«Использование двигательной активности и элементов сказкотерапии для снятия тревожности у детей раннего возраста в период адаптации в ДОУ»
консультация (младшая группа)

Афанасова Наталия Юрьевна

«Использование  двигательной  активности и элементов сказкотерапии для снятия тревожности у детей раннего возраста в период  адаптации в ДОУ»

Воспитатель: МБДОУ д/с №3 Афанасова Н.Ю.

 Не будет открытием ни для родителей, ни для воспитателей, что довольно часто поступление ребенка в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями ребенка и самих родителей, заболеваниями. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом. И поэтому, наша общая задача - воспитателей, психолога и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Работая воспитателем, я отметила, что дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Адаптивные возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям. Педагогу  необходимо помочь детям преодолеть стресс  поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Для этого я использую методы сказкотерапии  и танцевально- двигательную активность.

Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения.  Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

С помощью сказкотерапии я стараюсь решить ряд задач:

 

  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения
  • Снижение импульсивности и тревожности
  • Развитие навыков взаимодействия
  • Облегчение адаптационного периода.

Данная здоровьесберегающая технология предусматривает следующие методы работы:

  • чтение сказок
  • инценировка сказки
  • театрализация

Прочитав  детям сказку, обращаю внимание на картинки, изображающие персонажей ,затем предлагаю  детям самостоятельно разыграть  сюжет в ролевом исполнении . Русские народные сказки -совершенствуют внимание, память,  речь;  поощряет инициативность  и самостоятельность в игре с символическими изображениями персонажей. Перед тем как надеть костюм на ребёнка надо убедиться , что малышу подходит эта роль. Ведь ребёнок может отказаться надевать костюм. Я считаю, что воспитатель должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них с начало хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать .В методе сказкотерапии большое внимание уделяется двигательной активности. Лишь небольшую часть  времени дети располагаются на стульчиках. Показывая сказку дети очень много двигаются. Важно помнить, что сказки для самых маленьких должны быть простые по сюжету, с яркими картинками и несложными предложениями . Лучшие произведения «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка». Начиная с 2-3 лет можно уже включать дополнительные элементы и усложнять сюжеты.

  • Таким образом, я пришла к выводу, что использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Использование метода при комплексном его применении дают положительную динамику в плане адаптации к дошкольному учреждению.
  • Кроме того, сказка помогает ребенку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности.
  • Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике, развивает память и внимание. Дает ребенку чувство психологической защищенности, т.к. имеет в своем сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.
  • Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить. Читайте детям сказки!

Танцевально-двигательная активность - снижает психологическое напряжение и тревожность у детей.

Движение для ребёнка это естественный способ познания  себя и мира, поэтому дети так любят двигаться, бегать и танцевать. Танцевальные движения влияют на эмоциональное состояние ребёнка. В свободное время мы с детьми танцуем. Дети стали более активными и организованными, также научились проявлять творческие способности. Изменился  эмоциональный фон настроения детей в положительную сторону. Я заметила, что танец снижает тревожность у детей.   С помощью танца можно снять не только тревожность и  эмоциональное   состояние, но и развить координацию в движении, научить ориентироваться в пространстве  и просто удовлетворить потребности ребёнка в движении, в игре, в радостном эмоционально-положительном состоянии. Активные дети имеют положительный опыт общения, как со взрослыми так и со сверстниками , охотно идут в детский сад и в меньшей степени переживают расставание с родителями.  Вызывает  интерес у детей к движениям не только танцы, но и стихи, потешки. А когда в стихотворение или потешку вставляется имя ребёнка, это вызывает ещё большее желание двигаться. «Ваня шёл, шёл, шёл и шишку нашёл», «Все грибочки соберём и Злате принесём».

И наконец, хочется сказать о самостоятельной двигательной деятельности детей. Она возникает по инициативе ребёнка. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются движения. Преимущества её заключается в том, что ребёнок  сам выбирает движения, двигается в своём темпе, делает паузы, чередует их.

Подводя итог вышесказанного, хочу отметить, что при правильной организации развивающей среды, специально подобранных методических приёмах доброжелательном отношении педагога, адаптационный период в нашей группе прошёл менее болезненно для малышей и их родителей.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_5.docx6.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование  двигательной  активности и элементов сказкотерапии для снятия тревожности у детей раннего возраста в период  адаптации в ДОУ»

Воспитатель: МБДОУ д/с 3 Афанасова Н.Ю.

