Картотека наблюдений в природе
картотека (младшая, средняя группа)

Глухова Светлана Андреевна

Данная публикация содержит материал для наблюдений на прогулке за неживой природой в разное время года. Данная картотека подходит для младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy_po_sezonam.docx50.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №134»

Картотека наблюдений за объектами неживой природы в разное время года в средней группе

Составила:

Глухова С.А.

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 134»

Дзержинск, 2017г.

ВЕСНА

Наблюдение № 1 За солнцем

Цель: вызвать у детей радость от солнечного света и тепла, создать условия для наблюдения солнечного дня, помочь детям увидеть взаимосвязь в природе: солнце пригревает все теплее, значит снег тает, превращается в воду, вода пропитывает почву, поэтому появляются условия для роста растений: набухают почки на деревьях, а на проталинах, там, где прогревает солнце, появляется первая травка. Обогащение словаря детей названиями качеств солнца- большое, теплое, яркое.

Русская народная потешка:

Идет матушка-весна,

Отворяйте ворота,

Первый март пришел –

Всех детей провел;

А за ним и апрель –

Отвори окно и дверь;

А уж как пришел май –

Сколько хочешь гуляй.

Загадка про солнышко: С неба припекает, всю землю согревает.

Место, где стаял снег и открылась земля (проталина).

Наблюдение № 2

наблюдение за капелью:

Цель:  вызвать у детей интерес к такому природному явлению, как капель Объяснить это погодное явление ручейки в солнечную погоду, сосульки, капель (откуда берется, как звенит).

Дидактическая игра «Угадай!»:

веселая, звонкая, прозрачная – что это?

(капель, сосулька).

Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.

(капель).

Совсем маленькая капля (капелька).

Теплая погода зимой или весной, когда тает снег и лед (оттепель).

Наблюдение № 3

Наблюдение за небом и облаками

Цель: Появляются кучевые облака, в солнечную погоду небо голубое. Показать зависимость количества облаков от таяния снега. Уточнить, что снег и лед – это разное состояние воды. Сложная задача для детей 4 лет

Загадка: Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облако)

Облака не могут быть похожи друг на друга, они постоянно изменяют свою форму. Предложить рассмотреть облака и сказать, на что они похожи.

Пальчиковая игра «Облако»:

Беленькое облако Округленные руки перед собой, пальцы в за-

мок.

Поднялось над крышей. Не расцепляя рук, поднять их над головой.

Устремилось облако Выпрямить руки.

Выше, выше, выше. Потянуться руками вверх.

Ветер это облако Плавные покачивания руками над головой из

стороны в сторону.

Зацепил за кручу. Сцепить руки кончиками пальцев над головой.

Превратилось облако Руками описать через стороны вниз большой

В дождевую тучу. круг и опустить. Присесть.

Наблюдение № 4

Наблюдение за таянием снега.

Цель: вызвать у детей желание понаблюдать за процессом таяния снега, воспитание любознательности.

Где он тает быстрее всего? (у ствола дерева). Корни деревьев впитывают воду. На крышах домов с солнечной стороны часто появляются сосульки. Подумайте, почему?

Небольшой водный поток (ручей).

А как назвать его ласково? (ручеек).

Подвижная игра «Ручеек»

Стихотворение С. Маршака «Апрель»:

Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.

Наблюдение № 5

Наблюдение за одеждой людей.

Цель:

Как изменилась температура воздуха с приходом весны? Почему люди стали одеваться легче?

Стихотворение Ф. Льва «Весна-красна»:

На дворе весна-красна!

Чем весна-красна ясна?

Солнцем жарким, светом ярким,

Клейкой почкой, первым листочком,

Небом ясным, солнцем красным.

Наблюдение № 6

Наблюдение за тенью.

Цель: закрепить у детей понятие- тень, объяснить, что ее можно наблюдать только в солнечный день,  обратить внимание детей на темное пятно тени, которое постоянно следует за ними. Откуда оно? Где еще есть такие темные пятна? (Найти как можно больше). На что похожи тени детей? Предложить детям попробовать догнать свою тень. Почему это невозможно? А можно ли догнать чужую тень? Как это сделать?

Пословица: От высокого дерева и тень большая.

Загадка: Она туда, куда и ты,

Ни пить, ни есть не просит.

Но так боится темноты,

Что тут тебя и бросит (тень).

