Семинар-практикум с педагогами ДОУ "Логопедическое ассорти"
методическая разработка

Кшнякина Зинаида Максимовна

Цель мероприятия:

повышение педагогической компетенции воспитателей по развитию устной речи детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_logopedicheskoe_assorti.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

1. Слайд. Семинар-практикум для воспитателей

«Логопедическое ассорти»

В нашей работе главная цель -

развитие речи детей,
В ногу со временем следуем ей!

  Добрый день, уважаемые коллеги!

Итак, предлагаю вашему вниманию семинар-практикум «Логопедическое ассорти».

Цель: повышение педагогической компетенции воспитателей в работе с детьми по развитию устной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:
1.Активизировать обмен информацией практическими знаниями между учителем-логопедом и воспитателями в области логопедии;
2. Закреплять знания и умения педагогов  по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию устной речи у дошкольников.

Оборудование: презентация «Логопедическое ассорти», ноутбук, доска, ТИКО-конструктор, грамоты для награждения.

2 Слайд. Девиз нашего семинара:

Внимание! Внимание!
Сегодня на повестке дня гениальная идея одна:
Всем предлагаю активное участие принять!
С коллегами опытом поделиться,
В педагогической работе это пригодится!

 3.Слайд.

 Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного речевого развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Огромнейшую роль в развитии речи играет воспитатель.

Участники семинара-практикума делятся на две команды.

 Названия «Говорушки», «Звуковички»

А эксперты будут наблюдать, оценивать, делать выводы.

 Цель: выявить общий уровень знаний наших участников.

 4. Слайд. «Названия конкурсов».

Ход семинара.

1. Конкурс «Блиц».
Задание:  участники должны ответить на максимальное число вопросов.
1 команда.
1.Сбор родителей для решения педагогических проблем? (Родительское собрание)

2. Перерыв на занятии для отдыха? (физкультминутка)

3. Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково).

4. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).

5. Человек, занимающийся исправлением речи? (логопед)

6.  Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)

7.  Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, боковые края, корень).

8. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат). 9. Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков?

(Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость).

10. Как называются инструменты логопеда? (зонды)

11. С какого возраста необходимо исправлять речь детей? (5 лет)

12. Какие артикуляционные упражнения знаете? Назовите их.
13. Повторите скороговорку: Потрепало евро Лерины нервы.
14. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).

15 Каким бывает слух?

16. Какой группе относятся звуки: с,з,ц.

17. Назовите звуки, которые всегда твердые.

18. Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте.

19. Сколько звуков в слове «деньги» - 5
20. Что такое фонематический слух (тонк.систематиз.слух, облад. способностью выделять, воспроизводить, различать звуки речи.)
2 команда.
1.Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).

2. Назовите компоненты речи?

3. Чем отличается звук от буквы. (Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим)

4. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).

5.  Каким цветом обозначаем согласные звуки (синий, зеленый).

6. Как можно еще назвать исправление речи? (коррекция)
7. Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная)

8. Для чего нужна артикуляционная гимнастика? ( для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти)
9. Как образуется голос?

(Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются).
10. Повторите скороговорку: Потратилась в Анталии нотариус Наталия.
11. Орган, участвующий в артикуляции звуков? (язык)

12. Какие звуки чаще всего нуждаются в исправлении? (Р, Л)
13. Что такое фонема? (звук).

14. На какие группы делятся звуки? (свистящие, шипящие, соноры.)

15. Какой группе относятся звуки: ш,ж,ч,щ

16. Что такое физический слух?

17. Назовите звуки, которые всегда мягкие.

18. Какие буквы не имеют звуков?

19. Сколько звуков в имени «Юля»-4зв

20. Что такое фонематическое восприятие? (умств.действия, по диффер.фонем и установл звук обол.слова.).

Речевой слух — это наивысшая способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой.

Физический слух— это способность слышать окружающие звуки. (шум дождя, скрип двери, шуршание листвы и т.д.)

Слайд 5. ЗАДАНИЕ №2
игра «Словарный штурм»
Задание: подобрать существительные, глаголы, наречия, прилагательные (показ картинки «БАНАН»)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет. банан.
Расскажи о банане
Вопрос команде 1: - Как  попал в дом? (купили, подарили, угостили, привезли, принесли).
Вопрос команде 2: - Какой он? (желтый, зеленый, длинный, мягкий, сладкий, ароматный, вкусный, спелый).
Вопрос команде 1: Что он может делать? (расти, созревать, желтеть, падать, лежать, гнить).
Вопрос команде 2: Что с ним можно делать? (сорвать, купить, мыть, чистить, резать, сушить, есть, упаковывать, взвешивать, дарить).
Вопрос команде 1: Кто его больше всего любит? (дети, взрослые, обезьяны, мухи, осы).
Вопрос команде 2: Что он больше всего любит? (солнце, ветерок, дождик).
Вопрос команде 1: С какими предметами он дружит? (с водой, ножом, тарелкой, вазой, теркой, кастрюлей, соковыжималкой, йогуртом, мороженым, тортом, пирожным, конфетами, джемом, соком, мармеладом, напитком).
Вопрос команде 2: Как он выглядет? (аппетитно, прекрасно, замечательно, волшебно).

Слайд 6. Задание № 3. Игра «Похожие слова»

Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,

Есть кислое слово - лимон! ....

Задание:

Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.

Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)

Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)

Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)

4. Игра «Добавлялки» Задание: воспитатели должны продолжить чистоговорку.

 1 команда.

 • Ра – ра – ра - во дворе … (у нас гора). • Ло – ло – ло – греет... (солнышко тепло). • Ры – ры – ры - летят… (синие шары). • Ор – ор – ор - спеет… (красный помидор). • Ши – ши – ши – гуляют… (наши малыши).

 2 команда. • За – за – за - в поле… (бегает коза). • Ла – ла– ла - на пути… (у нас скала). • Ор – ор – ор - острый… (топор). • Лы – лы – лы - наши девочки… (милы). • Сы – сы – сы - у папы… (нашего усы).

5. Игра «Закончи предложение» Задание: командам необходимо закончить предложение, подобрав сравнение. Выигрывает команда, выполнившая задание за более короткое время.

1 команда. 1. Земля покрыта снегом, как…. 2. Лед блестит у берега, как … 3. Волны вздымаются, как… 4. Солнце нещадно палит, как… 5. Заря полыхает, как…. 6. Дверь в комнате скрипит, как … 7. Дети в группе галдят, как … 8. Девушка на обложке выглядит, как … 9. Мальчик плывет, как … 10. Мокрое платье выглядит, как …

2 команда. 1. Туман стелется над озером, как … 2. Дождинки текут по лицу, как … 3. Малыши прыгают по траве, как … 4. Машина, едущая по дороге, грохочет, как … 5. Балерина на сцене кружится, как … 6. Мысль в моей голове засела, как … 7. Человек подошел тихо, как … 8. Ветер завывает за окном, как … 9. На улице темно, как … 10. Девчонки порхают по группе, как …

Задание № 6. «Игры-перевёртыши»

Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.

Пословицы и поговорки:

- Уйти от новой стиральной машины - «остаться у разбитого корыта».

- Счастье перемещается кучами - «беда не ходит одна».

- От смелости затылок мал - «У страха глаза велики».

Строчки из стихотворений:

- Во поле берёзку срубили - «В лесу родилась ёлочка».

- Ты ненавидишь мою коровку - «Я люблю свою лошадку».

- Ваша Маша тихо смеётся - «Наша Таня громко плачет».

Названия сказок и книг:

- Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят».

- Утки — индюшки - «Гуси - лебеди».

- Бледненький кустик - «Аленький цветочек».

- Пёс без босоножек - «Кот в сапогах».

- Квадратик - «Колобок».

А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.

Задание для педагогов - отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

-  Василий Иванович остается на работе - «Иван Васильевич меняет профессию».

-  Грустные взрослые - «Веселые ребята».

- Громче стоишь - ближе не будешь - «Тише едешь - дальше будешь».

 - Крик баранов - «Молчание ягнят».

- Мужик на телеге - мерину тяжелее - «Баба с возу - кобыле легче».

-  С ленью не засунешь и птицу в море - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

- Холодные ноги - «Горячие головы».

- Не бойся велосипеда - «Берегись автомобиля».

- В симфоническом оркестре не только мальчики - «В джазе только девушки».

-  Ручной кактус - «Дикая орхидея».

Задание № 7. «Фонематический слух»

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

  • Портфель я выронил из рук,
    Такой большой на ветке …
    (жук)
  • Шел по лесу шустрый мишка,
    На него свалилась … (
    шишка)
  • Здесь в лесу есть злые звери,
    Запирайте на ночь … (
    двери)
  • Тише, Танечка, не плачь,
    Не утонет в речке…
    (мяч)
  • Как-то вечером две мышки
    Унесли у Пети…
    (книжки)
  • Не полезет Влад на ель
    У него в руках … (
    портфель)
  • «Я трудиться не привык!»
    Отвечает …
    (грузовик)
  • Собирали васильки
    у нас на голове … (
    венки)

Задание № 8. «Фонематическое восприятие»

Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

Игра: «Оживи слово»

1 команда. Звуковой анализ слова «демонстрация»

2 команда Звуковой анализ слова «полицейские»

Задание № 9.  «Что сначала?»

Составь рассказ по серии сюжетных картинок

(работа по ПАК «Колибри Лого»)

3. Заключительная часть

Вот и закончился наш семинар, подведём итог! Посчитайте, сколько фишек у каждой команды. Награждение команд.

Итог семинара-практикума

Логопед : Спасибо вам за активное участие в семинаре. Надеюсь, что вам было интересно и вы узнали для себя что-то новое, и будете применять свои «логопедические знания» на занятиях с детьми.

Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....