Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
материал

Жирнова Алена Владимировна

Доклад на МО на тему " Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_ikl.obr_._detey_s_tnr.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с тяжелыми

нарушениями речи

Внедряемая российская инклюзивная система образования уже успела затронуть многие учебные заведения: высшие, средние, средне-специальные и дошкольные, коснулась различных групп людей: детей, подростков, и взрослых, здоровых, инвалидов и людей с особыми образовательными потребностями.

          К одной из таких групп относятся дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Это такая категория детей с сохранным слухом и первично сохранным интеллектом, которые из-за сложных нарушений в речевом и соответственно психическом развитии не имеют возможности жить полноценной жизнью.

          К тяжелым принято относить такие речевые дефекты, при которых страдает экспрессивная (внешняя) речь, в результате чего затруднены контакты ребенка с окружающим миром. Дети могут понимать обращенную

к ним речь, но выразить ее не в состоянии. Такими речевыми нарушениями являются : алалия  —  отсутствие  или  недоразвитие  речи  вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во

 внутриутробном или раннем периоде развития ребенка ; афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга ; ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата; дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, а также общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием — нарушением темпо-ритмической организации речи, обусловленным судорожным состоянием мышц речевого аппарата .

         До недавнего времени в России помощь детям с ТНР оказывалась в специальных коррекционных школах V вида, специализированных детских садах, логопедических группах, а также на логопунктах при детских поликлиниках. Сложившиеся традиции обучения и воспитания детей с ТНР, устоявшаяся система коррекционной работы – все это, на первый взгляд, способствует преодолению имеющихся речевых нарушений. Но успех такой работы не будет достигнут полностью, если нет повсеместных примеров для подражания, эталонов правильной речи. В специальных коррекционных учреждениях кроме взрослых (педагогов, медицинских работников, воспитателей и других специалистов) больше никто не владеет правильной, образцовой речью, которую дети слышат в основном только на занятиях и в режимные моменты. Все же остальное время дети с ТНР проводят друг с другом. Отсюда следует вывод о необходимости их включения в общеобразовательную среду, где они получат возможность ориентироваться на правильную речь сверстников, что, несомненно, будет иметь благоприятный прогноз в отношении обучения детей с ТНР и их социализации в общество.

         На сегодняшний день в нашей стране уже предприняты попытки инклюзивного образования детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Анализ сложившейся ситуации поможет определить основные направления работы, выявить положительную направленность такого обучения, что необходимо для дальнейшего учета в разработке педагогических технологий обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования.

Поэтому изучение вопроса инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ТНР в России является, на наш взгляд, актуальным.

  • России дошкольное инклюзивное образование – достаточно нераспространенное явление, поскольку все внимание исследователей сосредоточено на среднем и высшем образовании детей с ОВЗ. По данным «Центра диагностики и консультирования» г. Армавир, самой многочисленной группой среди детей-инвалидов являются дети в возрасте от 10 до 14 лет, второй по численности - дети в возрасте от 15 до 18 лет, третьей - дети в возрасте от 5 до 9 лет, самая малочисленная группа - дети в возрасте до 4 лет.

Возможности, упущенные в младшем возрасте, представляют значимую проблему в старшем возрасте, поскольку развитие психических процессов замедляется, компенсаторные и адаптационные возможности организма ослабевают. Дошкольный возраст – наилучший период для коррекции психических функций. Поэтому дошкольное инклюзивное образование является первой, наиважнейшей ступенью в развитии детей и коррекции имеющихся нарушений, поскольку составляет основу дальнейшей жизни и деятельности ребенка с ОВЗ.

        Правильно организованный процесс дошкольной образовательной инклюзии значительно уменьшит процент детей младшего школьного и школьного возраста со сложными отклонениями в развитии, в том числе с тяжелыми нарушениями речи. Об этом позволяет судить Самарский опыт работы по организации инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), начатый с 2000 года и ориентированный, на первых этапах, на детей с тяжелыми нарушениями речи, так как именно они составляли основной контингент специальных учреждений и групп.

         Самарскими исследователями были организованы группы кратковременного пребывания, консультационные пункты, игровые группы, сформирована региональная методически обеспеченная, оборудованная система ранней специальной помощи ребенку и семье, благодаря этому многие дети достигли уровня возрастной нормы и не нуждались в специальных образовательных услугах; созданы территориальные агентства специального образования (ТАСО), где имелись программно-методические ресурсы, материально-технические ресурсы; кадровые ресурсы, в том числе педагоги-дефектологи для работы с малочисленными категориями детей (сурдопедагоги, тифлопедагоги); имелась возможность организовать дополнительную специальную подготовку педагогов.

          В процессе воспитания и обучения используются стандартные формы организации занятий разными специалистами: индивидуальные; подгрупповые; фронтальные, согласованные с родителями детей. Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

          Рассматривая различные подходы к обучению детей дошкольного возраста с ТНР в условиях российского инклюзивного образования, можно сказать, что оно мало изучено и недостаточно разработано на сегодняшний день, хотя проделана уже большая и длительная работа, но единая, четко построенная система обучения и воспитания детей с ОВЗ пока еще не сформировалась. Исследователями разрабатываются и апробируются определенные программы, законопроекты, модели, формы инклюзивного образования детей данной категории, но все они функционируют отдельно. Понадобится еще много времени на то, чтобы объединить все имеющиеся знания и опыт воедино.

        Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ТНР в России разработано в меньшей степени и на сегодняшний день находится на начальной стадии формирования, для успешного развития которого в нашей стране есть все предпосылки.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с  использованием заместителей и наглядных моделей по  методике В.К. Воробьевой...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет

Целью  Адаптированной основной  образовательной программы  является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием...

Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 1

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в груп­пах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматр...

Рабочая программа коррекционно- развивающей работы в старшей группе (5-6 лет) компенсирующей направленности на 2021-2022 учебный год для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно- развивающие занятия в соответствии с рабоче...

Социализации детей дошкольного возрасти с тяжелыми нарушениями речи посредством дополнительного образования в ДОО.

В связи с увеличением количества дошкольников, имеющих нарушения в развитии и законодательными  изменениями в системе дошкольного образования всё более актуальными становятся вопросы, связанные с...

Коррекция произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием STEM – технологий

Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология....