Опыт работы "Развитие логического мышления дошкольников посредством элементов ТРИЗ-технологии".
материал

В опыте раскрыта технология развития логического мышления дошкольников посредством элементов ТРИЗ-технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_netecha_e.v.docx68.94 КБ
Файл prilozhenie_1.docx18.83 КБ
Файл prilozhenie_2.docx22.17 КБ
Файл prilozhenie_3.docx23.38 КБ
Файл prilozhenie_4.docx46.89 КБ
Файл prilozhenie_5.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Нетеча Елена Васильевна

МБДОУ «Ровеньский детский сад №3 комбинированного вида Белгородской области»

Развитие логического мышления дошкольников посредством элементов ТРИЗ-технологии.

Автор опыта:

Нетеча Елена Васильевна,

воспитатель

п. Ровеньки

2020

Содержание:

Информация об опыте ……………………………………………3

Технология описания опыта ……………..………………………9

Результативность опыта …………………………………………14

Библиографический список ……………………………………..16

Приложения к опыту ………………………………….………….18

РазделI

Информация об опыте

  1. Условия возникновения и становления опыта

Свою педагогическую деятельность автор опыта осуществляет в МБДОУ «Ровеньский детский сад №3 комбинированного вида Белгородской области». Детский сад посещают 125 воспитанников, функционирует 8 возрастных групп. С 2011 года – обучение и воспитание детей осуществляется по Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.

Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения, приобретённые в результате логические приёмы мышления, как способа познавательной деятельности, необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребёнка.

Сформированность у детей элементарных приёмов логического мышления является условием успешного обучения в школе. Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким развитием логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память. Поэтому важно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления.

С целью выявления отношений родителей к вопросу развития логического мышления ребёнка, его реального осуществления в семье проводилось анкетирование родителей (Приложение №1).

В ходе анализов результатов анкетирования ответы родителей свидетельствовали о том, что развитие логического мышления ребёнка является важнейшей составной частью его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

В 2017 году проведена диагностика по методике Э.Ф. Замбацявичене, Л.А.Ясюковой с целью исследования уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования уровня развития логического мышления у старших дошкольников показали, что 15% дошкольников имели высокий уровень развития логического мышления, 45% – средний уровень  и 40%  – низкий уровень развития логического мышления. Исходя из результатов диагностики, у детей в основном преобладает средний и низкий уровень развития логического мышления. В связи с этим возникла необходимость повышения уровня развития логического мышления у старших дошкольников.

Наиболее эффективным решением данной проблемы является развитие логического мышления дошкольников посредством элементов ТРИЗ-технологии.

Для автора опыта особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на использование методов и приёмов ТРИЗ-технологии, способствующих развитию нестандартного мышления, стимулированию познавательных интересов детей, а также способствующих разностороннему развитию личности.

Работа по развитию логического мышления проводилась с учётом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребёнка является игра. Всё, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребёнком. Работа с детьми проводилась по разработанному плану в совместной деятельности, на прогулке, а также игры, которые включены в содержание организованной образовательной деятельности.

В опыте хорошо просматривается подбор и систематизация серии игр и упражнений для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

  1. Актуальность опыта

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к его первой ступени – дошкольному образованию. В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления дошкольников приобретает особую актуальность. Именно логическое мышление наиболее ярко проявляется в обнаружении и преодолении противоречий, возникающих затруднений. С точки зрения современной концепции обучения, овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте  способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Овладев логическими операциями, ребёнок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.

Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, гораздо сложнее будет учиться в школе – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать уже в детстве творческое мышление, способность к видению и решению проблем, способность нестандартно смотреть на окружающий мир. Развивающие элементы ТРИЗ-технологии, адаптированные к дошкольному возрасту, идеальный инструмент для проблемного, развивающего обучения детей. На современном этапе над этой проблемой работают педагоги-практики, методисты, психологи А.Г. Асмолов, Т.Ю. Базаров, В.А. Иванников, Г.М. Андреева.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на развитие интеллектуальных качеств дошкольников, а именно:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (познавательное развитие) в соответствии с ФГОС ДО: «…ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».[17] Нормативно определено, что современный выпускник ДОУ – это ребёнок, который «… должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение (умеет оперировать абстрактными понятиями путём рассуждений и опровержений), способность к волевым усилиям, любознательность.[17]

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена важностью решения проблемы развития логического мышления дошкольников посредством элементов ТРИЗ-технологии.

Обнаружены противоречия связанные с необходимостью развития логического мышления и недостаточностью использования методов и приёмов, способствующих его развитию.

Опыт направлен на решение данной проблемы в условиях организации образовательного процесса по содержанию образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

  1. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для развития логического мышления дошкольников посредством элементов ТРИЗ-технологии.

  1. Длительность работы над опытом

Вся работа над опытом была разделена на три этапа:

I этап – аналитико-диагностический (2017-2018г.г.): изучались и анализировались психолог-педагогические источники по выбранной проблеме; определялись критерии и показатели уровня развития логического мышления у старших дошкольников; была проведена диагностика по определению уровняразвития логического мышления у старших дошкольников (Приложение №2).

II этап – практический (2018-2019г.г.), была проведена работа по организации системной работы по выбранному направлению, проведение организованной образовательной деятельности (с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-этетическое развитие», «Физическое развитие»), индивидуальные работы с детьми, консультации с родителями, создание предметно-развивающей среды, способствующей повышению уровня развития логического мышления у старших дошкольников.

III этап – аналитико-обобщающий (2019-2020г.г.): проведение итогового мониторинга.

  1. Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой работы по развитию логического мышления дошкольников посредством элементов ТРИЗ-технологии в рамках образовательной области «Познавательное развитие». Работа над развитием логического мышления у детей реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие», так же в процессе коммуникативной деятельности, в режимных моментах, в процессе организованной образовательной деятельности.Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития творческого потенциала  дошкольников.        

  1. Теоретическая база опыта

В «Большом психологическом словаре» под редакцией Б.Г. Мещерякова «Мышление» характеризуется как психический процесс отражения действительности, являющийся высшей формой творческой активности людей.[16]        

В словаре русского языка С.И. Ожегова дается определение «Развитие»: «Развитие процесс перехода одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему».[19]

С точки зрения лингвистической «Логическое мышление» - «вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия».[18]

По мнению психологов (Л.С. Выгоцкий, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев) «Дошкольный возраст» – это период активного психологического развития. Важной особенностью этого периода является то, что значимые перемены происходят во всех сферах развития ребёнка. Совершенствуются психические и психологические функции, возникают сложные личностные новообразования. [8]

В толковом словаре Щепетова Е.Г., Шмакова Б.В.  «Термины инновационной технологии проектирования, развития творческого воображения и соционики» «ТРИЗ-технология» – теория, основанная на материалистической диалектике и моделирующая процессы мышления в области решения изобретательских задач, которая предопределяет требования к методам поиска, исследования и решения проблем в области предмета ТРИЗ.

Особенности развития логического мышления детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных педагогов-психологов: С.Л. Рубинштейна, Л.Я. Береславский, А.В. Запорожца, П.В. Симонов,Л.С. Выготского, П.П. Блонского, П.Я Гальперина, В.В. Давыдова, Е.А. Вяхирева, А.И. Мещерякова, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, А.В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтесори и др.

