Критическое мышление детей дошкольного возраста
материал (подготовительная группа)

Манькова Оксана Юрьевна

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. 
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников, является технология развития критического мышления.

Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.

 Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов прошлого века американские педагоги Джинни Стил, Чарльз Темпл, Кертис Мередит, Скот Уолтер.

Цель критического мышления – научить ребёнка использовать метод исследования в обучении, ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и стараться, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Задачи критического мышления

• Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями

• Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем

• Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.

Технология критического мышления состоит из трёх этапов:

Первый этап – «вызов» - пробуждается интерес к теме. Эта стадия позволяет:

  • Актуализировать и обобщить имеющиеся у ребенка знания по данной теме;
  • Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать дошкольников к познавательной деятельности;
  • Побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома.

Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом, причем работа, направленная и осмысленная. Стадия позволяет дошкольнику:

  • Получить новую информацию;
  • Осмыслить информацию;
  • Соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третий этап – «рефлексия» - размышления, формирование личностного отношения.

На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

 

Результативность деятельности с детьми по технологии развития критического мышления включает в себя:

  • самосовершенствование личности;
  • развитие творческих способностей;
  •  умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
  •  сформированность навыков самостоятельной и групповой деятельности;
  • интерактивное включение воспитанников в учебно-воспитательный процесс.

Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения данной задачи. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.  
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов.

Первый этап – «вызов» -  пробуждается интерес к теме.

Второй этап – «осмысление» -  осмысленная работа с текстом или информацией.

Третий этап – «рефлексия» -  размышления, формирование личностного отношения.

    Первый этап – «вызов». 
          Его присутствие на каждом занятии обязательно. Этот этап позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать дошкольников  к  познавательной деятельности;
  • побудить дошкольников к активной работе на занятиях  и дома.

Второй этап – «осмысление» - содержательный, в ходе которого и происходит непосредственная работа дошкольника  с  новым  материалом, причем работа, направленная  и осмысленная. Этап позволяет: 

  • получить новую информацию; 
  • осмыслить ее; 
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.

        Третий этап – «рефлексия» - размышленияНа этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных.

 

На этапе вызова эффективны такие приемы обучения, как:

«Прогнозирование»

 Активизация представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. Тема: «Чтение русской народной сказки «Крошечка - Хаврошечка». - Как вы думаете, о ком вы сейчас узнаете в русской народной сказке  «Крошечка - Хаврошечка»?  Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p2hrg2rfiv0-0oj-6kg7ew.pptx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....

Гендерные различия в особенностях мышления детей дошкольного возраста

В связи с изменениями, происходящими в системе дошкольного образования наиболее актуальным стал вопрос о гендерном подходе к воспитанию дошкольников....

"Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста"

Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому  ...

нейрозарядка для стимуляции внимания,памяти и мышления детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ.

Особенности работы по развитию когнитивных процессов у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности....

Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший, подготовительный возраст.

Перспективный план   работы с родителями по теме:  " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший...

Тема: «Развитие критического мышления детей дошкольного возраста»

Цифровое общество агрессивно навязывает людям свои стандарты жизни. Количество информации вокруг нас растёт. Детей уже  с раннего возраста вовлекают в интернет ресурсы. Но даже взрослые, находясь...