Сценарий открытого занятия"Александр Невский"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Леонова Елена Александровна

Для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА:  «Путешествие  в  историю .Защитник Отечества  Святой Александр Невский».

Цель: формирование начал патриотизма и гражданственности у детей  старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция с образовательными областями: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Программное содержание:
1. Обучающие задачи: 
- расширять представление детей об историческом прошлом нашей Родины;

-формирование духовно-нравственного  отношения  и чувства сопричастности  к героическому наследию своего народа.

- показать детям пример защиты и служения Отечеству, любви к Родине на примере Александра Невского.

2. Развивающие задачи:
- расширять представление детей о родной стране как стране православной культурной традиции;
- развивать творческие возможности детей; учить читать стихотворные тексты.


3. Воспитательные задачи: 
- формировать нравственные понятия: долг, служение Отечеству;
- воспитывать навыки дружелюбного общения, доброту и  уважение друг к другу на примере  святого Александра Невского;
- приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых.
4.  Речевые задачи: 
- активизировать словарь детей включением слов и словосочетаний;
- развивать связную речь.

Оборудование: изба Князя Александра Невского под старину, сценические костюмы, доспехи, атрибуты(свеча, свиток, карта).

Путешествие в историю:

Святой князь Александр-защитник  Отечества сопровождается  презентацией и музыкой.

1 реб.: Россия, как из песни слово

Березок юная листва

Кругом  леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя , моя Россия,

2Реб:За синий цвет твоих очей

За ум за подвиги  святые,

За голос звонкий как ручей.

3Реб:Люблю, глубоко понимаю,

Степей задумчивую грусть

Люблю все то, что называют

Одним широким словом Русь.

Воспитатель: Нам посчастливилось родиться и жить  на русской земле и называться русскими людьми.

-Ребята, а какие они, русские люди?

Дети: добрые, трудолюбивые, честные, сильные, милосердные,, они очень любят свою Родину.

Воспитатель: Расскажите, какие пословицы и  поговорки о нашей Родине вы знаете?

Дети: -Родина наша-  солнца краше.

-Человек без родины, что соловей без песни.

-Родина-мать учит за нее постоять

-Нашему народу Родина  всего дороже.

-Если дружба велика- будет Родина крепка.

-Своя  земля в горсти  мила.

-Береги землю родимую, как мать любимую.

-Кто с мечом к нам придет, от меча и  погибнет.

Воспитатель: Молодцы, ребята,  пословицы -это народная мудрость,   а  вот последнее высказывание «Кто с мечом к нам придет, от меча и  погибнет» принадлежит  великому человеку, вы знаете кто это сказал?

Дети: Великий князь Александр Невский.

Воспитатель: давайте мы с вами отправимся в  путешествие  во времена  древней Руси.

1девочка:  Земля  ты наша  русская, земля  наша  мирная.

Всходы  твои ясные, закаты тихие.

2 девочка: Поля твои бескрайние, леса  твои богатые.

Земля  ты наша мирная, людьми трудолюбивая.

3 девочка: Мы расскажем вам  о Родине старинной, о Родине древней, о тяжелых временах , о  тяжелых испытаниях.

4девочка:О великом защитнике  Руси, Благоверном князе Александре Невском, хранителе  земли русской и веры православной  христианской    

Воспит: В те времена  люди строили дома из дерева, по воде  плавали  на судах, которые назывались  ладьями. Москва была  всего лишь  маленьким укреплением на вершине  холма. В это время   30 мая  1220 года в городе Переславль-Залесский  в  семье  новгородского князя  Ярослава  Всеволодовича , правнука  князя  Владимира Ясно Солнышко , родился  мальчик , которого  назвали  Александром. Каждое имя  имеет свое значение. А что означает имя Александр?

Дети: Защитник людей

Воспит: Сперва Александр  научился  письму и чтению, а когда подрос- много читал, особенно  Святые книги, изучал иностранные языки и все, что должен  знать   будущий  князь.

 Когда маленькому Александру  исполнилось 3 года , его опоясали  мечом  и подняли на коня. Он  должен был держаться  в седле. В руки дали  лук со стрелами. С этого дня Александр  стал  обучаться  воинскому  делу. Сначала оружие  было легким , а к 7 годам  стали давать  оружие из дерева, из тяжелого дуба, а к 14 годам – настоящее оружие.

С юного возраста  Александра учили защищать  себя и других людей, его воспитывали  защитником Отечества. Он никогда не искал  своей  славы, имея  пример  благочестия  отца и матери. С раннего детства  они привили ему   любовь к храму. «От  юности  возлюби Христа»- читаем мы в летописи.

Кроток и тих был его нрав  с детства.  В свободное от занятий время  играли , водили хороводы. Танец.

Воспит .:Время шло, Александр  успешно обучался военному делу. Однако рано ему пришлось   познаться  с суровой действительностью  жизни  и  испытать  ее  нелегкие уроки.

Перевернем несколько страниц  истории. Вот уже  святой князь Александр  стал править  Новгородом. На него была  возложена   великая  миссия –оградить  всю Русскую землю  от  врагов, которых было  в те времена множество.

(Звучит р.н.м.  «Ах ты степь широкая»).

Решительным   шагом  в шлемах и с  мечами  входят  князь и два  советника(дружинники). Кладут оружие   и  шлемы  на  лавку, садятся за стол(на стол кладут карту).

Князь (решительно):

Тысячи татар идут на Русь. Налетают они словно вороны, грабят и убивают людей, отнимают у русичей  хлеб, с добычей  бегут в свое логово.

