«От промыслов к Skillsам: на пути к навыкам будущего»
статья

Кулик Наталья Владимировна

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_promysly_skilsy.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15 Колпинского района Санкт-Петербурга»

Статья «От промыслов к Skillsам: на пути к  навыкам будущего»

Подготовила воспитатель Кулик Н.В.

«Сейчас пришло время, когда настоящее

на наших глазах превращается в будущее»

Айзек Азимов.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.

Современный мир – это мир новых технологий. Быстрое развитие информационных технологий в последние годы определяет содержание образования детей. Новая информация, распространение телефонов, смартфонов, компьютеров оказывает большое влияние на формирование ребенка, его восприятие окружающего мира и его взаимодействие с миром информационных технологий. Новая информация существенно изменяет и практическую деятельность ребенка, его интересы и увлечения. Если раньше ребенок сам своими руками создавал игрушку, то сегодня он сможет сам разрабатывать, моделировать и печатать предметы с помощью 3D принтера или 3D ручки, а также изучать основы конструирования в создании робототехники. Будущее ребенка будет связано с компьютерными технологиями, робото-технологическими производствами.

Создание 3D объектов дает возможность увидеть предметы, несуществующие на данный момент, или те, которые существуют, но отсутствует возможность увидеть их вживую. Современный ребенок уже в три года активно осваивает цифровые технологии, а к тому времени как он пойдет в первый класс, мир может кардинально измениться. Именно поэтому важно, чтобы вопросы профессиональной ориентации и развития необходимых для жизни навыков, вставали перед родительским и педагогическим сообществом как можно раньше. В этой связи был изучен опыт московского чемпионата «KidSkills» и материалы соревнований по Future Skills-2019. Также было рассмотрено проблемное поле международных исследований качества российского образования PISA, где явно прослеживается отставание нашей страны в читательской, естественнонаучной и математической грамотности. Анализируя эти три дополнительных контекста, считаю, что детский сад – это место, где формируются актуальные для будущего дошкольников компетенции.

Учитывая потребности развивающейся цифровой экономики и инновационного развития общества, основными акцентами, дополняющими уже сложившуюся образовательную систему, должны стать следующие направления:

1. Создание условий для формирования таких компетенций как креативность, коммуникация, предпосылки критического мышления.

2. Включение в спектр дополнительных программ работу по практическому знакомству с такими профессиями как Ситифермерство, 3D-моделирование, Робототехника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Приобщение детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту путем формирования представления об Олимпийском движении «Мы-будущие олимпийцы!»

Физическое воспитание дошкольника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и сво...

Путь в здоровое будущее

Статья.Здоровосберегающие технологии. (Гимнастика пробуждения, массаж махровой варежкой, хождение по массажным дорожкам, обливание рук водой комнатной температуры)...

Консультация для родителей будущих первоклассников с презентацией "Безопасный путь в школу!"

привлечь внимание родителей к проблеме дорожно-транспортного травматизма с участием детей; дать рекомендации родителям, по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге, на улице, повед...

Форсайт-центр «Интеллектуально-творческое развитие дошкольников - путь к инженерному мышлению в будущем»

Место проведения: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 83 «Жемчужина». Заседание проводилось в дистанционном формате. Присутст...

Психологическая карта пути будущего первоклассника

Профилактический курс в предшкольный летний период для родителей, которые переживают за неготовность своего ребенка к школьному обучению....

Консультация для родителей будущих школьников "Дерево познаний, или путь к ответу на трудный вопрос"

Что значит сформировать у учащегося мотивацию к процессу обучения? Это не просто «заложить в голову» младшего школьника готовую цель и мотивы, а создать условия, при которых ему самому зах...