Рабочая программа кружка "Юный кадет"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа определяет содержание, основные пути развития духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Юный кадет" | 430 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте,
и такой фундамент – патриотизм.
От того, как сегодня мы воспитываем молодежь,
зависит будущее России как современного,
эффективного государства».
В.В.Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Юный кадет» разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании РФ», Национальной доктриной образования, Международной конвенцией «О правах ребенка», «Всеобщей декларацией прав человека».
Программа определяет содержание, основные пути развития духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Введение
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня нравственно-патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в детях такие качества, как патриотизм, гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, окружающей природе, семье - всё то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённых в Законе «Об образовании в РФ».
Дошкольное образовательное учреждение, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы нравственно-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
В последние годы в нашей стране стало значительно больше уделяться внимания работе по воспитанию патриотизма и гражданского самосознания у детей и подростков. Многими образовательными организациями ведется активная работа по приобщению детей к интересному и полезному делу, по воспитанию у ребят качеств гражданина и патриота. Одним из таких дел, на наш взгляд, является кадетское движение.
Кто такие кадеты сегодня объяснять не нужно… Дети в военной форме все чаще появляются на экранах телевизоров и в новостных лентах. Кадетские классы в школах уже стали привычными, а вот подобных групп в детских садах России не много.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Значимость системы патриотического воспитания детей заключается в том, что именно в дошкольном учреждении начинается воспитание патриота своей страны.
Таким образом, практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современного детского сада, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Целевое назначение Программы
Цель программы: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- совершенствование системы патриотического воспитания в НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»
- воспитание гражданско-патриотических чувств дошкольников через изучение государственной символики России;
- воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России;
- формирование представлений о России как о родной стране, как о великой державе;
- формирование чувства любви к своему родному краю, малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям;
- осуществление взаимодействия с кадетскими классами НРМОБУ «Сентябрьская СОШ»
Принципы реализации Программы
- Принцип регионализации нравственно-патриотического воспитания
Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в практическую деятельность.
- Принцип личностно-ориентированного общения
Индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
- Принцип доступности
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Принцип системности
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Принцип наглядности
Принцип наглядности предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии достопримечательностей, памятников и т.д.
Методы и приемы организованной образовательной деятельности
- Игра.
- Наглядность (выставки репродукций картин, рассматривание фотоархива военных лет и т.д.).
- Традиционные методы народной педагогики.
- Интерактивные выставки.
- Творческая активность детей.
- Взаимодействие с социумом: ДК «Жемчужина Югры», библиотека, спортивный комплекс, школа.
- Совместная деятельность детей и родителей, сотворчество с педагогом и сверстниками, коллективная работа.
Ожидаемые результаты реализации Программы
У детей развиты качества: любознательность, активность; они проявляют интерес к новым для них фактам, задают вопросы взрослому, проявляют самостоятельность в различных видах деятельности.
Воспитанники соблюдают нормы поведения, речевого этикета, соответствующие личности кадета в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения и вне его. Активно участвуют в делах группы, детского сада.
У детей развито положительное отношение к миру, другим людям и самому себе. Они обладают чувством собственного достоинства, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, участвуют в совместных играх.
Ребенок знает и любит свой родной край, город. Имеет сформированную гражданскую позицию.
Установлено тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников в вопросах патриотического воспитания.
Пополнена предметно-развивающая среда группы в соответствии с реализуемой программой «Юный кадет».
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Федеральный Закон «Об образовании РФ», Национальная доктрина образования, Международная конвенция «О правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека», Письмо Министерства просвещения РФ от 27 мая 2019 года №ТС-1314/04 «О календаре образовательных событий на 2019/20 учебный год.
Основные разработчики Программы
Дусбабаева А.Л., старший воспитатель НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»
Исполнители Программы
Администрация, педагогический коллектив, родительская общественность НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»
Цель Программы
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов Своего Отечества.
Задачи Программы
- совершенствование системы патриотического воспитания в НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»
- воспитание гражданско-патриотических чувств дошкольников через изучение государственной символики России;
- воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России;
- формирование представлений о России как о родной стране, как о великой державе;
- формирование чувства любви к своему родному краю, малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям;
- осуществление взаимодействия с кадетскими классами НРМОБУ «Сентябрьская СОШ»
Сроки реализации Программы
2019-2020 гг.
