Организация работы старших дошкольников в малых парах.
методическая разработка

Бабаханова Гюлемдам Демирбековна

Очень важно научиль детей работать в паре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бабаханова Гюлемдам Демирбековна

воспитатель ГБДОУ №78 общеразвивающего вида

 Калининского района Санкт-Петербурга

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Как и в повседневной жизни, в играх дети спонтанно объединяются в группы. Общение в таких группах имеет неформальный характер. Дети связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, интересами, привычками, предпочтениями – все это плодотворная почва для того, чтобы передавать друг другу знания, помогать, поддерживать друг друга. В детском саду, внутри группы, у ребенка особенно активно формируется собственный опыт. Знания и умения, которые ребенок приобретает ему нужно применить на практике. Воспитатель в детском саду должен уметь увидеть и поддержать такие формы объединения, поскольку это важная часть приобретенного каждым ребенком социального опыта.

В рамках данной технологии педагогом ставятся следующие задачи:

  • помочь детям научиться общаться;
  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
  • способствовать развитию самостоятельности, творчества;
  • развивать познавательный интерес, желание узнавать новое.

Я начала организую детей в малые группы со средней группы, сначала парами, потом тройками, а в старшей по 4- 7 детей.

В старшей группе последовательно усложняю способы объединения в группы:

  • мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств;
  • предметы быта: одежда, обувь, посуда, мебель (деление по предметам, объединенным одним названием (признаком);
  • изображение овощей, фруктов, деревьев, кустарников;
  • небольшие картинки с повторяющимися сюжетами;
  • назвать дни недели, части суток, времена года и разделиться на малые группы.

Деление детей на малые группы по сходству или жизненным ситуациям

* по количеству стульев, расставленных за каждым столом;

* по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой группы.

* с тем, с кем с кем рядом твой шкафчик в детском саду;

* с кем спишь рядом в детском саду;

* с кем вместе сидишь за обеденным столом.

Деление на подгруппы по слову, движению, действию

Детям можно предложить рассчитаться на 1—4 (в зависимости от нужного количества групп)

-назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;-называть по цепочке 3—4 цвета (повторяя только их, например: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;- назвать по цепочке 3—4 животных, растения, транспортные средства и т. п. и объединиться в соответствующие группы;- вспомнить по цепочке 3—4 разных движения (действия, повторяя их в том же порядке.

Деление на подгруппы по разрезному материалу

Можно предложить каждому взять по одной частичке материала, приготовленного заранее. Дети должны найти, у кого есть подходящая часть, собраться в группы или пару и составить из элементов целое (н-р: по выбранным ими геометрическим фигурам, картинка, лоскуты ткани, ленточки)

Например, я разбрасываю на полу или столе несколько разрезанных на небольшие части картинок. Каждый из детей берет по одной части. Нужно найти, у кого еще есть части той же картинки, собраться в малые группы и сложить картинки из их частей (количество картинок (или другого материала) должно соответствовать числу образуемых малых групп, а количество нарезанных элементов — числу детей в малой группе.

Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием (признаком)

Я раздаю картинки животных, дерево и куст (по 8 штук). Каждый ребенок берет одну картинку и находит, у кого еще есть дерево (дерево и куст).

Деление путем образования пар (троек, четверок, шестерок)

Детям предлагается какое-либо индивидуальное задание, и после его выполнения каждый ребенок должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий.

Затем каждая пара находит себе еще пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу.

Как показал опыт моей работы, возникают такие проблемы в работе малых групп:

- конфликт

- неготовность к компромиссу и сотрудничеству

- неготовность слушать

При возникновении конфликта между детьми в малых группах, инициативу берет на себя воспитатель. Важно вовремя напомнить детям правила работы в группах:

- один за всех и все за одного;

- когда работаешь сам, не мешай другим;

- главное не бояться доказывать свою правоту;

- умей принять помощь.

- справился сам, помоги другу;

Подводя вывод хочется сказать, что деятельность дошкольников в малых группах самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопониманию. Дети учатся правилам общения, культуре общения: договариваться, слушать остальных членов группы, развивается речь детей. Ребенок на практике осознает, как ему нужно организовать свое общение в группе, чтобы выполнить задачу. Социо- игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Деление дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращения ее в коллективную. Очень важно, чтобы каждый ребенок смог само выразиться в процессе деятельности в малых группах. Необходимо педагогу следить за тем, чтобы стеснительные дети имели возможность проявить себя в работе группы, сотрудничать с остальными детьми. Маленькие группы более эффективны, поскольку представляют возможность внести свой опыт в выполнение задания. В моей практике применение технологии малых групп способствовало реализации потребности детей в сохранении их психологического здоровья, формированию коммуникативных навыков. В результате применения этой технологии у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети более общительны, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Дети приобрели важнейшие социальные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

Робонен Виктория Сергеевна,ВоспитательГБДОУ детский сад №95Красногвардейского района Санкт-Петербурга  Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности...

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.

Одним из коммуникативных умений является умение работать в паре....

«Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей»

Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться....

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

Одним из компонентов развития личности ребёнка рассматривается совершенствование навыков общения и взаимодействия сверстников, формирование готовности к совместной деятельности. Одним из коммуникативн...

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей....

Организация работы с дошкольниками в малых группах.

Статья содержит материал из  опыта работы воспитателя средней группы  об организации работы с детьми в малых группах....