Загадка: От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит… (тень)

Наблюдение № 7

Наблюдение за дождем. Учить видеть связь между весенним теплым дождем и пробуждением живой природы: мелкие листочки становятся крупнее, подрастает молодая травка, начинают цвести одуванчики, появляются дождевые черви. Объяснить, почему они появляются.

Загадка: Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (дождь)

Наблюдение № 8

Наблюдение за солнцем. Уточнить, когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером. С этой целью вынести металлические предметы на утреннюю и вечернюю прогулки, понаблюдать, какие предметы сильнее нагреются – темные или светлые. Подвести детей к выводу, что почва темного цвета, она удерживает тепло.

Загадка: Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит? (солнце).

ЛЕТО

Наблюдение № 1

Наблюдение за изменениями в природе. Предложить найти признаки лета.

Стихотворение Л. Некрасовой «Лето»:

Лето солнышком вкатилось,

Засияло, засветилось

Вишнями, ромашками,

Лютиками, кашками.

ЛетоЛетоЛетоЛето!

В краски яркие одето,

Жарким солнышком согрето,

Пусть подольше будет лето!

Наблюдение № 2

Наблюдение за изменениями погоды. Продолжать обогащать и закреплять «погодный» словарь. Учить детей точно описывать погоду, активнее использовать в своей речи эпитеты, образные выражения. Почему летом так жарко, а зимой наоборот холодно?

Словарь: жарко, жара, жарища, жаркий день, жарко печет солнце, жарко, как в печке.

Наблюдение № 3

Наблюдение за кипреем и полынью. В народе кипрей называют – иван-чай, иван-трава, бурьян, верба-трава, дикий лен, медовая трава, пушник, теплый цветок. Рассказать детям, что кипрей – очень хороший медонос. Свежий кипрейный мед совершенно прозрачный, стакан с медом кажется пустым. Этот мед обладает лечебными свойствами. И знатоки говорят, что он самый сладкий. А еще кипрей заваривают как чай.

Почему на Руси цветок нарекли Иваном? Может, потому, что бедным Иванам другой чай был не по карману? А может, стали так звать за характер: храбрый, сильный, стойкий цветок, как русский Иван.

Стихотворение Е. Серовой:

На лугу расцвел кипрей.

Вот семья богатырей!

Крепки, статны и румяны

Встали братья-великаны.

Славный выбрали наряд –

Куртки пламенем горят.

Загадка: Вырос Ивашка:

Красная рубашка,

Зеленые ладошки,

Зеленые сапожки.

В гости приглашает,

Чаем угощает. (кипрей)

Полынь в народе звали: чернобыль, полынная трава, вдовья трава, змеевик, божье дерево, степная чимка. Полынь горькая – одно из самых горчайших наших растений. Полыни у славянских народов приписывалась чудодейственная сила. На Руси накануне праздника Ивана Купалы поселяне опоясывались чернобыльником, надевали на голову венки из него. Это должно было на целый год оградить от болезней, колдовства и встречи с чудовищами.

Наблюдение № 4

Опыты с песком. Одно из основных свойств сухого песка – сыпучесть. Он тоже не имеет своей собственной формы: форма изменяется с каждым новым сосудом, в который его помещают. А что будет, если песок намочить? Тогда он перестанет быть сыпучим. Из влажного песка можно лепить куличики, создавать разные фигурки с помощью песочных формочек.

Наблюдение № 5

Наблюдение за почвой. Сделать небольшую ямку на территории детского сада и постараться посчитать, сколько корешков вы там обнаружите: много или мало? С помощью таких корешков земля поит и кормит деревья, травы, кусты. Она для них – настоящая столовая.

Э. Мошковская. «Давайте оставим немного земли»

Улице надо в костюм нарядиться.

Жить без костюма?

Нет! Не годится!

Будет в асфальте она щеголять,

Выйдут машины, будут гулять,

Мы нарисуем цветы на асфальте!

Только знаете что, давайте…

Давайте оставим немного земли,

Чтоб забыть ее мы не смогли!

Наблюдением за тучами и дождем №6

Цель:

Чтение стихотворения Е. Кохан «Туча»:

Туча к солнышку подкралась, хвать за луч:

- Ага, попалось! Ты зачем шлешь засуху?

И, мгновенно рассердясь, спрятала за пазуху.

А потом под перебой громовых раскатов

Окатила нас водой – с головы до пяток.

Вот досада, вот беда: полем, без оглядки

Припустили – кто куда – мы во все лопатки.