По мнению С.Л Рубинштейна, задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений. «…Всякое мышление совершается в обобщениях». [21]

П.П. Блонский подчёркивал: «Мышление – та функция, интенсивнейшее развитие которой является одной из самых характерных особенностей детей». [6]

В работах Г.М. Ляминой, А.П. Усатовой, Е.А. Панько говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они могли бы сами обнаружить всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различия.[15]

Л.Я. Береславский считает, что интеллект ребёнка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он добьётся поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе. [5]

Условием возникновения и развития мышления ребёнка, по А.В. Запорожцу, является изменение видов и содержание детской деятельности. «…Овладение ребёнком практической и познавательной деятельностью играет существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно-логического мышления, но и мышления наглядно-образного характерного для детей дошкольного возраста». [13]

Психолог П.В. Симонов справедливо указывал, что если интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства. Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления. [22]

Л.С. Выготский один из первых высказал мысль о том, что интеллектуальная готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития мыслительных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления.[8]

С точки зрения Д. Б Эльконина осмысление информации заключается в преломлении нового материала через призму собственного опыта. Поэтому именно от широты опыта зависит сама возможность перехода на ступень высших операций мышления, то есть чем большее количество связей приходится преобразовывать, тем больше возможностей для данного перехода. [24]

З. А. Зак в своих работах отмечал, что более сложная и развитая ранняя форма мыслительной деятельности приводит к появлению у ребенка образного мышления, которое активно развиваются именно дошкольном возрасте. Самые простые его проявления наблюдаются уже в раннем дошкольном возрасте, но те задачи, которые способен решить малыш в плане образов и предоставлений, чаще всего крайне примитивны. В более старшем возрасте дошкольнику приходится разрешать задачи, которые требуют умение видеть взаимосвязи между различными явлениями и свойствами. [11]

Как показано Н. Н. Поддъяковым, возраст от 4 до 6 лет является периодом появления и развития умений и навыков, которые помогают детям осознавать законы существования внешней среды, дают возможность анализировать свойства объектов, понимать каким образом их можно преобразовывать и изменять. Данный уровень развития – наглядно-действенное мышление – готовит сознание ребенка к дальнейшему развитию, при этом помогает дошкольнику копить факты, сведения об окружающейдействительности, создает базу для формирования понятий и представлений, и является основой для развития абстрактного и логического мышление.

Делая вывод из вышесказанного, мы отмечаем, что логическое мышление развивается в две стадии. Первая стадия начинается с 5 лет, и характеризуется переходом одной внутренней позиции в другую, который может происходить как естественным образом, так и с использованием сторонней помощи. На второй стадии этот процесс происходит самостоятельно.[20]

С.И. Гин подчеркивает, что логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления как высшей психической функции.[9]

Формированию мыслительных операций и развитию логического мышления дошкольников может способствовать использование элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), автором которой является Г.С. Альтшуллер. [1] «…Теория решения изобретательских задач призвана формировать изобретательское мышление – это системное мышление, которое выявляет и разрешает противоречия, лежащие в глубине сложной проблемы (изобретательской задачи)».

В основу ТРИЗ-технологии вошло утверждение, что все системы возникают в силу объективных законов, путём преодоления противоречий. Н.М. Амосов отмечал, что правильно поставленная работа с дошкольниками может существенно повысить интеллектуальный потенциал целого народа. [3]

Таким образом, использование элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками, помогает увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерность развития.

Работа по развитию логического мышления дошкольников посредством элементов ТРИЗ-технологии пронизывает все виды детской деятельности (образовательная, самостоятельные и совместные игры, режимные моменты). Занятия и игры можно планировать в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Технология ТРИЗ тем и хороша, что можно применять в работе только её элементы. Принцип проведения – от простого к сложному.

  1. Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании системы применения игровых методов и приёмов ТРИЗ-технологии, направленных на развитие логического мышления детей дошкольного возраста.

  1. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Материалы опыта могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях с обучающимися старшего дошкольного возраста, независимо от определённого учебно-методического комплекта, в организованной образовательной деятельности.

Раздел II

Технология описания опыта

2.1 Постановка целей и задач

Целью педагогической деятельности в данном направлении является развитие активности мыслительных процессов, творчества, любознательности, развитие речевых конструкций посредством элементов ТРИЗ-технологии.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • Создать условия, стимулирующие практическую, игровую и познавательную деятельность дошкольников при формировании и развитии логического мышления.
  • Раскрыть роль ТРИЗ-технологии в формировании логического мышления детей дошкольного возраста.
  • Разработать комплекс педагогических методов и приёмов, повышающих эффективность развития логического мышления дошкольников.
  • Разработать систему использования игр ТРИЗ-технологии, развивающих логическое мышление старших дошкольников.
  • Разработать систему работы с родителями по развитию логического мышления с использованием элементов технологии ТРИЗ для дошкольников.
  • Выявить эффективность системы работы.

2.2 Организация учебно-воспитательного процесса

Организация учебно-воспитательного процесса основана на развитии логического мышления дошкольников посредством элементов ТРИЗ-технологии. Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игра. Исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют, что игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому она столь актуальна как средство и метод всесторонней воспитательно-образовательной работы, и в первую очередь в целях осуществления его умственного развитияРазвитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к обучению: ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к усвоению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Именно в игре и реализована технология ТРИЗ – одна из современных педагогических технологий, адаптированных к дошкольному детству. Играя, ребёнок развивается, учится создавать что-то уникально новое, а не действовать по шаблону.

Методы ТРИЗ-технологии имеют мало общего с классической педагогикой. Во-первых, здесь нет оценок и единственно правильного ответа: дети должны рассуждать, размышлять, искать противоречия и необычные признаки в условиях задачи. Во-вторых, для того, чтобы приступить к основам ТРИЗ-технологии, ребёнок совсем не обязательно должен уметь читать, писать и считать: заниматься с ребенком можно с того момента, как он становится способен отличить игру от реальности.

Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями.

В нашем современном мире, все стремительно меняется и развивается. У детей с первого класса сложная программа, которая ориентирована на логическое мышление ребенка. Обучение детей способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры способствует дальнейшему развитию их умственной деятельности, способности планировать ход поисков. Главная задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.

Логическое мышление – это одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка. Развитие его ума, формирование занимательных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое. Развитие логического мышления происходит постепенно. Логическое мышление не даётся нам с рождения, ему можно только научиться.

Зачем ребёнку нужна логика? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. Формированию и развитию логического мышления дошкольников может способствовать использование элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Она призвана формировать изобретательское мышление (системное мышление), которое, в свою очередь, выявляет и разрешает противоречия, лежащие в глубине сложной проблемы (изобретательской задачи). Технология ТИРЗ идёт от ребёнка – пусть гением будет ребёнок, лишённый стереотипов в своём понимании мира. Важно научить ребёнка так анализировать объекты, чтобы он мог самостоятельно устанавливать систему ориентиров, необходимых для правильного выполнения задания по данному кругу явлений.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество игровых приемов, которые хорошо себя зарекомендовали:

  1. Метод «Мозгового штурма».
  2. Метод проб и ошибок.
  3. Метод противоречий
  4. Метод «Синектика».
  5. Метод фокальных объектов.
  6. Метод маленьких человечков.
  7. Системный оператор.
  8. Морфологический анализ.

Все перечисленные методы реализуются поэтапно, в зависимости от степени подготовленности детей:

1 этап – педагог сам рассказывает и показывает, что делает (с помощью Игрушки-помощницы);

2 этап – действия взрослого дополняются детьми;

3 этап – сами дети производят действия или создают ситуации, а педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей;

4 этап – ребёнок самостоятельно выполняет действия по проблеме или ситуации.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовую информацию, а учит ее находить.  ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Используя в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:

  1. Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
  2. Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
  3. Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
  4. Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
  5. Принцип деятельности — в любое творческое    задание нужно включать практическую деятельность.
  6. Принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость  воспитания ребёнка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учёт возрастного и индивидуального подходов.

Развитие логического мышления дошкольников процесс длительный и сложный. Положительный результат достигается только системной работой (организованная образовательная деятельность, игры, наблюдения, практическая деятельность и совместная деятельность с родителями).

2.3 Описание содержания обучения

В дошкольном возрасте развитие логического мышления (познавательных интересов) ребёнка идёт по двум направлениям:

  • Постепенное обогащение опыта ребёнка, насыщение этого опыта новыми знаниями в различных областях. Это стимулирует познавательную активность дошкольника. (Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов).
  • Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию логики, любознательности, мыслительных операций и укреплению интереса к полученным знаниям. В игре заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.               Среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальными являются развивающие игры по технологии ТРИЗ, так как они наиболее соответствуют ведущей деятельности дошкольного возраста, а также предполагают гибкость и вариативность их применения.

Работа по развитию логического мышления дошкольников старшего дошкольного возраста проводилась поэтапно «от простого к сложному».

Исходя из приоритетности в становлении логического мышления дошкольников, можно выделить следующие этапы применения игр с элементами ТРИЗ в процессе формирования логического мышления у старших дошкольников.

1 этап – включает в себя серию игр, направленных на выделение разнообразных свойств, качеств, функций объектов; игры, развивающие операции анализа и синтеза. Дети учились выделять разнообразные свойства, признаки, функции объекта, подбирать объект к заданной характеристике, находить у объекта многообразие свойств; учились описывать объект, называя все его признаки. Проводились игры: «Угадай-ка», «Да-нет», «Цепочка», «Что умеет делать?», «Хвастуны», «Что может быть таким?», «назови части».

2 этап – серия игр, способствующих развитию операций сравнения и обобщения объектов по существенным признакам. На этом этапе использовался материал, развивающий способность к выделению признаков объектов и сравнению их по существенным признакам, нахождению сходства  и отличия, формирующий способность к абстрагированию, сравнению, объединению ряда объектов на основе сходства функций, нахождение одного общего свойства у множества объектов. Игры: «По домам», «Мои друзья», «Поможем белочке», «Рассели фигуры», «Теремок».

3 этап – серия игр на классификацию и сериацию. На этом этапе дети учатся определять основные классификации группы объектов, учатся составлять классификационную группу предметов, объектов и основание классификации, учатся определять основные классификации, определять по объекту классификационную группу и пополнять группу другими объектами, делить множество объектов на классификационные группы, находить объекты не принадлежащие данной классификационной группе, определять минимум два основания для классификации, составлять классификационные группы. Детям предлагались игры: «Кто заблудился?», «Что в круге?», «Я знаю пять…», «Я еду в путешествие и беру с собой…», «Выбери нужное», «Что лишнее?», «Чем похожи и чем отличаются?», игры на кругах Луллия.

Хорошо зарекомендовали себя в работе с дошкольниками игры-головоломки, которые используются, как на занятиях, так и в свободной деятельности. Они развивают сообразительность, самостоятельность мышления, творческую инициативу. ТРИЗ-технология предлагает множество игр, направленных на развитие логического обобщения, процесс мыслительного объединения в одну группу предметов и явлений по их сходным свойствам. ТРИЗ-игры учат детей обобщать предметы, находить их существенные признаки, самостоятельно выделять признаки.

Таким образом, содержанием работы по развитию логического мышления дошкольников посредством элементов (игр) ТРИЗ-технологии является следующее:

  • Анализ и синтез: выделение разнообразных признаков объектов по форме, цвету, размеру, влажности, составным элементам; оперирование самим понятием «признак»; выделение части из целого, установление связи между ними; соединение в единое целое части предмета.
  • Сравнение: мысленное установление признаков сходства и различия предметов по существенным признакам.
  • Ограничение: выделение одного или нескольких предметов из группы по определённым признакам.
  • Обобщение: объединение предметов в группу по их свойствам.
  • Систематизация: выявление закономерности.
  • Классификация: распределение предметов по группам по их существенным признакам.
  • Умозаключения: умение при помощи суждений делать умозаключения.

Проведённая работа стала основой комплекса, направленного на формирование сложных мыслительных операций: умозаключения, суждения. И дала положительный результат. Дети стали более самостоятельными, инициативными, уверенными в своих силах. Кроме этого, активизировалось диалоговое общение, расширился опыт познания.

Одним из существенных факторов повышения результативности работы педагога является включение в неё родителей. В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребёнка. Поэтому, параллельно в работе с детьми осуществлялась тесная связь с родителями. Основная цель взаимодействия с семьёй по вопросам познавательных интересов ребёнка – это объединение усилий взрослых для обеспечения успешного умственного развития каждого ребёнка.

Чтобы сделать работу с семьёй более интересной и эффективной использовались следующие формы работы с родителями:

  • Анкетирование родителей.
  • Проведение Совета родителей.
  • Консультации.
  • Педагогические беседы.
  • Открытые показы организованной образовательной деятельности.
  • Совместные праздники (развлечения).
  • Проектная деятельность.
  • Подбор методической литературы в помощь родителям.

Таким образом, в результате работы была сформирована система обучения, обеспечивающая высокую эффективность для развития логического мышления дошкольников путём применения различных методов и приёмов ТРИЗ-технологии. И способствовало развитию мышления, логики любознательности, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

IIIРаздел

Результативность опыта

Целенаправленная система работы по развитию логического мышления дошкольников посредством элементов ТРИЗ-технологии способствует общему развитию старших дошкольников, формирует их личностные качества.

Критерием результативности опыта является изменение уровня развития логического мышления старших дошкольников посредством элементов ТРИЗ-технологии. Для оценки деятельности по выявлению уровня развития логического мышления применялась диагностика по методике Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой.(Приложение № 2), в ходе которой определяется уровень знаний детей и устанавливается личностный компонент. При этом учитывается активное участие детей в различных видах практической деятельности.    

В ходе проведения диагностирования были получены следующие результаты: высокий уровень составил 25%, средний -50% и низкий-25%.

Результаты диагностики

Результаты, представленные в диаграмме, свидетельствуют о позитивной динамике развития логического мышления дошкольников. Очевидно, что вовлечение дошкольников в игровую деятельность способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества, а главное, способствует развитию логического мышления.

На основании диагностики можно сделать вывод, что за прошедший период с 2017г. по 2020г. на 10% вырос высокий уровень развития логического мышления дошкольников, на 5% - средний уровень и на 15% снизился низкий уровень развития.

Полученные результаты подтверждают положительные изменения использования технологии ТРИЗ с дошкольниками, Методы данной технологии позволяют успешно решать задачи интеллектуального развития дошкольников, предоставляют ребёнку возможности самостоятельно проявлять инициативу и творчество.