 Не будет открытием ни для родителей, ни для воспитателей, что довольно часто поступление ребенка в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями ребенка и самих родителей, заболеваниями. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом. И поэтому, наша общая задача - воспитателей, психолога и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Работая воспитателем, я отметила, что дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Адаптивные возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям. Педагогу  необходимо помочь детям преодолеть стресс  поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Для этого я использую методы сказкотерапии  и танцевально- двигательную активность.

Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения.  Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

С помощью сказкотерапии я стараюсь решить ряд задач:

 

  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения
  • Снижение импульсивности и тревожности
  • Развитие навыков взаимодействия
  • Облегчение адаптационного периода.

Данная здоровьесберегающая технология предусматривает следующие методы работы:

  • чтение сказок
  • инценировка сказки
  • театрализация

Прочитав  детям сказку, обращаю внимание на картинки, изображающие персонажей ,затем предлагаю  детям самостоятельно разыграть  сюжет в ролевом исполнении . Русские народные сказки -совершенствуют внимание, память,  речь;  поощряет инициативность  и самостоятельность в игре с символическими изображениями персонажей. Перед тем как надеть костюм на ребёнка надо убедиться , что малышу подходит эта роль. Ведь ребёнок может отказаться надевать костюм. Я считаю, что воспитатель должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них с начало хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать .В методе сказкотерапии большое внимание уделяется двигательной активности. Лишь небольшую часть  времени дети располагаются на стульчиках. Показывая сказку дети очень много двигаются. Важно помнить, что сказки для самых маленьких должны быть простые по сюжету, с яркими картинками и несложными предложениями . Лучшие произведения «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка». Начиная с 2-3 лет можно уже включать дополнительные элементы и усложнять сюжеты.

  • Таким образом, я пришла к выводу, что использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Использование метода при комплексном его применении дают положительную динамику в плане адаптации к дошкольному учреждению.
  • Кроме того, сказка помогает ребенку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности.
  • Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике, развивает память и внимание. Дает ребенку чувство психологической защищенности, т.к. имеет в своем сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.
  • Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить. Читайте детям сказки!

Танцевально-двигательная активность - снижает психологическое напряжение и тревожность у детей.

Движение для ребёнка это естественный способ познания  себя и мира, поэтому дети так любят двигаться, бегать и танцевать. Танцевальные движения влияют на эмоциональное состояние ребёнка. В свободное время мы с детьми танцуем. Дети стали более активными и организованными, также научились проявлять творческие способности. Изменился  эмоциональный фон настроения детей в положительную сторону. Я заметила, что танец снижает тревожность у детей.   С помощью танца можно снять не только тревожность и  эмоциональное   состояние, но и развить координацию в движении, научить ориентироваться в пространстве  и просто удовлетворить потребности ребёнка в движении, в игре, в радостном эмоционально-положительном состоянии. Активные дети имеют положительный опыт общения, как со взрослыми так и со сверстниками , охотно идут в детский сад и в меньшей степени переживают расставание с родителями.  Вызывает  интерес у детей к движениям не только танцы, но и стихи, потешки. А когда в стихотворение или потешку вставляется имя ребёнка, это вызывает ещё большее желание двигаться. «Ваня шёл, шёл, шёл и шишку нашёл», «Все грибочки соберём и Злате принесём».

И наконец, хочется сказать о самостоятельной двигательной деятельности детей. Она возникает по инициативе ребёнка. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются движения. Преимущества её заключается в том, что ребёнок  сам выбирает движения, двигается в своём темпе, делает паузы, чередует их.

Подводя итог вышесказанного, хочу отметить, что при правильной организации развивающей среды, специально подобранных методических приёмах доброжелательном отношении педагога, адаптационный период в нашей группе прошёл менее болезненно для малышей и их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование элементов устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста»

Рекомендации родителямвоспитателя Никитиной Елены Вячеславовны«Использование элементовустного народного творчествав воспитании детей раннего возраста»        В воспи...

Песочная терапия как средство снятия тревожности у детей раннего возраста

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! »....

Консультация «Страхи и тревожность у детей раннего возраста»

Тревожность - это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к это...

Элементы песочной терапии как способ снятие эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Психологи отмечают, что игры с песком обладают особым обаянием, что дает возможность использовать их для обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний...

Распространение педагогического опыта «Сказкотерапия, как средство развития речи детей раннего возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениекомбинированного вида детский сад №33 «Земляничка» Распространение педагогического опыта«Сказкотерапия, как средство развития ...

Игры на снятие тревожности для детей дошкольного возраста

Подборка игр на снятие тревожности у детей дошкольного возраста...