Эмоционально – волевое развитие детей среднего дошкольного возраста
статья

Егорова Марина Юрьевна

Эмоционально-волевое развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalno_-_volevoe_razvitie_detey_statya.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоционально – волевое развитие детей

среднего дошкольного возраста

В современной детской психологии рассматривается проблема развития эмоционально-волевых качеств детей среднего дошкольного возраста (4- 5 лет), так как эмоциональное развитие и воспитание ребенка, являются фундаментом, на котором закладывается основа личности человека. Эмоционально-волевое развитие ребенка изучали многие исследователи: С. Л. Выготский, И. М. Сеченов, С. Л. Рубинштейн, В. И. Селиванов, М. С. Певзнер, Т. А. Власова, Д. Д. Уотсон, К. Левин и многие другие.  Это связано с альтернативностью понимания термина «эмоционально-волевое развитие» в разных научно-теоретических подходах и отдельных концепциях. Эмоционально-волевое развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Под волей понимается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.

Учеными доказано, что эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, оказывают влияние на здоровье человека.

Отсутствие же эмоций ведет не только к пассивности мыслительных процессов, но и к двигательной пассивности. Физические упражнения, несомненно, могут способствовать улучшению построения и бодрости духа.

У детей дошкольного возраста происходит интенсивное физиологическое и психологическое развитие. Тело ребенка претерпевает множество изменений: развиваются и увеличиваются в размерах внутренние органы, увеличивается мышечная масса, усложняется и развивается структура и функционирование головного и спинного мозга. Происходит развитие зрительной, слуховой и кожно-двигательной чувствительности. Все эти процессы влияют на психическое, личностное, эмоциональное развитие ребенка.
         В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в жизни ребенка. Т. А. Данилина говорит о том, что в этот возрастной период эмоциональные реакции носят импульсивный и непосредственный характер. В раннем возрасте эмоции более выражены, чем в дошкольном детстве. Это связано с тем, что ребенок не умеет управлять своими переживаниями и эмоции начинают управлять его поведением. Из – за этого происходит более бурное и непроизвольное проявление эмоций. Взрослый легко может определить эмоции ребенка потому что они проявляются и мимике ребенка, и в его поведении в целом.

А. В. Запорожец считает, что возникновение новых эмоций в дошкольном возрасте, прежде всего связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка. К 3 годам у детей появляются эмоциональные реакции, свидетельствующие о наличии эстетического переживания. Изначально ребенок подражает взрослому, который воспитывает в нем эстетическое чувство. Взрослый акцентирует внимание ребенка на эстетической стороне предмета или явления: «Посмотри, как красиво» и т.п. В младенческом возрасте ребенка привлекали блестящие и яркие вещи, но в период дошкольного детства ребенок быстро научается различать красивое и некрасивое и начинает делиться наблюдениями со взрослыми. Ребенок радуется цветам, красивой одежде, красивой игрушке, видит красоту в произведениях искусства.

Занятия и дидактические игры способствуют развитию интеллектуальным эмоциям таких как: удивление, любопытство, уверенность или сомнения в своих суждениях и радость от найденного решения. Познание нового и нахождение ответов на свои вопросы вызывают у дошкольника яркие положительные эмоции. Это подталкивает его к более глубокому изучению окружающего мира.

В дошкольном детстве независимость ребенка распространяется и на его эмоциональную сферу. Эмоциональные состояния ближайшего окружения меньше влияют на эмоции ребенка, чем в младенческом и раннем возрасте. В этом возрастном периоде состояние другого человека может касаться ребенка, если он активно включён в ситуацию возникновения этого состояния или если ребенка знакомят с причинами этого состояния. Из этого следует вывод, что ребенок может поставить себя на место другого человека и пережить его успех или неудачу как свои. А. В. Запорожец пишет, что это новообразование формируется под влиянием личного опыта общения ребенка и его коллективной деятельности, в которую он включен.

Л. И. Божович говорит о том, что в дошкольном периоде ребенок усваивает моральные правила и номы поведения. Изначально ребенок выполняет необходимые нормы поведения ради одобрения взрослым. Благодаря тому, что соблюдение норм приносит ребенку положительные эмоции, то они начинают восприниматься ребенком, как нечто само по себе положительное. Нормы переходят в категорию «надо»: надо поступать так-то. Это является первой моральной мотивационной инстанцией, которой пользуется ребенок. Появляется переживание, по поводу того как необходимо поступать в той или иной ситуации. Р. Н. Ибрагимова считает, что эти переживания являются началом для формирования чувства долга.

Чувство долга влияет на структуру мотивационной сферы ребенка. Оно привносит изменения в систему его моральных переживаний. Из-за этого ребенок не может реализовывать те желания, которые противоречат его моральным чувствам. Ребенок сталкивается с новыми конфликтными переживаниями. Моральные чувства дошкольника могут вызывать у него стыд или недовольство собой, если он поступил плохо или напротив – гордость, удовлетворение, если он поступил хорошо.

Меняются эмоции и при трудовой деятельности ребенка. В основном это вызвано появлением коллективной деятельности. Благодаря этому ребенок начинает испытывать радость от общего успеха, сочувствие усилием товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своей части работы и недовольство, если он подвел коллектив.

В дошкольном возрасте дети стремятся к совестной деятельности со сверстниками. Общение со сверстниками эмоционально насыщеннее, чем со взрослыми. Это вызывает более сильное экспрессивно-мимические проявление соответственно. При общении со сверстниками у ребенка есть больший диапазон коммуникативных действий. Он может спорить, обманывать, навязывать свое мнение, жалеть и прочее. При недостатке эмоциональных контактов со сверстниками эмоциональной развитие ребенка может развиваться значительно дольше.

Литература

  1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. [и др.] : Питер, 2008. – 398 с.
  2. Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка  / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо, 2005. – 512 с.
  3. Додонов, Б. И. Информационные теории эмоции / Б. И. Додонов // Психологический журнал. – 2008. – № 2. – С. 45-116.
  4. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка : теория и практика : учебное пособие / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М. : Академия, 2004. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (опыт построения диагностического обследования).

Построение диагностического обследования согласно предложенному плану позволяет :  -дать объективную оценку состояния эмоционально-волевой сферы детей, -организовать коррекционную р...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ "ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНА ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ....

"Развитие эмоционально - волевой сферы ребенка дошкольного возраста"

Консультация для родителей содержит материал по развитию эмоционально - волевой сферы детей дошкольного возраста. Рассматриваются задачи и пути воспитательного воздействия....

Программа эмоционально - волевого развития ребенка дошкольного возраста

Развитие эмоционально волевой сферы  в игровой форме и беседах....

Игры для родителей и педагогов детского сада на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста

Развивающие игры  для родителей и педагогов детского сада для регулирования эмойиональной сферы дошкольников...

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

Игры на развитие эмоциональной сферы детей. Помогут воспитателю наладить контакт с ребёнком и его эмоциональное благополучие....