Библиографический список

  1. Альтшуллер, Г.С.Теория решения изобретательских задач как основа развития творческого мышления учащихся. Новые ценности образования: ТИРЗ-педагогика/Г.С. Альтшуллер//Новосибирск: Наука, 1991. – 225 с.
  2. Альтшуллер, Г.С., Верткин, И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности/Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин//Минск: «Беларусь», 1994. – 269 с.
  3.  Амосов, Н.М. Алгоритмы разума/Н.М. Амосов.– Киев: НАУКОВА ДУМКА. 1979.– 225 с.
  4.  Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов/ О. С. Ахманова. – М.: Энциклопедия, 1966. – 608 с.
  5.  Береславский, Л.Я. Современные игровые методики развития интеллекта/Л.Я. Береславский. – Издательство: Школьная пресса, 2010. – 80 с.
  6. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Память и мышление/П.П. Блонский. – Т.2. – М., 1979. –  341с.
  7.  Большой психологический словарь/ Под.ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
  8.  Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский.– М.: Педагогика, 1983. – 340 с.
  9. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений / С.И. Гин. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112 с.
  10. Гин, А.А. Да и Нет не говорите. Педагогика +ТРИЗ/А.А. Гин.  – М: ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», вып.2, 1997. – 192 с.
  11. Зак, А.З. развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет/А.З. Зак. – Издательство: Новая школа, 1996.– 288 с.
  12. Замбацявичене, Э. Ф . К разработке стандартизованной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей/ Э.Ф.Замбацявичене // Дефектология. – 1984. № 1. – с. 28-34.
  13.  Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. Психическое развитие ребёнка/А.В. Запорожец; под.ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – Москва «Педагогика». – Т.1, 1986. – 318 с.
  14.  Корзун, А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками/А.В. Корзун. –  Издательство: Мн.: Университетское, 2000. – 87 с.
  15. Лямина, Г.М. Развитие познавательных способностей дошкольников/Г.М. Лямина. – Издательство: «Мозаика-Синтез». 2005.–214 с.
  16.  Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь: АСТ/Б.Г. Мещеряков. – АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб, 2008. – 92 с.
  17. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под.ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Москва, Мозаика- Синтез, 2013. – 334 с.
  18.  Ожегов, С. И.,  Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
  19.  Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. б– 24-е изд., испр.б– М.: ООО Издательство "Мир и образование", 2005. – 1200с.
  20. Поддъяков. Н.Н. Мышление дошкольника/Н.Н. Поддъяков. –Издательство: Педагогика, 1977. – 272 с.
  21.  Рубинштейн, Л. С. Основы общей психологии/ Л. С. Рубинштейн. – СПб.: ПитерКом, 1998. – 688 с.
  22.  Симонов, П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций/П.В. Симонов. – Издательство: Наука, 1970. – 144 с.
  23. Учимся системно думать. Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников/Т. Н.Адриянова[и др.]; под ред. Т. А. Сидорчук. – Ульяновск, 2001. – 52 с.
  24. Эльконин, Д.Б. Психология игры/Д.Б. Эльконин.– М.: Педагогика, 1978.– 212 с.

Приложения

1. Приложение №1  Анкетирование родителей «Развитие логического мышления у дошкольников»

2. Приложение №2 Методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой, с целью исследования уровня развития логического мышления.

3. Приложение №3 Перспективный план по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

4. Приложение №4 Картотека игр и познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологии.

5. Приложение №5 Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

Нетеча Елена Васильевна

Приложение №1  

Анкетирование родителей

«Развитие логического мышления у дошкольников»

Уважаемые родители, с целью создания условий для всестороннего развития личности воспитанников, мы проводим анализ работы по развитию у детей логического мышления.. Нам очень важно Ваше мнение по данному вопросу.  Просим Вас ответить на следующие вопросы.

  1. Знаете ли Вы, что такое «логическое мышление»?_____________________
  2. Считаете ли Вы, что развитие логических операций необходимо у детей дошкольного возраста?__________________________________________
  3. Развиваете ли Вы логику мышления у своего ребёнка (умение анализировать, обобщать, сравнивать предметы и явления)?__________________________
  4. Умеет ли Ваш ребёнок сравнивать предметы, находить общие признаки и различия?______________________________________________________
  5. Возможно ли развивать логическое мышление у детей в игровой деятельности?___________________________________________________
  6. Играете ли Вы с ребёнком в игры по развитию логического мышления (анализ, сравнение, синтез, обобщение)? _____________________________
  7. Покупаете ли Вы игры и игрушки по развитию логического мышления у ребёнка?_______________________________________________________
  8. Возможно ли развивать мышление детей на занятиях математикой?________
  9. Считаете ли Вы, что развитием мыслительных операций должны заниматься педагоги детского сада?____________________________________________
  10. Считаете ли Вы, что развитием логического мышления  должны заниматься родители?______________________________________________________

Благодарим  за сотрудничество!

Итоги анкетирования родителей «Развитие логического мышления у дошкольников».

Интерпретация:

ответы «да» оцениваются в 2 балла,  ответы «частично (иногда)» -1 балл,  «нет» - 0 баллов

Если количество баллов больше 13 баллов – родители отмечают важность развития логического мышления, стимулируют мыслительную активность детей, опираясь на мыслительные операции. Обеспечивают подбор математических игр и других игр  по развитию логического мышления  ребёнка, как анализ, синтез, абстракция, конкретизация, обобщение.

От 5 до 13 баллов – родители понимают важность стимулирования развития логического мышления  ребёнка, но недостаточно уделяют внимания организации логических игр и развивающих игр. Приоритет в формировании логического мышления  у дошкольников отдают педагогам детского сада.

Менее 5 баллов – родители не имеют представление о теме анкетирования, не считают важным развитие логического мышления у ребёнка. Не уделяют достаточного внимания организации игр по развитию логического мышления для обучения ребёнка умению сравнивать, обобщать, анализировать предметы и явления.



Предварительный просмотр:

Нетеча Елена Васильевна

Приложение №2  

Методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой, с целью исследования уровня развития логического мышления.

Методика «НЕЛЕПИЦЫ»

Цель: определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Проведение методики:

Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: « Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано. То укажи на это и объясни, почему этот не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть

Методика «ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления.

Проведение методики:

Ребенку показывают картинку и просят внимательно посмотреть на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время - 2мин - ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.

Методика «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»

Цель: Определить уровень сформированности сравнения, как операции логического мышления.

Ребенку показывают 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (15 отличий). За время 3мин ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.

Методика « ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»

Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.

Проведение методики:

В данной методике предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»

Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.

Выполнение детьми предложенных заданий оценивалось по десятибалльной системе, где:

8-10 -высокий уровень:

Анализ:За отведенное время (3мин) ребенок заметил все 7 нелепиц и успел объяснить 5-7 нелепиц, как должно быть на самом деле.

Синтез:За отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, назвав 6-10 признаков.

Сравнение:За отведенное время (3 мин) нашел 12-15 отличий, назвал и показал.

Обобщение:Ребенок решил поставленную задачу за время от 1 до 1,5 мин, назвав лишний предмет на всех картинках и правильно объяснив, почему он и являются лишними.

Классификация:Ребенок выделил все группы фигур за время до2,5 мин.

5-7 - средний уровень:

Анализ:Ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 4-6 нелепиц не успел объяснить и сказать как должно быть на самом деле

Синтез:Ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 1-5 признаков, подтверждающих его мнение.

