Главные вкладки

    Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Чудо – молоко»
    план-конспект занятия (старшая группа)

    Лифанская Татьяна Александровна

    Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Чудо – молоко»

    Образовательная область: познавательное развитие.

    Направление: экспериментальная деятельность.

    Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование с молоком.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

               

    Конспект открытого занятия

    в старшей группе

    тема: «Чудо – молоко»

       

                                                                                             Воспитатель:

                                                                                Лифанская Татьяна Александровна

                                                  МБДОУ №27 г. Канск

    Образовательная область: познавательное развитие

    Направление: экспериментальная деятельность

    Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование с молоком.

    Задачи:

    Образовательные:

    - расширить представление детей о молоке и молочных продуктах.

    - формировать представление детей о свойствах молока.

    Развивающие:

    - развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности через формирование исследовательских навыков;

    - обогащать речь детей существительными, обозначающими животных; названия профессий;

    - развивать связную речь, логическое мышление;

    - развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально образное содержание, свободно ориентироваться в пространстве.

    Воспитывающие:

    - воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

    - воспитывать умение работать в коллективе;

    - воспитывать у детей желание делиться информацией, участвовать в совместной экспериментальной деятельности.

    Предварительная работа:

    Работа по схемам.

    Словарная работа: ферма, скотник, доярка, доильный аппарат, пастухи, лаборатория.

    Оборудование: видео презентация, музыкальное фоновое сопровождение, телевизор.

    Оборудование для опытов: белые халаты, шапочки, стаканчики для молока, тарелочки, баночки для красителя, пищевые красители, ватные палочки, жидкое мыло, пипетки, влажные салфетки, лимонная кислота, сода.

    Продукты: молоко, сметана, сливочное масло, йогурт, творог, кефир, сыр, яблоко, лимон, помидор, колбаса, хлеб.

    Методы и приёмы:

    Словесный: беседа, рассказ воспитателя

    Практический: опыты

    Наглядный: схемы, презентация

    Форма работы: индивидуальная, групповая, подгрупповая.

    Образовательные технологии: здоровье – сберегающие, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, игровая.

    Ход занятия

    Воспитатель обращает внимание детей на присутствующих гостей.

    Воспитатель: ребята, у нас сегодня гости, давайте дружно поприветствуем наших гостей с помощью мимики и жестов.

    Дети: приветствуют.

    Воспитатель: ребята, я сегодня пришла в детский сад, а у нас в группе стоит какой - то предмет. Как вы думаете, что это?

    Дети: молоко.

    Воспитатель: кто дает молоко?

    Дети: корова.

    Воспитатель: как вы думаете, где можно увидеть корову?

    Дети: в деревне, на лугу, на ферме.

    Воспитатель: вы хотите побывать на ферме?

    Дети: да.

    Воспитатель: тогда предлагаю пройти на стульчики, и наша экскурсия начинается.

    1 Слайд. Корова.

    Воспитатель: ребята, корова - это какое животное?

    Дети: домашнее.

    Воспитатель: почему вы так думаете?

    Дети: живет рядом с человеком, за ней ухаживают.

    Воспитатель: в народе говорят: «Корова во дворе, еда на столе».

    Одна корова дает молока столько, сколько необходимо одной семье.

    А откуда же текут огромные реки молока, чтобы накормить весь большой город? Ведь молоко на столе у нас каждый день?

    Дети: из магазина.

    Я вам сегодня расскажу, откуда текут молочные реки.

    2 Слайд. В деревнях и селах создаются большие по размерам фермы, где содержатся много-много разных домашних животных. Этих животных еще называют скот.

    3 Слайд. Ферма со скотником.

    Воспитатель: если животных называют скот, то профессию человека, который за ними ухаживает называют …? Может кто ни будь догадался?

    Дети: ответы детей.

    Воспитатель: тогда я вам подскажу, профессия этого человека называется скотник. Скотник - для вас новое слово давайте вместе его повторим.

    4-5 Слайд. Пастбище с коровами и пастухом.

    Воспитатель: кто пасёт коров?

    Дети: пастух.

    Воспитатель: где пасутся коровы?

    Дети: на лугу, на поле.

    Воспитатель: еще пастух берет с собой собаку. Как вы думаете, для чего пастухи берут собак?

    Дети: ответы детей.  