Дождь сечет

И вдруг сквозь мрак, распахнув оконце,

Нас увидело, да как рассмеется солнце!

Наблюдение № 7 Рассматривание пня

Рассмотреть с детьми пень на участке (использовать лупы). Потрогать оставшуюся кору: она рыхлая или твердая? Как вы думаете, это «молодой» пень или «старый»? Почему? Есть ли на нем мхи или лишайники, грибы, муравьи, ходы личинок жуков?

Наблюдение № 8

Наблюдение за тенью. В солнечную погоду иногда по небу плывут большие облака. Обратить внимание детей: когда облако закрывает солнце, мы все на земле оказываемся в тени.

Стихотворение Е. Шен, У. Шао-Шань «Тень»:

Хорошо в жаркий день

Встретить тетушку Тень!

Под зеленой листвой

Повстречались с тобой.

Мы плясали в тени,

Мы смеялись в тени.

Хорошо в жаркий день

Встретить тетушку Тень!

Наблюдение № 9

Наблюдение за летним дождем. В прошлом магическое вызывание дождя со временем превратилось в веселую игру детей, которые охотно выкрикивали заклинания, вступая в озорную беседу с дождем.

Загадка: С неба пришел,

В землю ушел. (Дождь)

Закличка: Дождик, лей, лей, лей,

Никого не жалей –

Ни берез, ни тополей!

Дождик, дождик, посильней,

Чтобы травка зеленей,

Вырастут цветочки

И зеленые листочки!

Наблюдение № 10

Наблюдение после дождя и появления радуги на небе. Предложить детям полюбоваться радугой, высказать свое мнение о её появлении, рассказать, чем она нравиться; назвать цвета радуги и посчитать их. Рассказать детям, что особенно яркая, праздничная радуга возникает после шумной летней грозы или во время грозы. При моросящем дождике цвета радуги бледные, а сама радуга может превратиться в белесый полукруг, так как образуется она при преломлении солнечного луча в каждой капельке дождя. Радуга появляется после дождя, когда выглянет из-за туч солнце, только в стороне, противоположной солнцу. Если стать лицом к солнцу, то радугу не увидеть.

Загадка: Что за чудо – красота!

Расписные ворота

Появились на пути.

В них ни въехать, ни войти. (Радуга)

Стихотворение М. Лермонтова

Там разноцветною дугой,

Развеселясь, нарядно дивы

На тучах строят мост красивый,

Чтоб от одной скалы к другой

Пройти воздушною тропой.

Наблюдение № 11

Наблюдение за ветром.

Загадка: Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь! (Ветер)

ОСЕНЬ

Наблюдение № 1

Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.

Загадка: Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я - … (осень)

Дидактическая игра «Осенние слова» (упражнять в подборе прилагательных).Какими словами можно сказать об осениОсень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).

Наблюдение № 2

Продолжать наблюдение за признаками осени (сентябрь). Обсудить народные приметы и пословицы:

Сентябрь без плодов не бывает.

В сентябре прохладно, да сытно.

С сентября и лист на дереве не держится.

Сентябрь – золотой месяц грибников.

Наблюдение № 3

Наблюдение за осадками. Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.

Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).

Стихотворение С. Егорова «Осень»:

Все тучи, тучи. Дождик.

Холодный, словно лед,

Колючий, словно ёжик,

По осени бредет.

Наблюдение № 4

Наблюдение за утренним туманом и росой, объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман – мельчайшие капли воды в воздухе.

Стихотворение Е. Трутневой «Туман»:

Кто–то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячутся птица и зверь?

И куда ж за грибами теперь?

Загадка: Спрятал луга,

Спрятал стога

В синий карман,

Синий… (туман)

Наблюдение № 5

Наблюдение за ветром. Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.

Загадка: Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь! (ветер)

Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?» (упражнять в подборе прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, осенний).

Наблюдение № 6

Наблюдение за солнцем. Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.

Чтение потешки: Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко,

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Солнышко-ведрышко,

Выйди из-за облачка,

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек

Наблюдение № 7

Наблюдение за листопадом. Обратить внимание на красоту золотой осени.

Стихотворение Ю. Капустиной «Осень»:

В золотой карете, что с конем игривым,

Проскакала осень по лесам и нивам.

Добрая волшебница все переиначила,

Ярко-желтым цветом землю разукрасила.

С неба сонный месяц чуду удивляется,

Все кругом искрится, все переливается.