Сравнение:За отведенное время нашел 8-10 отличий.

Обобщение:Ребенок справился с задачей от 1,5 до 2,5 мин.

Классификация:Ребенок выделил 7-9 групп фигур за время от 2,5 до 3 мин.

0-4 - низкий уровень:

Анализ:За отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 нелепиц, не объяснив ни одной.

Синтез:Ребенок правильно определил времена года меньше, чем на 3-х картинках и не назвал ни одного признака.

Сравнение:За отведенное время нашел меньше, чем 8 отличий

Обобщение:Ребенок решил задачу за время более 3 мин, или вовсе не справился

Классификация:За время 3 мин выделил меньше чем 5 групп фигур.



Предварительный просмотр:

Нетеча Елена Васильевна

Приложение 3

Перспективный план

по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Месяц

Задачи обучения

Логические игры

Задачи, упражнения

Сентябрь

Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

«Пир на весь мир», «Джунгли», «Угадай-ка», «Морские обитатели», «Подарок для друга», «Моё-не моё», «Зеркало», «Аптека», «Что можно сказать о предмете, если там есть…»

«Хвастуны», игры на кругах Луллия.

Октябрь

Формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности, воображения, любознательности и познавательной мотивации. Развитие мелкой моторики. Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности.

 «Приглашаем в теремок», «Шаровая молния», «Магазин», «Пароход», «Почта»;

 «Знакомство», «Угадай на ощупь», «Четвертый лишний». Выкладывание узора по карточке.

Ноябрь

Развитие представлений о видах искусства, реализация самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности, развитие речевого творчества, восприятия, мышления, сенсорных навыков, расширение кругозора.

«Три котёнка», «За окном», «Дудочка и кувшинчик», «Пастушок», «Бабочки», «Гномы и великаны»,  «Разложи предметы», «Летает – не летает», «Будь внимательным».

Декабрь

Обогащение активного словаря, формирование грамматически правильного строя речи; развитие фантазии; развитие коммуникативных навыков; развитие конструктивной деятельности.

 «Аукцион», «Колобок», «Я -змея», «Назови части», «Для чего ещё», «Небоскреб», «Что может быть таким?», «Что перепутал художник», игры на кругах Луллия.

Январь

Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, развитие крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

 «Спрятанная игрушка», «Сборщики», «Ручеек», «Карусель», «Тише, мыши»,

Выкладывание узора по картинкам.

Февраль

Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

 «В мире фигур», «Рассели фигуры», «Каких фигур недостаёт?», «Теремок», «На лугу», «Капризная принцесса», «Королевство кривых зеркал», «Кормушка для птиц», игры на кругах Луллия.

Март

Формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности, воображения, любознательности и познавательной мотивации. Развитие мелкой моторики. Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности.

 «Костерок», «Настроение», «Поможем лягушке», «Кафе», «Путешествие по городам», «Мой подарок», «Собери бусы», «Подбери обувь», игры на кругах Луллия.

Выкладывание узора по карточке.

Апрель

Развитие представлений о видах искусства, реализация самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности, развитие речевого творчества, восприятия, мышления, сенсорных навыков, расширение кругозора.

«Назови и объясни», Логические задачи «Овощи-фрукты», «Посади дерево», «Чересчур», «Посылки».

Выкладывание узора по картинкам.

Май

Обогащение активного словаря, формирование грамматически правильного строя речи; развитие фантазии; развитие коммуникативных навыков; развитие конструктивной деятельности.

 «Красная шапочка», «Экскурсия в музей», «Путаница», «Волшебники», «Что перепутал художник»,«Шифровка», «Что в круге?», «Я знаю пять…», «Что лишнее?», «Чем похожи, чем отличаются?», «Выбери нужное»,  игры на кругах Луллия.



Предварительный просмотр:

Нетеча Елена Васильевна

Приложение 4

Картотека игр и познавательных упражнений

 с использованием ТРИЗ технологии.

Первый этап работы.

Дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме.

 Они  учатся:

  • находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают,
  • знакомятся с проблемой многофункционального использования объекта,
  • проводится исследование объекта: что- то в нем хорошо, а что- то плохо,  что-то вредное, что- то мешает, а что- то нужно.
  • в условиях коррекционной группы на этом этапе вводится относительный режим ограничения речевой активности: дети отвечают либо одним словом, либо словосочетанием, можно использовать в игре знаки-символы.

Название игры.Цель.

Действие воспитателя.

Действия детей.

«Да- нет-ки» или «Угадай, чтозагадали» 

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза;  развитие слухового внимания и памяти 

1-й вариант игры. Задаёт вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?)

2-й вариант. Задаёт вопросы. В этом слове есть звук П? (нет) – убираются картинки, на которых слова со звуком П. В этом слове последний звук А? (да) – оставляются слова, в которых последний А.

3-й вариант. Задаёт вопросы: «Это звук гласный? Звонкий? Мягкий? И т.д. По ходу ответов, не соответствующие характеристике звука буквы вычёркиваются, чтобы не повторялись вопросы.

1-й вариант игры. Загадывают слово (картинку). Например, слон. Отвечают только “ да” или “нет”, пока воспитатель не угадает задуманное.

2-й вариант: Отгадывают задуманное слово (из предложенных слов).  

3-й вариант: Отгадывание звука, буквы. На доске записываются буквы и снизу обозначаются символами (красный, синий, зелёный кружок). Может быть загадан звук в одном слове.

"Хорошо-плохо"

Совершенствовать умения выделять противоречия в предметах.

Называет положительные и отрицательные качества объекта. Пример: “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.).

Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.

Поднимают пиктограммы весёлого или грустного человечка .

“Наоборот” или “перевертыши” 

(проводится с мячом).

Активизировать использование антонимов в речи, развивать мышление детей, обучать навыкам групповой работы.

Бросает мяч ребенку и называет слово. Словарь для детей 4-5 лет: черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т.д. Словарь для детей 6-7 лет: сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый; сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой – прямой.щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий – густой; талантливый – бездарный; лохматый – расчесанный; упрямый – покорный; съедобный – ядовитый.

Отвечают словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч.

«Найди часть предмета»

"Найди предмет по его части"(Кольца Луллия) учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

1-й вариантНайти картинку "МАШИНА".

Картинки соответствуют лексическим темам: посуда, деревья, фрукты, мебель, цветы.

2-й вариант. Игра наоборот.

Найти предмет "КОЛЕСО"

Ребенок находит часть этого объекта: - КОЛЕСО, место расположения - ДОРОГА.

Ребёнок находит картинку МАШИНА

«Рассказ в слово»

формирование фонематических процессов, закрепление образа буквы; развитие воображения.

Педагог (а затем это могут делать и дети) предлагает послушать рассказ и записать первые буквы слов, которые он произнесёт громко (тихо, нараспев и т.п.) Например:

Ослик встретил Собачку. И угостил её Арбузом. (ОСА)

Выкладывают отгаданное слово из букв.

«Дорисуй картинку» 

 учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части.

Рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать предмет. «Я начну рисовать, а ты дорисуй».Например: Можно предложить из букв, цифр, геометрических фигур дорисовать какой-нибудь предмет.

Дорисовывает предмет.

«Четвертый лишний» 

научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.

На карточке – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.

Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ?  .

А теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ?

 Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ?  