Организация контроля реализации Программы
- Мониторинг реализации Программы: различные виды контроля над деятельностью педагогов в рамках своей компетенции.
- Ежегодное подведение итогов выполнения Программы на заседании педагогического совета.
Основные разделы Программы
1. Памятные даты российского календаря
2. Основы этикета
3. Моя Родина - Россия
4. Мой любимый город и край
5. Есть такая профессия - Родину защищать
6. Государственная символика
Особенностью образовательного процесса юных кадетов являются:
- кружковая деятельность (1 раз в месяц)
- ежедневное утреннее построение;
- специализированные сюжетно - ролевые и военизированные игры в режимных моментах в течение дня;
- экскурсии в библиотеку, школу, ДК «Жемчужина Югры», спортивный комплекс;
- совместные праздники, способствующие развитию патриотических чувств: «Праздник посвящения в кадеты», «День защитников Отечества», «День Победы», «День защиты детей» и др.
- дополнительные занятия по основам строевой подготовки на занятиях по физической культуре (1 раз в неделю);
Деятельность группы «Юный кадет» предполагает особую кадетскую символику: единая парадная форма, отличительный значок, заветы кадета (Приложение 1). Особенно значим и памятен для воспитанников праздник «Посвящение в кадеты», который проводится в начале учебного года.
Оценка результатов
Для определения оценки эффективности Программы планируется изучить:
- Уровень сформированности представлений детей о России, государственных символах, родном крае.
- Уровень мастерства педагогических кадров:
- в организации различных видов деятельности и общения воспитанников;
- в осуществлении взаимодействия с родительской общественностью, социальными партнерами.
Для определения результатов патриотического воспитания используются методы:
- педагогическое наблюдение (прямое и косвенное);
- анализ результатов деятельности;
- анкетирование педагогов и родителей;
- беседа.
Учебно-тематический план
№ п/п | Непосредственно образовательная деятельность | периодичность НОД в неделю | Всего |
1 | Кадет-это звучит гордо. | 0.25 | 9 |
2 | Строевая подготовка | 1 раз в неделю реализуется через интеграцию образовательной области «Физическое развитие» | 36 |
3 | Этика и психология общения | Реализуется в режимных моментах и интеграцию образовательных областей | + |
4 | Родной край | Реализуется в режимных моментах и интеграцию образовательных областей | + |
Всего: | 45 |
Календарно-тематический план работы
по реализации программы «Юный кадет»
на 2019-2020 учебный год
Месяц | № занятия | Тема занятия | Элементы содержания занятия |
Октябрь | 1. | «Кадет – это звучит гордо. Кто такой кадет?» | Задачи и цели кадетской группы. Организация обучения и воспитания кадет. |
2. | «Обязанности и правила поведения кадет» | Обязанности и правила поведения кадет | |
3. | «История кадетского движения в России» | Кадеты России. Зарождение кадетских корпусов | |
4. | Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ. Правила поведения во время исполнения гимна. | Знакомство с Гимном РФ. Правила поведения во время исполнения гимна. | |
Ноябрь | 1. | 1.11.19 440 лет со дня рождения Дмитрия Пожарского, государственного и военного деятеля (1578 – 1642) | |
2. | 4.11.19День народного единства “Без друзей меня чуть – чуть, а с друзьями – много». | Беседа о дружбе и друзьях, о «Дне народного единства» | |
3. | Доброта и толерантность - спутники кадета
| Как оказать помощь в трудной ситуации, и проявить толерантность. | |
4. | 30.11.19 25 лет со дня утверждения Государственного Герба РФ Ритуалы в жизни кадета. Флаг и герб РФ. Клятва. Правила поведения во время выноса флага | Флаг и герб РФ. Клятва. Правила поведения во время выноса флага, произнесении клятвы | |
Декабрь | 1. | 3.12.19 День Неизвестного Солдата Неизвестные солдаты – кто они? | Формировать чувства уважения к неизвестному солдату. Разъясниться детям почему солдаты неизвестные. |
2. | 9.12.19 День героев Отечества. Герои Отечества | Формировать чувство уважения к подвигу наших соотечественников во имя защиты. | |
3. | Поведение за столом | На материале примеров образцового и неправильного поведения за столом, выражений приглашения. Благодарности, извинения сформировать представление об этикете. | |
4. | Вежливая просьба | Познакомить детей с формами выражения просьбы, адресованной старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах. | |
Январь | 1 | Наша страна - Россия | Формировать образ Родины, представление о России как о родной стране. Воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны – Россия. |
2 | Главный город нашей страны | Уточнить знания детей о столице РФ. Формировать представление о Москве как о главном городе России. Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями Москвы. Побуждать детей восхищаться ее красотой. Воспитывать гражданско-патриотические чувства. | |
