Консультация "Игры для развития инженерного мышления у ребенка"
консультация

Консультация "Игры для развития инженерного мышления у ребенка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Игры для развития инженерного мышления у ребенка».

Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

 В настоящее время в связи с тем, что современный мир идет большими шагами в направлении глобализации, компьютеризации, дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

Все мы знаем, что дошкольное образование, это первый уровень общего образования, уникальный и самоценный этап в общем развитии человека. Именно на этом этапе происходит особенно интенсивное развитие ребенка – познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное; развиваются психические функции мышления, памяти, внимания и воображения; формируются познавательные действия; развиваются интересы, любознательность и познавательная мотивация.  В дошкольном возрасте есть период развития, в котором идет преимущественное усвоение задач и мотивов человеческой деятельности

и период усвоения способов действий с предметами, а так же формирование операционно-технических возможностей. Оба этих периода связаны с развитием у детей предпосылок инженерного мышления.

Что же такое инженерное мышление? Инженерному мышлению дается следующее определение: "ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ - это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники…".

Инженерное мышление – это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющий быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах с целью создания технических средств и организации технологий между ними и внутри них.

Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как: легоконструирование, робототехника и других видов конструирования.

Инженерное мышление объединяет в себя различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое и др. Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться еще в раннем детстве:

— наглядно-действенное и наглядно-образное мышление являются доминирующими у детей в возрасте от 2 до 4,5 лет, в процессе развития ребенка они приобретают новые, более сложные формы;

— основы творческого мышления и лежащего в его основе психического процесса воображения, при отсутствии целенаправленной педагогической работы по их развитию в дошкольном детстве, не смогут быть эффективно реализованы в профессиональной деятельности человека;

— конструктивное мышление, не будучи сформированным в процессе конструктивной деятельности ребенка дошкольного возраста и развиваемым далее в период обучения в школе, также не сможет стать сильной стороной деятельности человека, зона профессиональных интересов которого лежит в сфере инженерии и современных технологий.

Для решения поставленной цели  в группе необходимо создать «Центр конструирования».

Знакомство  детей дошкольного возраста с разными видами конструктора должно быть постепенным.

С детьми младшего дошкольного возраста используются конструкторы  LEGO DUPLO; «Строитель» (не менее 300 деталей); строительные наборы (геометрические фигуры разного размера) без соединения, а также кубики (деревянные, тканевые, пластмассовые), мягкие модули. Организуя конструктивную деятельность, детей нужно познакомить с деталями строительного материала, конструктора, его разновидностями и свойствами. С детьми исследуются детали: размер, форма, цвет, из чего они сделаны, опытным путем проверяются на прочность и плавучесть. Для определения с детьми название каждой формы: кирпич, куб, горка и т.д. можно использовать игры: «Чудесный мешочек», «Какая деталь пропала?», «Что лишнее?», «Найди похожую фигуру».

Первые постройки дети выполняют  по образцу с помощью наглядной модели из строительного материала, конструктора из небольшого количества деталей (3-5 штук), например стол и стулья для мишки, кроватка для куклы.

Далее можно усложнить виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем. Задания со схемами требуют большей концентрации внимания и четких согласованных действий, безусловно, они более сложны для детей, чем конструирование по наглядной модели, но развивают большую самостоятельность действий у ребенка.

С детьми среднего дошкольного возраста добавляется такой конструктор как LEGO CLASSIK; а также продолжается работа с конструкторами LEGO DUPLO и «строитель».

Дети учатся анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине).

Работа с детьми старшего дошкольного возраста направлена  на развитие умений устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создание разнообразных построек и конструкций. Здесь используется конструктор LEGO CLASSIK; LEGO education , LEGO system.

На данном этапе  дошкольники  учатся выделять не только основные части, но и характерные детали конструкции, анализируют  постройки, создают различные по величине конструкции и конструкции постройки одного и того же объекта.

Овладев различными формами работы, дошкольники знакомятся с  «конструированием по теме». Детям предлагается общая тематика конструкции, и они сами создают замыслы конструкций. Основная цель такой формы это актуализация и закрепление знаний и умений полученных ранее. Изучив все формы организации обучения, дети готовы к изучению основ образовательной робототехники  на использование конструктора «LEGO WEDO».

Таким образом, в условиях ДОО необходимо введение системы работы по развитию конструктивной деятельности детей во всех возрастных группах, методически правильно выстроенной, осуществляемой систематически и целенаправленно, включающей конструирование по модели, по условиям, по схеме, по образцу, по замыслу, по чертежам и схемам, каркасное конструирование с использованием строительного материала, объемных и плоскостных конструкторов из разных материалов (в том числе Lego), мягких модулей и т.п.,  а также компьютерное конструирование (в старшем дошкольном возрасте). 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего-конструирования

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов....

Игра для развития инженерного мышления дошкольников "Волшебный светофор"

Цель: Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта.  Пособие к игре: Пособие представляет собой мини-лэпбук (тематическая папка). На внутренней стороне лэпбука на...

«Разработка инженерной книги "Экоробофильтр" как средства развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Обучение воспитанников основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования, через   создание действующей модели робота ...

Использование игры «Мемори» в развитии инженерного мышления дошкольников.

Цель: ознакомление педагогов с возможностью использования игры в работе воспитателя.Задачи:1. Познакомить педагогов с игрой «Мемори».2. Расширить представления педагогов о способах ознаком...

Проект "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников"

Актуальность проекта:- ЛЕГО - одна из самых известных и распространенных систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.- Игра - ва...

Консультация для родителей. STEAM-образование: 11 игр для развития инженерного мышления у ребенка

Консультация для родителей. STEAM-образование: 11 игр для развития инженерного мышления у ребенка...

Консультация: «STEAM-образование: игры для развития инженерного мышления у ребенка».

В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессия...