Дополнительная общеразвивающая программа «Юный кадет» Направленность: социально – педагогическая
рабочая программа (подготовительная группа)

Плавинская Леся Александровна

Дополнительная общеразвивающая программа

 «Юный кадет»

Направленность: социально – педагогическая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunyy_kadet_2021-2022_u.g._plavinskaya.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики Нефтеюганского района

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательного

бюджетное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Дополнительная общеразвивающая программа

 «Юный кадет»

Направленность: социально – педагогическая

Возраст детей 6-7 лет

срок реализации 1 год

                                                                                                          Автор:  

                                                                               Воспитатель Плавинская Л.А.

п. Сентябрьский

2021 год

 «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте,

и такой фундамент – патриотизм.

От того, как сегодня мы воспитываем молодежь,

зависит будущее России как современного,

эффективного государства».

В.В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня нравственно-патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

Программа имеет социально-педагогическую направленность. Программа определяет содержание, основные пути развития духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Актуальность программы

Сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в детях такие качества, как патриотизм, гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, окружающей природе, семье - всё то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённых в Законе «Об образовании в РФ».

Дошкольное образовательное учреждение, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы нравственно-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

В последние годы в нашей стране стало значительно больше уделяться внимания работе по воспитанию патриотизма и гражданского самосознания у детей и подростков. Многими образовательными организациями ведется активная работа по приобщению детей к интересному и полезному делу, по воспитанию у ребят качеств гражданина и патриота. Одним из таких дел, на наш взгляд, является кадетское движение.

Кто такие кадеты сегодня объяснять не нужно… Дети в военной форме все чаще появляются на экранах телевизоров и в новостных лентах. Кадетские классы в школах уже стали привычными, а вот подобных групп в детских садах России не много.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Значимость системы патриотического воспитания детей заключается в том, что именно в дошкольном учреждении начинается воспитание патриота своей страны.

Таким образом, практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современного детского сада, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Программа «Юный кадет» является дополнительной общеразвивающей программой.

Занятия проводятся в специально оснащенном кабинете с воспитанниками подготовительной группы..

Возраст участников – 6-7 лет

Состав группы – постоянный

Наполняемость группы – 8 человек

Форма обучения – очная

Форма занятий – групповая, подгрупповая.

Срок реализации программы – 1 год.

Количество учебных часов в год – 36

Режим занятий - 1 раз в неделю

Принципы реализации Программы

  • Принцип регионализации нравственно-патриотического воспитания

Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в практическую деятельность.

  • Принцип личностно-ориентированного общения

Индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

  • Принцип доступности

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

  • Принцип системности

Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

  • Принцип наглядности

Принцип наглядности предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии достопримечательностей, памятников и т.д.

Методы и приемы организованной образовательной деятельности

  • Игра.
  • Наглядность (выставки репродукций картин, рассматривание фотоархива военных лет и т.д.).
  • Традиционные методы народной педагогики.
  • Интерактивные выставки.
  • Творческая активность детей.
  • Взаимодействие с социумом: ДК «Жемчужина Югры», библиотека, спортивный комплекс, школа.
  • Совместная деятельность детей и родителей, сотворчество с педагогом и сверстниками, коллективная работа.

Цель программы: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

  • совершенствование системы патриотического воспитания в НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»
  • воспитание гражданско-патриотических чувств дошкольников через изучение государственной символики России;
  • воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России;
  • формирование представлений о России как о родной стране, как о великой державе;
  • формирование чувства любви к своему родному краю, малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям;
  • осуществление взаимодействия с кадетскими классами НРМОБУ «Сентябрьская СОШ»

Нормативные документы

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 №196)

- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 06.06.2020 г. № ВБ-1164/04 «О направлении Календаря образовательных событий на 2020/21 учебный год».

Ожидаемые результаты реализации Программы

У детей развиты качества: любознательность, активность; они проявляют интерес к новым для них фактам, задают вопросы взрослому, проявляют самостоятельность в различных видах деятельности.

Воспитанники соблюдают нормы поведения, речевого этикета, соответствующие личности кадета в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения и вне его. Активно участвуют в делах группы, детского сада.

У детей развито положительное отношение к миру, другим людям и самому себе. Они обладают чувством собственного достоинства, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, участвуют в совместных играх.

Ребенок знает и любит свой родной край, город. Имеет сформированную гражданскую позицию.

Установлено тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников в вопросах патриотического воспитания.

Пополнена предметно-развивающая среда группы в соответствии с реализуемой программой «Юный кадет».

Программа «Юный кадет» разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании РФ», Национальной доктриной образования, Международной конвенцией «О правах ребенка», «Всеобщей декларацией прав человека».

Условия реализации программы:

Для успешной реализации данной программы необходимо:

  •  музыкально-спортивный зал, кабинет с комплектом необходимой мебели (столы, стулья, стеллаж, стенд).