Лишнее – яблоко.  ПОЧЕМУ?  Примечание:  сравнение по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет, количеству букв и т.д.

помидор – овощ,  а все остальные фрукты

банан – продолговатый, а остальные круглые  

его можно разделить на дольки без ножа

яблоко хрустит, когда его откусывают.

"Обгонялки" 

учить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.

Раздаёт картинки объектов (жук, лягушка, корова, кошка, лейка....)

Называют функции этого предмета, но не глаголом, а существительным.

(жужжалка, прыгалка, мычалка, мяукалка, поливалка...)

Усложнение: дети сами задумывают себе образ и его функции.

«Что умеет делать?» 

 учить выделять функцию объекта, закреплять употребление в речи слов-действий.

Ведущий называет объект,

 Например: Ведущий : - Ромашка.

 Ведущий: - Занавеска.

Определяют, что умеет делать он или что делают с помощью Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить.

Дети: - затемняет, пачкается, может стираться.

«Путаница»

 учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.

Ребята, однажды Незнайка перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное.

Летит колючий крокодил.

Висит зеленая собака. 

Самолет ползет по рельсам.

Мальчик ест скакалку.

Летит воздушный диван.

Рычит лохматый слон.

Находят лишнее слово в предложении, убирают его, а на его место поставляют другое.

Летит колючий снег.

Висит зеленая слива.

Поезд ползет по рельсам.

Мальчик ест конфету.

Летит воздушный шар.

Рычит лохматый пес.

«Найди друзей» 

 учить определять разные места обитания объекта и искать объекты, выполняющие те же самые функции

Воспитатель называет объект, выделяя функцию.

Например: Ведущий: Машинка перевозит груз.

Говорят, кто (что) выполняет эту же функцию.

Дети: Перевозит груз пароход, слон...

«Кем был раньше?» "Кто кем будет?" 

закреплять знания о прошлом и будущем предметов

кем (чем ) был...... цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком) сильный (слабым).

кем (чем ) будет … яйцо, кирпичи т.д.

Подбирают соответствующие картинки, называют прошлое и будущее предмета.

«Гирлянда»

Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

Ведущий предлагает стартовое слово.

Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах , действиях этого предмета.

- Лягушка какая?

Зеленая кто (что)?

- Трава что делает?

- Растет что (кто)?

- Ребенок какой?

- Веселый кто бывает? -

Клоун что делает? (

И т.д.

Ребенок отвечает: - Зеленая.

Ребенок отвечает: - Трава.

-(растет)

-(ребенок)

-(веселый)

-(клоун)

- смеется)

  «Один – много»

 содействовать нахождению  в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много»

Вопросы:

 сколько у меня расчесок?

-Чего в расческе много?

Аналогично:

коробка  -  стол

книга - дерево

ковёр - дом

клубок - цветок

Ответы:

(одна).

(зубчиков)

«Из чего мы сделаны?»

упражнять в выделении свойств предметов окружающего мира.

Выставляет материал (металл, древесина, пластик, железо).

Подбирают объекты, состоящие из этого материала.

«Мир вокруг нас»

Совершенствовать умения детей классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные

Ведущий предлагает определить мир, в котором мы живем по цвету (многоцветный), размеру (огромный), по составляющим (много всего), по форме (круглый). Педагог на доске рисует круг «модель мира», делит его на две части: природная и рукотворная. Ведущий показывает картинки объектов.

Дети определяют, в какую часть круга их надо сложить.

Например:

Ромашка– в природную часть, т.к. цветок сам растет, пьет воду, дышит.

Утюг – в рукотворную часть, т.к. его делает человек.

Камень – в природную часть. Т.к. и земля и воздух, и вода – часть природной системы.

Второй этап работы.

Детям предлагаются игры с противоречиями.

Они учатся:

  • находить ответы с помощью алгоритма,
  • изобретать предметы с новыми свойствами и качествами.
  • на этом этапе коррекционной работы дети пользуются в своих ответах более сложными образцами речи: развёрнутой фразой, вариантами фраз, короткими рассказами; игры познавательного характера принимают более сложный вариант.

Название игры. Цель.

Действия воспитателя.

Действия детей.

«Помоги Золушке»

Совершенствовать приёмы типового фантазирования.

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.

«Числовая да-нет- ка» - обучать мыслительному действию, работать с  недостатком данных.

На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.

Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20), а вы должны отгадать его.

Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5? Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:- Это больше 3? Меньше3? Снова делят часть: - Это крайняя цифра? Первая? В середине?

«Волшебные очки».

 формировать умение подбирать слова на звук; упражнять в согласовании с прилагательным.

Предлагает выбрать очки разного цвета (зелёные, синие, красные, жёлтые)  и разной формы (круглые, квадратные, овальные, прямоугольные)

Одевают очки разного цвета (формы), и называют слова на изучаемый звук с использованием данного цвета (формы). Например: [с] и зелёные очки – зелёные санки, зелёное солнце, зелёная собака.… Далее можно обсудить с детьми получившиеся варианты – зелёная собака - когда это может быть? – игрушка или собака испачкалась зелёной краской и т.д.

«Логический поезд» 

развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами.

Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики – картинки тоже будут скрепляться по смыслу.

1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка).

2 ребенок берет картинку , связанную по смыслу с первой картинкой и говорит почему . (Беру тарелку, т.к. ложка и тарелка – посуда).

Следующий ребенок берет вазу, т.к. ваза и тарелка сделаны из стекла.

Следующий ребенок берет поливальную машину, т.к. в вазе и поливальной машине бывает вода; и т.д.

 «Что можно сказать о предмете, если там есть…»

Установление подсистемных связей объектов.

Ведущий называет части объекта или предмета.

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?

Называет, что это за объект и даёт ему характеристику.

Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.

Дети: Кошка, котенок.

Пространственная «да – нет ка»

(с игрушками, геометрическими формами) - обучение мыслительному действию, умению задавать вопросы по назначению.

Линейная: с игрушками, геометрическими формами.

На стол выставляется 5(10,20) игрушек.

Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).

Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.

Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.

Дети делят лист по горизонтали:

- Это ближе (дальше) от меня?

Это слева (справа) от телевизора?

Это в верхней половине? (нижней половине?)

Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.

Это справа (слева) от середины?

«Изобретатели»

Развивать мыслительную деятельность способом разрешения противоречий.

“Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”

На черного зайца легче охотиться лисе . . .Особенно его хорошо видно на снегу . . .

Теперь ему только под землей надо жить . . .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)

« Что в чем?»

совершенствовать умение  детей по определению подсистемы  выстраивать систему.

- кнопка часть чего?  (звонка, куртки, листочка, баяна).

- листочек  (дерева, тетради, книги, календаря, папки).

- Лампочка  (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы).

- экран  (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма).

Дети называют не менее 5 систем.

«Я еду в деревню»

способствовать развитию познавательной активности детей,  определению назначения предметов, возможности их использования в окружающем мире.

Подбирает набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз. Совместно с детьми определяет направление путешествия (в деревню, на море, на Северный полюс...)

Ребёнок открывает картинку и объясняет, зачем ему нужен данный объект.

Третий этап работы.

Проводится работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок.

Они учатся:

  • искать выход из любой сложной ситуации.
  • самостоятельно составлять описательные и сюжетные рассказы,
  • строить сложные предложения с использованием сравнений, определений.
  • в играх закрепляется использование всех форм речи.