Наблюдение № 8

Наблюдение за листьями в сухую погоду. Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» Что можно сказать о листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).

.Наблюдение № 9

Наблюдение за небом. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу. Выяснить причину быстрого движения туч.

Загадка: Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий-синий. (небо)

Наблюдение № 10

Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени. Предложить определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют (предложить зарисовать)понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? (осина, береза); что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки). Обсудить с детьми, почему опадают листья.

Загадка: Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (осенний листопад)

Наблюдение № 11

Наблюдение за признаками осени. Дни становятся короче; солнце – бледное и холодное, поднимается невысоко; небо прозрачное, бледно- голубое, все чаще его затягивают хмурые серые тучи; идет дождь мелкий, моросящий, затяжной, скучный, холодный; воздух прозрачный; становится все холоднее; лужи покрываются льдом; бывают туманы.

Наблюдение № 12

Продолжать наблюдение за признаками осени (октябрь). Обсудить народные приметы и пословицы:

Октябрь – грязник.

Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.

Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.

Весна красна цветами, а осень – снопами.

В осеннее ненастье сеет погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

Наблюдение № 13

Отыскать на участке разные по цвету листья: от темных, совсем старых, прошлогодних, поверхность которых превратилась в паутинку из жилок, до совсем свежих, зеленых, молодых. Предложить рассортировать их по цвету и по степени «старости», разложив в определенном порядке. Почему листья такие разные? Что с ними происходит? Если разложим их по кругу, то получим своеобразный «круговорот листьев» в природе: все начинается зеленым листом, им же и заканчивается. (Листья, в конце концов, превращаются в почву и дают жизнь новым растениям, новым листьям.)

Т. Макарова «Сказка о листьях»:

… О, листьев праздничная груда!

Мне все известно о тебе!

Я плакать никогда не буду

О горестной твоей судьбе.

Покинув парки и бульвары,

Назначив встречу где–нибудь,

Становятся все листья в пары

И в царство листьев держат путь…

Наблюдение № 14

Наблюдение за сосной, рассматривание. Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев.

Стихотворение В. Рождественского:

Вот сосны. Прямоствольны и упруги,

Колючие – ветрам не разорвать,

Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,

Спокойные, как Игорева рать.

Дидактическая игра «Подбери слово» - упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными:

Сосновый – запах, бор, ствол.

Сосновая – шишка, ветка, хвоя, мебель.

Сосновое – полено, кресло, бревно.

Сосновые – иголки, шишки.

Наблюдение № 15

Продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца и температурой воздуха. С этой целью провести длительные наблюдения (в начале, середине и конце месяца). Выбрать определенное место, время и ориентир (солнце находится над определенным домом: фиксируем дату и время в альбоме наблюдений и измеряем температуру воздуха). Подвести детей к выводу, что чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха (фиксация в дневнике наблюдений).

Наблюдение № 16

Наблюдение за деревьями. Какое из деревьев сбросило листву последним. Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.

Дидактическая игра «Умный словесник» - упражнять в подборе имен существительных; обогащать словарный запас детей.

Листья растения, дерева, куста – (листва).

Опадание листьев осенью – (листопад).

Осадки в виде водяных капель – (дождь).

Движение воздуха над землей – (ветер).

Большое темное облако, из которого может пойти дождь, снег, град. – (туча).

Яркий свет в небе во время грозы, сопровождаемый громом – (молния).

Наблюдение № 17

Наблюдение за небом и осадками. Поздняя осень – предзимье. Небо серое, темное. Чаще идут дожди со снегом. Чаще идут дожди со снегом. Понаблюдать за звездным небом. Дуют снеговые ветры (дать понятие «снеговей»).

Стихотворение Г. Ладонщикова «Поздняя осень»:

У берега несмело

Ложится тонкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода.

Наблюдение № 18

Наблюдение за изморозью и инеем. Во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на земле и на всех предметах). Иногда она игольчатая. Сравнить изморозь с инеем (иней на земле, и на траве). Иней образуется также как и роса. Он может быть и летом, т. к. это кристаллы воды (роса, когда температура воздуха выше 0 градусов).

Сравнить появление изморози с понижением температуры воздуха (наблюдение за термометром).