3 | Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина России | Уточнить представления детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин». | |
4 | 27.01.20 Международный день памяти жертв Холокоста | ||
Февраль | 1 | 2.02.20 День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.) | |
2 | Мой поселок - Сентябрьский | Разговор о поселке, его достопримечательностях, об истории возникновения. | |
3 | ХМАО - Югра на карте России | Дифференцировать сведения о ХМАО – Югре, Нефтеюганском районе, способствовать проявлению потребностей в получении информации о развитии Нефтеюганского района, его природных богатствах; воспитывать чувство признательности и любви к своей малой родине; закрепить знания детей о символике Нефтеюганского района. | |
4 | 23.02.20 День защитника Отечества. Защитники Отечества | Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников во имя защиты. | |
Март | 1 | Юные герои Великой Отечественной войны | Кто они, юные герои? |
2 | Богатыри Земли Русской | Чем славятся Богатыри Земли Русской | |
3 | Дал слово -держи | Подумай. прежде чем дать обещание. | |
4 | 26.03.20 Неделя детской и юношеской книги. | Знакомство с произведениями великих писателей. | |
Апрель | 1 | Этикет взаимоотношений между мальчиками и девочками. | Разговор о взаимоотношениях мальчиков и девочек |
2 | 12.04.20 День космонавтики. «Подвиг великого человека» | Воспитывать интерес к космонавтам, учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первый космонавт был русский человек. Расширять представление о космических полетах. | |
3 | Дисциплинированность кадета | Как не допустить конфликтов | |
4 | Посвящение в кадеты | Торжественное посвящение в кадеты с участием кадетского класса Сентябрьской СОШ. | |
Май | 1 | Мы гордимся, что мы кадеты | «Кадет – пример для подражания |
2 | 9.05.20 «День победы» | Экскурсия к вечному огню. |
ЛИТЕРАТУРА:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. детям о памятных датах и культурных ценностях России.- М.: АРКТИ, 2012.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2004.
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных умений ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2000.
- Ветохина А.Я., Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ОООИЗДАТЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 г.
- Дунаева А.С., Проектирование тематической недели «Дал присягу – назад не шагу!» в рамках работы по патриотическому воспитанию детей 5-7 лет. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016 г.
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Зеленова Н.Г. , Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа). - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2015
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…Практическое пособие для работников образовательных учреждений. -3-е изд., испр. доп. – АРКТИ, 2005 г.
- Кондрыкинская Л.А., С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию В ДОУ).-М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
- Нищева Н.В. Растим патриотов Рссии: сборник материалов по итогам конкурса.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016 г.
- Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников». Методические рекомендации.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 г.
- Моё Отечество - Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Богачева И.В. и др. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
- Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов.- М.: АРКТИ, 2003.
- Ривина Е.К. Российская символика: Методическое пособие к иллюстративно-раздаточному материалу для дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Современные подходы к нравственно – патриотическому воспитанию ставших дошкольников через внедрения программы «Юный кадет»
В нашу современную жизнь стремительно ворвалась западная культура: музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику.Насторажива...
Самообразование «Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации программы «Юный кадет» 2017-2019 год
Цель – Повысить профессиональную компетентность с систематизировать знания по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников.Задачи: повысить свой теоретический и науч...
Рабочая программа «Юные кадеты - надежда России»
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня нравственно-патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина Росс...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный кадет» Направленность: социально – педагогическая
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный кадет»Направленность: социально – педагогическая...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные кадеты - надежда России».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные кадеты - надежда России».Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе...
- Мне нравится (1)