Материально- техническое оснащение:

  • Доска
  • ноутбук
  • принтер
  • Интернет

Методическое обеспечение:

  • Учебные пособия, методические материалы, обеспечивающие выполнение программы
  • Разработки по темам программы
  • Наглядно – иллюстративные материалы: картотеки, настольные игры, дидактические пособия
  • Учебная литература

Кадровое обеспечение: воспитатель с высшим педагогическим образованием.

Учебно-тематический план (36 часов)

п/п

Разделы программы

периодичность НОД

Всего

1

Памятные даты российского календаря

1 раз в месяц

9

2

Основы этикета

1 раз в месяц

Реализуется в режимных моментах и интеграцию образовательных областей

+

3

Моя Родина

(Поселок, край, страна)

1 раз в месяц

Реализуется в режимных моментах и интеграцию образовательных областей

+

4

Есть такая профессия - Родину защищать        

1 раз в месяц

Реализуется в режимных моментах и интеграцию образовательных областей

+

5

Строевая подготовка

1 раз в неделю

 реализуется через интеграцию образовательной области «Физическое развитие»

36

Всего:

45

Основные разделы Программы

1. Памятные даты российского календаря        

2. Основы этикета

3. Моя Родина (Поселок, край, страна)

4. Есть такая профессия - Родину защищать        

Особенностью образовательного процесса юных кадетов являются:

  • ежедневное утреннее построение;
  • беседы в режимных моментах не реже 1 раза в неделю
  • кружковая деятельность (1 раз в месяц)
  • специализированные сюжетно - ролевые и военизированные игры в режимных моментах в течение дня;
  • экскурсии в библиотеку, школу, ДК «Жемчужина Югры», спортивный комплекс;
  • совместные праздники, способствующие развитию патриотических чувств: «Праздник посвящения в кадеты», «День защитников Отечества», «День Победы», «День защиты детей» и др.
  • дополнительные занятия по основам строевой подготовки на занятиях по физической культуре (1 раз в неделю);

Деятельность группы «Юный кадет» предполагает особую кадетскую символику: единая парадная форма, отличительный значок, заветы кадета (Приложение 1). Особенно значим и памятен для воспитанников праздник «Посвящение в кадеты», который проводится в начале учебного года.

Оценка результатов

Для определения оценки эффективности Программы планируется изучить:

  1. Уровень сформированности представлений детей о России, государственных символах, родном крае.
  2. Уровень мастерства педагогических кадров:
  • в организации различных видов деятельности и общения воспитанников;
  • в осуществлении взаимодействия с родительской общественностью, социальными партнерами.

Для определения результатов патриотического воспитания используются методы:

  • педагогическое наблюдение (прямое и косвенное);
  • анализ результатов деятельности;
  • анкетирование педагогов и родителей;
  • беседа.

Организация контроля реализации Программы

- Мониторинг реализации Программы: различные виды контроля над деятельностью педагогов в рамках своей компетенции.

- Ежегодное подведение итогов выполнения Программы на заседании педагогического совета.

ГРАФИК РАБОТЫ КРУЖКА

«Юные кадеты»

День недели

Время

Пятница

15.45-16.15 (1 час)

Календарный учебный график

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

24.09.2021

31.05.2022

36

36

1 раза в неделю

Календарно-тематический план работы

по реализации программы «Юный кадет»

на 2021-2022 учебный год

№ п/п

Месяц/число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

Кабинет

1.

24.09.2021

15.45-16.15

Беседа

1

«Мой поселок – Сентябрьский»знакомство.

Вопросы

группа

2.

1.10.2021

15.45-16.15

Памятные даты российского календаря

1

Международный день учителя

Поздравление учителей

Школа

3.

8.10.2021

15.45-16.15

Беседа

1

Кто такой кадет?»

Вопросы

Музыкальный/спортивный зал

4.

15.10.2021

15.45-16.15

Беседа

1

«Правила поведения в общественных местах»

Вопросы

Музыкальный/спортивный зал

5.

22.10.2021

15.45-16.15

Беседа

Просмотр презентации

1

 «Кадет – это звучит гордо

Вопросы

Музыкальный/спортивный зал

6.

29.10.2021

15.45-16.15

Беседа

этикет

1

«Обязанности и правила поведения кадет»

Вопросы

группа

7.

5.11.2021

15.45-16.15

презентация

1

«Мой дом»

«Человек и его жилище. Жилище коренных народов Севера»

Вопросы

Музыкальный/спортивный зал

8.

12.11.2021

15.45-16.15

Беседа

1

«История кадетского движения в России»

Вопросы

Музыкальный/спортивный зал

9.

19.11.2021

15.45-16.15

Памятные даты российского календаря

1

«Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды»

досуг

Музыкальный/спортивный зал

10.

26.11.2021

15.45-16.15

Беседа

1

Ритуалы в жизни кадета. «Посвящение в кадеты»

Вопросы

Музыкальный/спортивный зал

11.

3.12.2021

15.45-16.15

Памятные даты российского календаря

1

3.12.21 День Неизвестного Солдата

Ннеизвестные солдаты – кто они?