Загадка: В белом бархате деревня –

И заборы, и деревья,

А как ветер нападает,

Этот бархат опадает. (Иней)

Наблюдение № 19

Наблюдение за осадкамиПонаблюдать за изморозью и первым снегом. Вспомнить, чем различаются изморозь, иней, снег. Отметить переход дождя в мокрый снег, связать это с изменением температуры воздуха.

Стихотворение Е. Трутневой «Первый снег»:

Что такое за окном? Сразу в доме посветлело –

Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый.

Вот о чем всю ночь свистел за моим окошком ветер,

Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил.

Наблюдение № 20

Продолжать наблюдение за солнцем: светит все реже, поднимается невысоко. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Ноябрь – сумерки года (обсудить с детьми, почему так говорят).

Загадка: Среди поля голубого –

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну, конечно, это… (солнце)

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» (упражнять в подборе прилагательных). Что можно сказать про солнышко, какое оно? (ласковое, доброе, лучистое, желтое, красное, яркое, теплое, жаркое, огненное).

Зима

Наблюдение № 1

Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы.

Загадка: Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным.

Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница, холодная, красивая и т. д.)

Наблюдение № 2

Наблюдение за погодой. Отметить изменения в погоде. Раньше люди закликали зиму, весну, лето, дождь, солнце и т. д.

Русская народная закличка:

Приходи, зима,

Приходи, красна,

С морозами трескучими,

Со снегами сыпучими,

С ветрами завьюжными,

С метелями дружными,

С Рождеством, с колядой,

С масленицей молодой!

Наблюдение № 3

Наблюдение за температурой воздуха. Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве.

Стихотворение М. Сухоруковой «Декабрь студеный»:

Как на речке изумрудные мосты,

Ну а в поле белоснежные холсты.

В заметенном студеном декабре

Семь погод все куролесят на дворе.

Наблюдение № 4

Наблюдение за ветром и осадками. Во время сильного ветра понаблюдать за перемещением снега, установить, почему глубина снега в разных местах разная (использовать снегомер). Рассказать детям о снегозадержании на полях, вдоль железной дороги.

Стихотворение В. Лисичкина «Ветерок»:

Был малюткой ветерок,

Да подрос за вечерок,

Стал задира и буян –

Настоящий ураган!

Наблюдение № 5

Наблюдение за снегопадом. Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду – снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе – снегопад «иголочками».

Стихотворение И. Сурикова:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится,

И на утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы,

И зима настала.

Наблюдение № 6

Наблюдение за снегом. Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу.

Дидактическая игра «Кто больше?»:

Какие снежинки? (ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, легкие, белые)

Стихотворение С. Баруздина «Снежинки»:

Зима снегами вьюжится

С утра и дотемна.

Снежинки вьются, кружатся

У нашего окна.

Как будто звезды искрами

Рассыпались кругом.

Несутся, серебристые,

Заглядывают в дом.

То в комнату попросятся,

То снова убегут,

За стеклами проносятся,

На улицу зовут.

Наблюдение № 7

Наблюдение за снегом. Установить зависимость между температурой воздуха и агрегатным состоянием снега с помощью термометра (липкий, рассыпчатый, сухой).

Загадка: Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (снег)

Дидактическая игра «Кто больше?»

Какой снег зимой? (белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий).

Наблюдение № 8

Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода.

Загадка: Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Наблюдение № 9

Продолжать наблюдение за признаками зимы (декабрь). Обсудить народные приметы и пословицы:

Солнце в декабре светит, но не греет.

Декабрь – пора хмурого неба и рано вечереющих дней.

Год декабрем кончается, а зима начинается.

В зимний холод всякий молод.

Не велик мороз, да краснеет нос.

Наблюдение № 10

Продолжать наблюдение за снегом при постройке снежных фигур. Показать, что пластичность, вязкость снега зависят от его влажности (полить снег водой и слепить фигурку). Подчеркнуть, что снег стал влажный и липкий.

Дидактическая игра «Слова-родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов (к слову «снег»).

Как называется комок из снега, который бросают, играя? (Снежок)

А звездочка из снега? (Снежинка)

Кого лепят дети зимой из снега? (Снеговика)

Как называют внучку Деда Мороза, снежную девочку? (Снегурочка)

А цветы, которые первыми вырастают из-под снега? (Подснежники)

Наблюдение № 11

Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.

Стихотворение Н. Голиновской «Письмо на снегу»:

Вышит снег красивой строчкой,

Словно белая сорочка.

Папу я зову во двор:

- Погляди, какой узор!