А вот с запада идет  сила черная, сила храбрая и расчетливая, сулят они князьям русским короны и золото  за отступничество  от  веры  праведной, за отдание земли   Отеческой.

(Раздается стук  ;голос -Князь, послы  римские.(Звучит музыка послов)

Послы - руки за спину,  поднимая ноги , проходят к князю, кланяются).

Послы: Мы послы из Рима(читают свиток).

Папа Римский так говорит: слышали  мы , что  ты князь достойный и  славный  и земля  твоя велика. Потому и  прислали  к тебе  двух  искусников, чтобы ты  послушал наше учение о Законе Божием.

(Князь советуется с ребятами.)

Князь: Мы веру православную хорошо  ведем, а от вас  учение не принимаем.

(Грозно указывает на дверь).  Звучит музыка и послы уходят.

(На слайдах  бой на Неве)

 Воспит .Князь! корабли  идут по Неве, шведские, великое множество.

Шведский король собрал огромное войско, поместил их на множество кораблей и прислал их на Русь к берегам реки Невы. Он не сомневался в своей победе, поэтому предупредил Александра, чтобы тот выходил на сражение(выходят 3 шведа)

Князь :Собирайте дружину. Биться будем! «Братья, не в силе Бог, а в правде».

Князь обращается к иконе: Господи, защити  землю русскую, православную.(Ставит икону)Одевает шлем, берет меч. Дружина  вместе с шведами становится  врассыпную по залу. Звучит музыка С.Прокофьева из контаты  «Вставайте люди добрые».(Дети исполняют «Бой» имитируя мечами ). (Музыка Боя).На слайдах бой на Неве-реке.).

Воспитатель: И поднялись русские  знамена  на которых лик сиял  Хрестов. И мечи обрушились со звоном  на обломки рыцарских   щитов. Князь воюет не жалея  жизни, всей душой за Родину стоит. И любовью пламенной  к Отчизне сердце Александрово горит.  Не ожидал враг такого  быстрого и решительного  отпора. Неожиданно обрушилось  на шведов  русское войско. Смело и решительно сражался князь Александр  и возвратился с победой.

Князь: (поворачивается к дружине, поднимает меч вверх.)Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».

Дружинники:  Слава! Слава! Слава!

(Дети уходят).

Воспитатель: Много   еще   славных  побед  было у Великого князя Александра, и ни в одной он не  проиграл. С тех пор, после победы   на Неве  князя  Александра стали называть Александром Невским.

Закончил свой жизненный путь Князь Александр Невский  в Городецком монастыре, приняв  монашеский  постриг. «Зашло Солнце земли русской», так  с любовью говорили  и плакали  о нем люди.

Великому князю  Александру Невскому слава и честь и  память во все времена.

Звучит  Колокольный перезвон. «Храмы России».(те девочки и князь с дружиной и шведы        Идет крестный ход.  В руках икона князя, 2-3 дети несут  длинные  свечи, 4-5 человек несут цветы).  Образуют  полукруг.

(Звучит музыка «От героев былых времен из к-ф-ма  «Офицеры»)

Воспитатель:  Православной церковью Александр Невский  причислен к лику святых. Много храмов по всей Руси воздвигнуто в его честь. Александр Невский  является  одним из  самых любимых  и почитаемых   покровителей Российских воинов. Русская царица Екатерина первая  учредила  орден Александра Невского, которым награждали  выдающихся  военоначальников. В наше время  таким   орденом  награждают за особые заслуги  перед Отечеством.

Воспитатель: В нашей группе мальчики  -будущие защитники России. Они хотят быть похожими на  святого Александра Невского, быть таким же сильными  и смелыми, также любить Родину как любил ее Александр Невский.

Мальчики исполняют танец десантников и остаются на местах (Слова Агутина…Так же как все)Звучит тихая мелодия  под конец выходят все дети и присоединяются к другим врассыпную по залу

 Песня о Родине.

Воспитатель:  Быть патриотом… Что же это значит?

А это значит Родину любить.

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять.

Быть лучшей частью русского народа,

Которую не смог никто подмять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого занятия "В гостях у Карлсона"

Образовательные задачи: Ø  обобщить знания и представления детей об электричестве;Ø  Расширить представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку, познакомить д...

Сценарий открытого занятия в образовательной области "Безопасность" для детей старшего дошкольного возраста "В Гостях у Карлсона"

Образовательные задачи: Ø  обобщить знания и представления детей об электричестве;Ø  Расширить представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку, познакомить д...

Сценарий открытого занятия в образовательной области "Безопасность" для детей старшего дошкольного возраста "В Гостях у Карлсона"

Образовательные задачи: Ø  обобщить знания и представления детей об электричестве;Ø  Расширить представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку, познакомить д...

Сценарий открытого занятия "Давайте весело дружить"

Игровое занятие с педагогом-психологом....

Цикл занятий "Александр Невский"

Цикл занятий дает представление о том как жил князь Александр Невский, когда был маленьким, чем занимался, как становился взрослым. Почему получил прозвище Невский. Как познакомить детей с истор...

Презентация к занятию "Александр Невский"

Предварительная работа: подбор иллюстративного материала по теме «Защитники земли Русской»; рассматривание репродукций картин; чтение былин, рассказов; просмотр видеофильмов: «А. Нев...

Сценарий открытого занятия "Развитие эмоциональной восприимчивости и способов самовыражения на занятии по развитию связной речи"

Данное занятие может быть интересно как логопедам, так и психологам и воспитателям, так как включает в себя игры и задания на распознавание эмоций, по развитию лексической стороны речи, учит детей свя...