9.12.21 День героев Отечества. Ритуалы в жизни кадета.

Вопросы

Музыкальный/спортивный зал

12.

10.12.2021

15.45-16.15

Беседа

1

Символика РФ.

Вопросы

Музыкальный/спортивный зал

13.

17.12.2021

15.45-16.15

Беседа

1

Клятва кадета.

Вопросы

Музыкальный/спортивный зал

14.

24.12.2021

15.45-16.15

Памятные даты российского календаря

1

27 День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Презентация

группа

15.

31.12.2021

15.45-16.15

Беседа

1

ХМАО - Югра на карте России

Вопросы

группа

16.

7.01.2022

15.45-16.15

этикет

1

Доброта и толерантность - спутники кадета

Вопросы Работа с текстом

Музыкальный/спортивный зал

17.

14.01.2022

15.45-16.15

Беседа

1

Разговор с младшим как разговор сильного со слабым

Вопросы

Музыкальный/спортивный зал

18.

21.01.2022

15.45-16.15

Беседа

1

Вежливая просьба

Вопросы

группа

19.

28.01.2022

15.45-16.15

Беседа

1

Наша страна - Россия

Вопросы

группа

20.

4.02.2022

15.45-16.15

Игра

1

Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина России

Вопросы

группа

21.

11.02.2022

15.45-16.15

Памятные даты российского календаря

1

15.02. день памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

Презентация

Музыкальный/спортивный зал

22.

18.02.2022

15.45-16.15

этикет

1

Поведение за столом

Беседа

группа

23.

25.02.2022

15.45-16.15

Рисование

1

Главный город нашей страны

Вопросы

группа

24.

4.03.2022

15.45-16.15

Беседа

1

«Наша Армия»

Вопросы

группа

25.

11.03.2022

15.45-16.15

Беседа

1

Обычаи и праздники народов Ханты и Манси

Вопросы

Музыкальный/спортивный зал

26.

18.03.2022

15.45-16.15

этикет

1

 Дал слово -держи

Вопросы

группа

27.

25.03.2022

15.45-16.15

Памятные даты российского календаря

1

26.03.20 Неделя детской и юношеской книги.

Вопросы

Библиотека

28.

1.04.2022

15.45-16.15

Беседа

1

Богатыри Земли Русской

Вопросы

Музыкальный/спортивный зал

29.

8.04.2022

15.45-16.15

Презентация

1

12.04.20 День космонавтики. «Подвиг великого человека»

Вопросы

Музыкальный/спортивный зал

30.

15.04.2022

15.45-16.15

этикет

1

Этикет взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Вопросы

группа

31.

22.04.2022

15.45-16.15

Презентация

1

Обычаи и праздники Русского народа

Наблюдение

Музыкальный/спортивный зал

32.

29.04.2022

15.45-16.15

Беседа

1

Мы гордимся, что мы кадеты

Вопросы

группа

33.

6.05.2022

15.45-16.15

Памятные даты российского кален

1

9.05.20 «День победы»

Экскурсия к Вечному огню.

Сквер Победы

34.

13.05.2022

15.45-16.15

Беседа

1

Города герои России

Вопросы

Музыкальный/спортивный зал

35

20.05.2022

15.45-16.15

этикет

1

Дисциплинированность кадета

Музыкальный/спортивный зал

36

27.05.22

15.45-16.15

Итог

1

Юные герои Великой Отечественной войны                                                                  

Вопросы

Музыкальный/спортивный зал

Список литературы:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. детям о памятных датах и культурных ценностях России.- М.: АРКТИ, 2012.
  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2004.
  3. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных умений ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2000.
  4. Ветохина А.Я., Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ОООИЗДАТЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 г.
  5. Дунаева А.С., Проектирование тематической недели «Дал присягу – назад не шагу!» в рамках работы по патриотическому воспитанию детей 5-7 лет. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016 г.
  6. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  7. Зеленова Н.Г. , Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа). - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2015
  8. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…Практическое пособие для работников образовательных учреждений. -3-е изд., испр. доп. – АРКТИ, 2005 г.
  9. Кондрыкинская Л.А., С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию В ДОУ).-М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
  10. Нищева Н.В. Растим патриотов Рссии: сборник материалов по итогам конкурса.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016 г.
  11. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников». Методические рекомендации.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 г.
  12. Моё Отечество - Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Богачева И.В. и др. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
  13. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов.- М.: АРКТИ, 2003.
  14. Ривина Е.К. Российская символика: Методическое пособие к иллюстративно-раздаточному материалу для дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Данная программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабоч...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)

Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» направленность: социально-педагогическая

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»направленность: социально-педагогическая...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные кадеты - надежда России».

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа   «Юные кадеты  - надежда России».Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Звуковая мозаика» Направленность: социально-педагогическая

Овладение родным языком и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста, обеспечение своевременного и полноценного речевого и психического развития.Формирование  речевой готовности ...