «Улыбка» (муз.  В. Шаинского, сл. М. Пляцковского)  

Досуг «Мартовский канал» (посвящённый Международному дню женщин)

Перспективный план работы с родителями (законными представителями) старшей группы по теме «Формирование гендерной идентичности старших дошкольников посредством целенаправленной педагогической деятельности»

Задачи:

  • Расширить представление родителей (законных представителей) об особенностях полоролевого развития детей
  • Способствовать сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи
  • Повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания девочек и мальчиков
  • Содействовать пониманию социальных ролей женщины матери, мужчины – отца, мальчика – сына, девочки – дочери
  • Активизация общения с родителями по проблеме гендерной социализации детей, оказание практической помощи в данных вопросах
  • Формировать понятие родителей о том какие произведения целесообразно использовать при показе детям особенностей взаимоотношения полов, при воспитании у них полоролевого поведения
  • Формировать умение родителей изъявлять поощрения детей в соответствие с полого ребенка

Месяц

Тема

Мероприятия

Ноябрь

«Мальчики и девочки – будущие мамы и папы» («Моя семья»)

Консультация «Семья-главный фактор

в становлении гендерной идентичности ребенка»

Наглядная информация «Гендерное воспитание в семье»

Буклет «Роль отца в воспитании детей»

Буклет «Роль матери в воспитании детей»

Изготовление схем генеалогического древа

Досуг «Посиделки с мамами» (фольклорный праздник, посвященный Дню Матери)

Мастер – класс (мамы и дочки) по изготовлению оберега

Декабрь

«Мальчик и девочки – разные и похожи»

Папка – передвижка «Мальчики и девочки – два разных мира»

Наглядная информация «Будущий мужчина», «Будущая женщина»

Памятки «Советы по воспитанию мальчиков и девочек»

Организация работы почтового ящика «Спрашивайте – отвечаем»

Январь

«Маленькие умельцы и умелицы»

Создание презентации «Профессия моей мамы», «Профессия моего папы»

Буклет «Труд старшего дошкольника в семье»

Консультация «Трудовое воспитание в семье»

Работа в мастерской девочек совместно с мамами «А ну-ка мамы, а ну-ка, девочки»

Февраль

«Защита и сострадание – качества мужчины и женщины»

Консультация «Роль книги в процессе гендерной социализации дошкольников»

Памятки «Словесные поощрения девочек и мальчиков»

Наглядная информация «Детско-родительские игры», «Колыбельные для мальчиков и девочек»

Квест – игра: (мальчики и папы) «Защитники отечества»

Март

«Мужской и женский этикет»

Шпаргалки для родителей «Этикет для малышей»

Папка передвижка «Детская вежливость»

Досуг «Мартовский канал» (посвящённый Международному дню женщин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Путешествие в страну веселых клякс" по формированию гендерной идентичности для старших дошкольников

Цель: Формировать представление о различии между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и поведения. Формировать предпосылки мужественности и женственности, которые проявляются...

Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ

Компьютерная презентация на тему: "Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ...

Формирование гендерной идентичности у дошкольников в условиях детского сада (из опыта работы)

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Всё больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подх...

Презентация "Формирование гендерного воспитания старших дошкольников посредством различных видов образовательной деятельности"

В презентации представлены материалы о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре, а также развитии ценностного отношения к себе, как к человеку соответсвующего пола, формиро...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется сотрудничеству педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей. Представлены с...