Название игры. Цель

Действия воспитателя

Действия детей.

«Теремок»

развивать словесно-логическое мышление,  совершенствовать умение сравнивать  системы.

Детям раздаются различные предметные картинки. Воспитатель выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть  только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

Дети:  Тук-тук. Кто в теремочке живет?

Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?

Дети:  А я волк, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха,  шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.

«Фантазия» 

развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Представьте себе, если на земле исчезнут все пуговицы. Чем их можно заменить?  - -все книги

- все спички

- ручки

- ластики.

(липучками, кнопками, крючками,  замками).

«Сказка о себе» 

снять скованность; развивать умение пользоваться имеющимися знаниями, совершенствовать навык связного высказывания.

Детям предлагается поставить себя на место какого-либо звука (слова) и рассказать о себе. Можно использовать алгоритм (схему-карточку) рассказа.

Рассказ может быть, например такой: «Я – звук А, я гласный, я могу баюкать малыша «аааааа», могу плакать «ааа», меня можно петь и тянуть. Я дружу с У. Мы похожи. Нас вместе можно петь: АУ

«Салат из сказок»
(Круги Луллия). Развивать творческое воображение.

1-й вариант Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка

2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д.; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т.д

Дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, вращая круги произвольно.

«Тучка»

упражнять детей в точном описании нужного объекта природного и рукотворного мира по его признакам, свойствам, качеству, местонахождению, происхождению, обитанию, характерным особенностям поведения, по повадкам, поступкам и по роду деятельности и т.д.

Ведущий (сначала взрослый, затем -ребёнок) стоит  в середине круга и говорит:
«Тучка в небе загрустила
И ребяток попросила:
«Поиграйте вы со мной,
очень скучно мне одной»

Дети: «Тучка, тучка, не зевай, а с кем хочешь, поиграй, расскажи нам, с каким объектом ты хочешь поиграть, какой он?»
Например: Мой объект холодный, на солнышке тает, на домах лежит, может лепиться.
Мой объект жидкий, из него делают масло, сметану, кефир.
Мой объект живет в Африке, у него длинная шея, пятнистый окрас, на голове рожки, ест листву.
Мой объект смелый, спасает людей, носит форму, управляет сложной техникой и т.д.

«Бином фантазии»

учить комбинировать слова, устанавливать связи, составлять предложения.

Метод- типового приёма фантазирования.

Выбирает два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением. Используя предлоги ( в, над, через, около, у …), падежи и союзы предлагает установить отношения между этими двумя объектами.

Например, подушка и котёнок.

Вопрос: Как это случилось?  

Подушка под котёнком.

Котёнок в подушке. Подушка, прыгающая через котёнка.

Дети придумывают ситуацию, рассказ.

«Путешествие в прошлое предмета»

 метод системного оператора.

Формировать способность рассматривать объект в его временном развитии, помочь  понять причину постоянных совершенствований, изобретений.

Предлагает исторические темы: “Путешествие в прошлое одежды”, “Посуда рассказывает о своем рождении”, “История карандаша”, "История электрической лампочки" и т.п.

Дети выкладывают на "реке времени" соответствующие картинки.

«Неумейка»
закреплять навыки детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.
 

Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию.

Например: «Я воробей, я не умею танцевать».

Ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию.

«А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы» и т.д.



Предварительный просмотр:

Нетеча Елена Васильевна

Приложение 5

МБДОУ «Ровеньский детский сад №3 комбинированного вида Белгородской области»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила:

Нетеча Елена Васильевна,

воспитатель старшей логопедической группы.

п. Ровеньки

2020 г.

Тема: «Домашние животные»

Цель: актуализация словаря детей по теме «Домашние животные».

Задачи: Закреплять представления о домашних животных.

Уточнять и расширять словарь по теме «Домашние животные».

Развивать мелкую моторику, зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение. Совершенствовать грамматический строй речи.

Следить за звукопроизношением детей.

Закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, работать в коллективе. Развивать любознательность, самостоятельность, мыслительные операции, логическое мышление, внимание, память.

Закреплять умение детей дифференцировать домашних и диких животных.

Оборудование:карточки с изображениями животных, мешочек с фигурками, плакат с изображением домашних животных, картинки с изображением домашних и диких животных, маски, презентация.

Ход ООД:

IОрганизационный момент:

Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть! Давайте улыбнёмся и скажем друг другу слова приветствия. (Добрый день, здравствуйте, доброе утро, приветствую вас и т. д)

Мы поприветствовали друг друга красивыми словами, а сейчас давайте вспомним слова о красивой речи.

Говорим всегда красиво,

Громко и неторопливо,

Ясно, чётко говорим,

Потому, что не спешим.

Посмотрю на ваши лица,

С кем здесь можно подружиться?

Я, Елена Васильевна, а ты кто?

Ответь ласково, как тебя зовут?

II Основная часть:

Воспитатель: Вот мы с вами и познакомились. Ребята, вы любите играть?

а) Настольная игра «Лото»

я вам предлагаю поиграть в настольную игру «Лото»

Перед вами лежит карточка с картинками, каждый из вас должен вытащить из мешка фигуру, поставить ее на соответствующее изображение и выполнить задание – отгадать загадку.

Понятны правила игры? Итак, начинаем.

Сяду рядом я на стульчик,

Вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей – погляжу.

(Ребенок достает фигурку и ставит ее на карточку с соответствующим изображением и отгадывает загадку)

1.С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком
Хвост колечком.
(Собака-собачка)

2. Груз везёт, сено жует,

Хвостом помахивает,

Гривой потряхивает.
И-го-го-го, и-го-го-го…
Поскачу я далеко.
(Лошадь-лошадка)


3. Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Любит сено, говорит она два слова,
Как зовут ее - …
(Корова-коровка)


4. По горам , по долам
Ходит шуба и кафтан.
(Овца-овечка)


5. В мягких тапочках ступает.
Схватит мышь и убегает
(Кошка-кошечка)

6. Чок – Чок, пятачок,
Сзади розовый крючок,
Посреди бочонок,
Голос тонок, звонок.
В луже я лежать люблю,
И еще кряхтеть: «Хрю-Хрю»
(Свинья-свинка)

7.Он рогат и бородат,

Строго смотрит на ребят.

Если кто озорничает –

Забодает, забодает, забодает! (Козел-козлик)

8. Он пушистый и глазастый,

Он ушастый и зубастый.

Травку кушает, морковку,

 Проявив свою сноровку –

В клетке сгрыз дощатыйполик.

И не зайчик он, а… (Кролик)

б) Беседа о домашних животных

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Все загадки отгадали.

- А как можно всех этих животных назвать одним словом? (Домашние.)

- А как выдумаете, почему этих животных называют домашними? (Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает)

- Верно. А как человек ухаживает за животными? (Человек кормит их, заботится о них и их потомстве, строит для них жилище, в котором им тепло и уютно).

- Почему этих всех животных можно назвать одним словом – животные? (Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост)

- Как вы думаете, всегда ли животные жили рядом с человеком?(Нет)

Давным-давно жил-был человек. Пришла однажды к нему кошка и говорит:

-Возьми  меня к себе жить.

-А что ты умеешь делать?

Ребята, как вы думаете, что рассказала про себя кошка?

(Ответы детей)

Подумал, подумал человек и разрешил кошке жить рядом с ним. Но однажды кошка привела в дом собаку, которая тоже хотела жить рядом с человеком.