Смотрит папа сверху вниз:

- Тут письмо тебе, Денис!

Пишут птицы и зверюшки:

«Сделай нам, Денис, кормушки!»

Упражнение «Назови правильно» - развивать грамматический строй речи:

След зайца – заячий.

След лисы – лисий.

След птицы – птичий.

След от лыж – лыжный.

След от санок – санный.

Наблюдение № 12

Опыт. Защитные свойства снега. Поместить баночки с одинаковым количеством воды:

На поверхности сугроба,

Зарыть неглубоко в снег,

Зарыть глубоко в снег.

Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников).

Наблюдение № 13

Опыт. Замерзание воды – где вода быстрее замерзнет? В подносе с водой или в ведерке? Объяснить, почему на подносе замерзнет быстрее. Обсудить с детьми, почему нельзя выходить на лед.

Загадка: На дворе горой,

А в избе водой. (Лед)

Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным. Лед какой? (прозрачный, тонкий, толстый, блестящий, стеклянный, голубой, скользкий, гладкий).

Наблюдение № 14

Опыт. Выявление механизма образования инея. Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Сделать вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем.

Загадка: Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Наблюдение № 15

Наблюдение за тенью. Сравнить тени на снегу и на асфальте; тень от здания и от столба фонаря вечером.

Загадка: Хоть весь день гоняйся за ней – не поймаешь. (тень).

Наблюдение № 16

Наблюдение за температурой воздуха. Регулярно измерять температуру воздуха и заносить ее в дневник наблюдений. В конце месяца обобщить эти наблюдения и сделать вывод, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.

Загадка: Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Наблюдение № 17

Наблюдение за состоянием снега. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый)Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые тонкие деревца могут сломаться.

Стихотворение Ф. Тютчева:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой, -

Сном волшебным очарован,

Легкой цепью пуховой…

Наблюдение № 18

На метеоплощадке. Вынести на прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одних местах снег глубокий, а в других его почти нет.

Стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер»:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наблюдение № 19

Опыт со снегом. Набрать снег в стакан и внести в группу. Что произошло со снегом в комнате? Рассмотреть воду, отметить, что она грязная. В ней сажа, пыль, мелкие предметы и т. д. объяснить, что, падая, снежинки собирали все, что находилось в воздухе. Со снегом в организм могут попасть различные бактерии, поэтому брать снег в рот нельзя. Кроме того, от холодного снега может заболеть горло.

Стихотворение И. Лопухиной «Снегопад»:

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… СНЕГ.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые… СНЕЖИНКИ.

Кружатся над головою

Каруселью… СНЕГОВОЮ.

На проселки, на лужок

Все снижается… СНЕЖОК.

Землю белой, чистой, нежной

Застелили постелью…СНЕЖНОЙ.

Вот веселье для ребят –

Все сильнее… СНЕГОПАД.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …СНЕЖКИ.

Снежный ком – на снежный ком,

Все украсили… СНЕЖКОМ,

Словно в белый пуховик

Мы одели… СНЕГОВИК.

Рядом – снежная фигурка –

Это девочка… СНЕГУРКА.

Наблюдение № 20

Наблюдение за сугробом. Обычно снег на землю ложится слоями. Предложить лопатой разрезать сугроб, обратить внимание на «плотность» снега.

Стихотворение И. Лопухиной «Сугроб»:

Смотри, какой большой сугроб:

Вот это у сугроба – лоб,

Вот это – лапы, это – нос.

«Ты кто?» - задай ему вопрос.

И, притвориться не сумев,

Он скажет«Здравствуйте! Я – лев!»

Наблюдение № 21

Наблюдение за состоянием погоды. Развивать умение самостоятельно распознавать и называть снегопад, поземку, мороз, вьюгу, иней. Учить детей сравнивать эти явления, находить сходство и различия.

Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным и глаголов, соответствующих зимним явлениям.

Какой зимний день? (морозный, холодный, ясный, снежный, короткий, ветреный, сказочный).

Мороз (что делает) морозит, трещит, крепчает, вымораживает, стоит, ударяет, слабеет, сковывает, стоять не велит.

Ветер (что делает) дует, метет, несет (снег, завывает, воет, кружит.

Наблюдение № 22

Определение погоды по приметам. Обсудить с детьми народные приметы:

дым из трубы столбом – к морозу; дым стелется – к оттепели;

собаки валяются в снегу – к метели;

птица хохлится – к непогоде;

ярко сверкают звезды – к морозу.