    Воспитатель: собаки помогают следить, чтобы коровы не отставали от стада.

    6 Слайд. Доярки доят коров. Доильный аппарат.

    Воспитатель: ребята посмотрите, что делает эта женщина?

    Дети: доит корову.

    Воспитатель: а как же называется профессия у этой женщины?

    Дети: доярка

    Воспитатель: это очень тяжелый труд. Когда коров мало их доят вручную. А когда коров на ферме много, приходится доить коров специальным доильным аппаратом.

    7 Слайд. С кормушками для коров, или стойбище в коровнике.

    Чтобы у коров молока было много, необходимо их хорошо кормить.

    А чем питается корова?

    Дети: летом – травой, зимой – сеном.

    Воспитатель: где берут сено?

    Дети: ответы детей.

    Воспитатель: кто даёт нам молоко ещё?

    Дети: (Козы, лошадь)

    8 Слайд: корова, коза, лошадь.

    - Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы и козы. Как называют молоко коровы? (Коровье) У козы? (Козье)

    - На свете есть и другие животные, которые дают молоко. Может, вы знаете этих животных?

    - Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс.

    Воспитатель: предлагаю вам поиграть в игру:

    Д/и "Выбери молочные продукты"

    На столе разные продукты, дети выбирают только молочные.

    Воспитатель: ребята посмотрите, что лежит на столе?

    Дети: продукты

    Воспитатель: вам надо выбрать только те продукты, которые сделаны из молока.  Посчитайте сколько продуктов нашли?

    Дети: ответы детей

    Воспитатель: а теперь я предлагаю поиграть еще в одну игру «Длинное –короткое». Как называется этот продукт? (показываю сыр). Давайте прохлопаем это слово. Сколько раз хлопнули?

    Дети: один.

    Воспитатель: значит в этом слове один слог. А это что за продукт?

    Дети: молоко.

    Воспитатель: давайте прохлопаем слово «молоко». Сколько раз хлопнули?

    Дети: три раза.

    Воспитатель: так какое же слово длинное, а какое короткое?

    Дети: слово «молоко» длинное, а «сыр» короткое.

    Воспитатель: ребята, назовите пожалуйста первый звук в слове «Молоко».  

    Дети: «М»

    Воспитатель: а я знаю еще один вкусный продукт из молока, который начинается на такой же звук. Может кто-то догадается, что это за продукт.

    Дети: «мороженое».

    Воспитатель: а сейчас я предлагаю отправиться в лабораторию, чтобы узнать какое чудное молоко бывает. Ребята, кто ни - будь знает, что такое лаборатория?

    Дети: ответы детей.

    Воспитатель: лаборатория - это такое место, где проводят эксперименты и опыты. А работают там лаборанты.  На чем мы можем отправиться в лабораторию?

    Дети: ответы детей.

    Воспитатель: я предлагаю отправиться на машине.

    Звучит песня-танец «Колесики». (физминутка)

    Воспитатель: вот мы и попали в лабораторию, давайте оденем халаты и колпачки для того, чтобы стать настоящими лаборантами.

    Опыт № 1 «Молоко имеет цвет».

    Воспитатель: Перед вами два стана. В одном из них – вода, а в другом – молоко. И сейчас мы с вами проверим, имеет ли молоко цвет. Поместим в стаканы ложки. Где видна ложка?

    Дети: ложка видна в воде. В молоке ложка не видна.

    Воспитатель: ребята, какой мы можем сделать вывод?

    Вывод делают дети: вода прозрачная, а молоко не прозрачное, оно имеет цвет.

    Опыт №2 «Молоко имеет запах».

    Воспитатель: у вас два стана. В одном из них – вода, а в другом – молоко. И сейчас мы с вами проверим, имеет ли молоко запах. Поднесите к носу стакан с водой. Есть какой-либо запах?

    Дети: у воды нет запаха.

    Воспитатель: поднесите к носу стакан с молоком. Есть какой-либо запах у молока?

    Дети: есть запах.

    Воспитатель: ребята, какой мы можем сделать вывод?

    Вывод делают дети: вода без запаха, а молоко имеет запах.

    Опыт №3 «Молоко имеет вкус».

    Воспитатель: а теперь давайте проверим, имеет ли молоко вкус.

    Давайте попробуем воду. Есть ли у воды вкус?