- А что ты умеешь делать?- спрашивает человек.

 Как вы думаете, что рассказала про себя собака человеку?

(Ответы детей)

А что больше всего любит пить кошка?  (Молоко) А  молока-то у человека нет. Нашла кошка корову и привела к человеку. Что же интересного рассказала кошка человеку о корове?

(Ответы детей)

Куда должен поселить корову человек? (В коровник). А коровника нет, пришлось человеку его строить. Тяжёлые брёвна такает человек. Привела кошка коня. Как вы думаете, зачем?

(Ответы детей)

Пришла зима. Вышел человек на улицу, бело кругом, а на крыльце кто-то лежит.

Как у зайца длинное ухо.

Сам-комочек пуха.

Прыгает не очень ловко,

Оченьлюбит есть морковку.(Кролик)

Задумался человек,чем же ему может пригодиться кролик?  А  вы как думаете, ребята?

(Ответы детей)

Увидела кошка, что у человека нет валенок, и привела барана, овцу и ягнёнка. Зачем?

(Ответы детей)

Понравилось человеку жить вместе с животными, и однажды он сам привёл в дом козу, а зачем?

(Ответы детей)

Однажды видит человек –кто-то лежит в луже:

Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка.

А на ней щетинка.

Кто это? (Поросёнок)

И вот получился целый скотный двор, все по-разному голос подают. Я буду показывать животных, а вы изобразите их голоса.

Молочка налили мало!-
Кот мяукнул: …(Мяу-мяу)
Кошка  (мяукает)

Однажды соседке Овечке Барашек
Принёс в День рожденья букетик ромашек.
Овечка сказала:
— Спасибо тебе!
И скушав подарок, добавила:
— Бе-е-е-е.

Баран - овца (блеет)

Хватай вора за рукав!-
пес залаял:…(Гав-гав)
Собака  (лает)

Кто похлебку съел мою?-
Свинка хрюкает: …(Хрю-хрю)

Свинья  (Хрюкает)

Где теленок, не пойму?-

Замычит корова:…(Му-у-у)

Корова  (Мычит)

Мой хозяин далеко!-
Ржет лошадка:…(Иго-иго)

Лошадь  (Ржёт)

Дайте свежей травки мне!-

Блеет козочка:…(Мээ-мээ)

Коза (Мекает)

Стали называть этих животных – домашними. Почему?

Много животных развелось у человека, и стали ухаживать  за свиньями кто? (Свинарки) За телятами? (Телятницы)За коровами ?(Доярки) За конями? (Конюхи) А кто пасёт отару овец? (Чабан) А когда животные болеют, кто за ними ухаживает? (Ветеринар)

в) Игра «Узнай по описанию»

- Домашнее животное, у которого есть рога, хвост, вымя; дает молоко. (Корова)

- Домашнее животное, у которого четыре лапы, когти, мордочка с усами; ловит мышей. (Кошка)

- Домашнее животное, у которого четыре лапы, хвост колечком, морда; охраняет дом. (Собака)

- Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами; перевозит грузы и людей, питается сеном и травой. (Лошадь)

- Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами, хвост, рога, вымя, борода. (Коза)

- Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами; дает шерсть, мясо. (Овца)

- Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытцами, хвост крючком, нос – пятачком. (Свинья)

(на доску выставляются картинки с домашними животными)

г) Игра «Да-нет»

- Ребята, сегодня к нам пришел «загадочный» гость, почему «загадочный», потому что мы должны узнать – кто это. А чтобы отгадать, кто это, нужно как можно больше знать о нем… Давайте попробуем… (Дети задают вопросы по схеме, воспитатель отвечает «да» - «нет»).

- Это домашнее животное?

- У него ноги (лапы)?

- У него мордочка с усами?

- У него есть хвост?

- Оно охраняет дом?

- Оно ловит мышей? (Кошка)

- Верно, кошка. Придумайте кошке кличку. Расскажите, какая кошка? (Пушистая, серая, мягкая, ласковая и т.д.)

- Кошка приглашает нас немного потанцевать?

 Физкультминутка

(танец «Пяточка-носочек»)

д) Ориентировка в пространстве и на листе бумаги

- Сколько всего животных? (7)

- Кто находится в правом (левом) нижнем углу?

- Где находится кошка? и т. д.

е) игра «Фантазия»

- Ребята, я вас хочу спросить: А у вас дома есть домашнее животное? Давайте представим, что, вдруг, все домашние животные исчезли. Как изменилась бы наша жизнь? (Ответы детей)

- Поэтому нам необходимо любить, оберегать, ухаживать за своими питомцами.

- Давайте мы покормим наших питомцев и раздадим им корм… (Дети крепят к изображению животного корм, который они едят)

ж) личностная аналогия (эмпатия)

- Ребята, кошка Мурка приглашает наших зверюшек, вместе со своими детенышами, погулять. (Детям раздать маски).

- На полянкесветит яркое солнышко, поют птички, порхают бабочки… дует легкий ветерок (артикуляционная гимнастика), ветер усиливается… наконец ветер утих. Но что это, детеныши животных испугались и спрятались, их надо найти. Когда родители искали своих малышей, они кричали по-своему:

Корова мычала и нашла теленка…

Свинья хрюкала и нашла поросенка…

Кошка мяукала и нашла котенка…

Лошадь ржала и нашла жеребенка…

Собака лаяла и нашла щенка…

Коза мекала и нашла козленка…

Овца блеяла и нашла ягненка…

Кролик «цокотал» и нашел крольчонка…

з) отгадывание загадок

Мурка принесла свои загадки. Но они непростые, а с хитринкой. Вам надо очень внимательно слушать их, чтобы отгадать.

- Распевается спросонок на насесте... (Поросёнок).

- Громко лает у ворот на людей лохматый... (Кот).

- Мышь вчера домой принёс, наш пушистый, рыжий...(Пёс).

- Роет землю у крыльца пятачком своим ...(Овца).

- На лугу меня пасла внучка вместе с бабушкой. Молочка я принесла, а зовусь я... (Бабочкой).

III Итог:

- Каких домашних животных мы вспомнили?

- Где живут домашние животные?

- Как вы думаете, можно ли сказать, что «животные – это наши помощники»? - Почему?

- Что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»

laquo;Развитие элементов  логического мышления дошкольников  посредством логико-математических игр»...

Статья по теме "Развитие творческого воображения и словесно- логического мышления у детей методами ТРИЗ технологий."

Доказано, что дошкольник может и должен находиться в среде развивающего обучения, наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать, т. е. быть включенным в деятельность по...

Развитие творческого воображения и словесно- логического мышления у детей методами ТРИЗ – технологий

Доказано, что дошкольник может и должен находиться в среде развивающего обучения, наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать, т. е. быть включенным в деятельность по...

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР (Опыт работы воспитателя детского сада)

Опыт работы воспитателя по развитию логического мышления у  дошкольников посредством дидактических игр....

Развитие творческого воображения и словесно- логического мышления у детей методами ТРИЗ – технологий

Доказано, что дошкольник может и должен находиться в среде развивающего обучения, наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать, т. е. быть включенным в деятельность по...

Статья по теме "Развитие творческого воображения и словесно- логического мышления у детей методами ТРИЗ технологий."

Доказано, что дошкольник может и должен находиться в среде развивающего обучения, наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать, т. е. быть включенным в дея...