Формирование положительной гендерной идентичности у дошкольников в условиях ДОУ
статья на тему

Юк Ирина Николаевна

Внедрение ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuk_statya.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Юк Ирина Николаевна,

воспитатель

БДОУ «Детский сад №9 г. Тара»

Тарского района Омской области

Формирование положительной гендерной идентичности у дошкольников в условиях ДОУ

          Можно с уверенностью констатировать, что во исполнении Плана действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации, традиционная система дошкольного образования утратила свои привычные контуры. Педагогам в ДОУ дана возможность решать задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опираясь на интересы отдельного ребёнка или группы детей, обеспечивать развитие детей одновременно в разных образовательных областях.

          Проблема гендерного воспитания сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим сквернословие и наличие вредных привычек у представительниц прекрасного пола, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

         На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно решать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности не умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.

          Обратимся к терминологии. Гендер – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). Гендерная идентичность определяется как единство самосознания и поведения индивида, причисляющего себя к определённому полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

         Жизнедеятельность в ДОУ организована таким образом, когда мальчики и девочки находятся в одних групповых помещениях, участвуют в одних и тех же видах деятельности. И это правильно. В.А. Сухомлинский рассматривал воспитание юношей и девушек не как параллельные, а как взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. По его мнению, деятельность коллектива нужно организовать так, чтобы не было специальных мужских и женских видов деятельности, а отличались лишь место и роль девочек и мальчиков в осуществлении деятельности.

          Формирование ценностей своего пола происходит прежде всего в семье. Психологи, физиологи, педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку и их привязанности друг к другу. В связи с этим работу с родителями считаю одним из самых приоритетных направлений. Родители должны участвовать как в создании «развивающей предметно – пространственной среды» и «образовательной среды», так и в образовательном процессе ДОУ.

         Формирование положительной гендерной идентичности у дошкольников возможно на протяжении всего времени пребывания ребёнка в детском саду и через все образовательные области. С этой целью в группах могут быть созданы «Уголок мальчиков» и  «Уголок девочек», которые будут наполнены предметами и атрибутами, способствующими принципу двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что воспитание и обучение дошкольников отражает особенность мужественного начала у мальчиков и женского у девочек. Педагогический процесс при таком подходе имеет различный стиль, различный тон, различную направленность.

         У девочек и мальчиков много общего: они любят играть, петь, танцевать, любят свой дом, родителей. И мальчики и девочки испытывают одни и те же чувства: грустят, радуются, плачут, скучают, волнуются, боятся, но проявляют это по-разному. Наша задача: индивидуальный подход к мальчикам и девочкам при общении с ними, при руководстве различными видами детской деятельности.

         Игра была и остаётся ведущей деятельностью дошкольников. Она открывает широкие возможности для развития и воспитания детей. Работа по формированию гендерной идентичности в игровой деятельности осуществляется в двух направлениях: создание необходимой игровой среды и непосредственное руководство играми детей. В процессе руководства игрой учитываем гендерные проявления и предпочтения детей. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важно преодолевать разобщённость между ними, поэтому нужно организовать совместные игры так, чтобы мальчики и девочки могли действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.

         Целевыми ориентирами при формировании положительной гендерной идентичности может быть:

-родители приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола; активность родителей в воспитательно-образовательном процессе способствует повышению результативной деятельности детей;

-развивающая предметно-пространственная среда и образовательная среда позволяет учитывать полоролевые и возрастные особенности девочек и мальчиков, обеспечивает их равноценными по значению игрушками, сведениями, информацией; дети самостоятельно и доступно могут комбинировать объекты среды по своему усмотрению, у них есть возможность, как для уединения, для занятий любимым делом, так и для совместной деятельности;

-девочки и мальчики имеют представления о своей родовой и половой принадлежности, о нормах и правилах поведения людей разного пола, о социальных функциях членов семьи; адекватно идентифицируют себя с представителями своей семьи и пола; осознают необходимость и целесообразность выполнения правил во взаимоотношениях с людьми разного возраста и пола; ориентируется на социально одобряемые особенности женских и мужских проявлений людей ближайшего окружения и литературных героев; прогнозируют своё возрастное развитие в соответствии с половой принадлежностью; оценивают собственное поведение с позиций полоролевых стереотипов; используют адекватные собственной половой роли способы участия в жизни семьи и детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ

Компьютерная презентация на тему: "Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ...

Особенности формирования положительного эмоционального отношения старших дошкольников к природе в изобразительной деятельности в ДОУ

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.К. Маркс, у...

Формирование гендерной идентичности у дошкольников в условиях детского сада (из опыта работы)

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Всё больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подх...

Формирование гендерной идентичности у дошкольников посредствам целенаправленной педагогической работы

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обще...