Наблюдение № 23

Наблюдение за зимним ветром. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить поземку, метель, пургу – в чем сходство и различие (в направлении, силе, равномерности ветра).

В холодный ясный зимний день по дорогам «бегут» снежные струи. Сильный ветер поднимает в воздух снежную пыль, и вдоль дорог стелется белая пелена – это поземка. Поземка уносит снег с полей в овраги, рвы и ямы. Поземку, когда сильный порывистый ветер крутит снег над землей и полностью закрывает даль, называют метелью. Если в это время падает снег и сугробы быстро растут, надо переждать непогоду. В метель идти или ехать нельзя: можно сбиться с дороги и замерзнуть. Какие сказки о метели вы знаете? («Бабушка Метелица» (братья Гримм, «Морозко» (русская народная сказка, «Двенадцать месяцев» (В. Одоевский) и др.)

Стихотворение А. С. Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломкой зашумит.

То как путник запоздалый

К нам в окошко постучит.

Наблюдение № 24

Наблюдение за погодой в сильный мороз (в группе). Обратить внимание на узоры на окнах, полюбоваться их красотой. Откуда взялись узоры на окнах, кто их нарисовал (Их рисует Мороз Иванович) Чем же рисует Мороз Иванович? Водой, прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и в комнате, и между двойными рамами окон – всюду! Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллики льда так же, как образуются снежинки в небесной вышине. Ледяные кристаллики соединяются между собой, группируются на неровностях, на еле заметных царапинках на стеклах, и постепенно на окне вырастает ледяной сад с необычными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца. Таким образом, узоры появляются, потому что поверхность стекла неровная (это можно увидеть через увеличительное стекло, невооруженным глазом этого не видно).

Стихотворение Н. Найденовой:

Удивительный художник у окошка побывал.

Удивительный художник нам окно разрисовал.

Пальмы, папоротники, клены…

На окошке лес густой,

Только белый, не зеленый лес чудесный, не простой.

На стекле цветы и листья, все искрится, все бело,

Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

Замечательный художник у окошка побывал.

Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал.

Загадка: Вырос лес, белый весь,

Пешком в него не войти,

На коне не въехать. (Морозный узор на окне).

Наблюдение № 25

Продолжать наблюдение за признаками зимы (февраль). Заметное прибавление дня,

сильные ветры.

Стихотворение С Маршака «Февраль»:

Дуют ветры в феврале, в трубы воют громко.

Змейкой мчится по земле легкая поземка.

Загадка: Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (Февраль)

Пословица: Февраль придет, все пути занесет.

Наблюдение № 26

Опыт. Продолжить знакомство детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется. Содержание: на прогулке в сильный мороз выносится стеклянная бутылка, заполненная водой, и оставляется на поверхности снега. На следующий день дети видят, что бутылка лопнула. Обсудить с детьми, почему это произошло, подвести детей к самостоятельным выводам (вода, превратившись в лед, расширилась и разорвала бутылку).

Наблюдение № 27

Наблюдение за солнцем. Солнце поднимается выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины; происходит прибавка светового дня (чем выше солнце, тем длиннее день).

Наблюдение № 28

Наблюдения за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега. В теплый солнечный день понаблюдать за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. Обсудить, почему появились воронки. Для подведения детей к самостоятельному выводу предложить потрогать темную и светлую одежду и убедиться, что темная одежда быстрее нагрелась на солнце. Сравнить появление воронок у березы. Закрепить в представлении детей понятие «наст», когда он появляется и почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Наблюдения в природе" старшая группа

Этот материал содержит наблюдения для старшей группы для всех времен года ,кроме лета...

картотека наблюдений в природе младшая группа

Картотека наблюдений в природе зимой для 2 младшей группы. Всего около 40 наблюдений....

картотека наблюдений в природе 1 младшая группа

Картотека наблюдений в природе (на прогулке и в уголке природы) с детьми ясельного возраста (3-ий год жизни)...

Картотека наблюдений в природе (старший дошкольный возраст).

Картотека наблюдений в природе для детей старшего возраста....

картотека наблюдений в природе с детьми 1 младшей группы (3-ий год жизни)

картотека наблюдений в природе с детьми 1 младшей группы (3-ий год жизни)...

Картотека наблюдений в природе в старшей группе

Картотека наблюдений в природе в старшей группе...