    Дети: у воды нет вкуса.

    Воспитатель: а теперь попробуем молоко. Есть ли вкус у молока?

    Дети: у молока есть вкус.

    Воспитатель: какое оно на вкус?

    Дети: молоко сладкое.

    Воспитатель: ребята, какой мы можем сделать вывод?

    Вывод делают дети: вода – без вкуса, а у молока есть вкус.

    Воспитатель: ребята мы с вами уже определили, что у молока есть цвет, вкус и запах, из него делают много продуктов, но у молока есть еще и другие свойства. Мы знаем, что молоко дает корова, корова - это животное, значит молоко животного происхождения и в нем содержится жир, это мы с вами сегодня проверим.

    Еще одно свойство, молоко может убежать.

     - Есть выражение «молоко убежало». У молока есть ноги? (Нет)

    -Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.

    - Хотите посмотреть, как молоко «убегает»? У нас нет ни плиты, кастрюли, чтобы кипятить молоко.

    - Но, у нас ведь научная лаборатория чудес.

    Для того чтобы проверить есть ли в молоке жир и может ли молоко убежать нам надо разделиться на группы, возьмите каждый по одной карточке. У кого написана цифра 1, подойдите к столу, на котором стоит цифра 1, у кого цифра 2 подойдите к столу с цифрой 2.

    Повторить правила безопасности.

    За первым столом:

    Опыт № 4 «Молочное волшебство» (дети работают по схемам).

    Во время проведения опыта тихим фоновым сопровождением звучит песня Юлии Малашиной и ансамбля «Горошинки цветные» - «Молоко убежало».

    Воспитатель: ребята обратите внимание на столах лежат схемы, по этим схемам вы будите проводить наши эксперименты.

    (Нужно налить в чашку молоко. Добавить разноцветных пищевых красителей. Затем ватную палочку обмакнуть в жидкое мыло или средство для мытья посуды, и опустить в молоко). Что вы там увидите, скажите потом.

    Вывод: молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

    Воспитатель: Ребята, свидетелями какого волшебства мы с вами стали! Молоко можно окрасить при помощи пищевых красителей, а если в него добавить жидкое мыло, то оно станет двигаться! Это происходит потому, что в молоке содержится жир, мыло отталкивает жиры заставляет краски двигаться. Понравился вам такой опыт?

    За вторым столом:

    Опыт №5 «Кипящее молоко» (дети работают по схемам).

    - Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко.

    - В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту.

    Посмотрите, что происходит с молоком? (Оно пенится, кипит)

    Вывод: Происходит в молоке реакция соды и лимонной кислоты. Оно пенится, выделяет пузырьки, кипит.

     Воспитатель: сода и лимонная кислота выталкивает молоко.

    Каждая группа делится выводами

    Воспитатель: я вам предлагаю сделать еще один опыт. Давайте нальем в эту баночку молока. Поставим его в тёплое место, а завтра посмотрим, что с ним произойдёт.

    Итог:

    Воспитатель: ребята, что вам понравилось и запомнилось больше всего на нашем занятии?

    Давайте попрощаемся с нашими гостями при помощи мимики и жестов.

                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: "Родной город"

    Хочется поделиться с коллегами  опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.Работая в детском саду с 1994 года и проанализировав уровень воспитанности детей, я приш...

    Конспект открытого занятия в старшей группе на тему "Учимся вежливости"

    Программное содержание:а) Закреплять знания детей о нравственно-этических нормах поведения.б) Сформировать представление об этикете, формировать элементарные правила нормы поведения в разных ситуациях...

    Конспект открытого занятия в старшей группе на тему "Космическое путешествие".

    В материале представлен конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром старших дошкольников, направленный на развитие познавательных и художественно-эстетических  способностей д...

    Конспект открытого занятия в старшей группе на тему "Космическое путешествие".

    В материале представлен конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром старших дошкольников, направленный на развитие познавательных и художественно-эстетических  способностей д...

    Конспект открытого занятия в старшей группе на тему "Дружба- великая сила"

    Конспект проведенного мной открытого занятия в старшей группе...

    Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Гостевой этикет»

    Занятие направлено на формирование навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста....

    Конспект открытого занятия в старшей группе на тему «Имею право!»

    Занятие на тему прав ребенка, интегрированное с речевым развитием....