"Инновационные технологии в работе с родителями"
консультация

Бусыгина Светлана Николаевна

Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Её основным принципом является сотрудничество педагогов детского сада с семьёй. Родители воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Они являются основными социальными заказчиками и работа с детьми невозможна без учета их запросов. Задача педагогов детского сада - поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, поиск новых полезных идей, свежих инновационных технологий в работе с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с родителями.32.62 КБ

Предварительный просмотр:


  Инновационные технологии в работе с родителями воспитанников ДОУ

    Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Её основным принципом является сотрудничество педагогов детского сада с семьёй. Родители воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Они являются основными социальными заказчиками и работа с детьми невозможна без учета их запросов. Задача педагогов детского сада - поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, поиск новых полезных идей, свежих инновационных технологий в работе с семьями воспитанников.

Технология взаимодействия с родителями воспитанников – это организационно - методический инструментарий, совокупность инновационных форм, методов, способов и приёмов вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс.

Федеральные стандарты повышают ответственность родителей за воспитание детей, так как именно семья непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.

Семья и детский сад, как первичные социальные воспитательные институты, обеспечивают полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для развития, жизни и самореализации ребенка.

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ.

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. Взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

 С появлением образовательных стандартов дошкольного образования меняются представления о работе детского сада с родителями, меняется и сама работа с семьей.

 Конечно же, работа с родителями планировалась и осуществлялась всегда. И никто не отменяет традиционных форм взаимодействия. Вместе с ними педагогами используются инновационные формы работы. Инновации в образовании - это внедренное нововведение, обеспечивающее качественный рост эффективности.

Инновационные формы взаимодействия с родителями предполагают три составляющие:

активную позицию родителей в партнерстве с педагогами,

инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям,

применение в семейной среде.

Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы с родителями.

Принципы технологии взаимодействия с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2. Индивидуальный подход.

Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь важно умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в трудной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация искреннего желания помочь.

4. Хорошая подготовка

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо готовить.. Родители должны увидеть профессиональное мастерство педагога.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

План предусматривает внесение изменений в сложившуюся систему работы с использованием новых форм взаимодействия.

Пересмотр принципов и условий участия родителей в образовательной деятельности,  перестроение форм работы детского сада с родителями согласно требованиям ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»: – создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

– обеспечение поддержки родителей (законных представителей) в формировании здорового образа жизни в семье;

– налаживание взаимодействий с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

- вовлечение родителей в создание условий для развития детей в группе.

Использование инновационных форм делает родителей активными участниками в жизни группы и детского сада, родители выступают в роли равноправных партнеров педагогов, проявляют инициативу.Для того чтобы спланировать инновационные  формы взаимодействия с семьей, мы отслеживаем настрой и ожидания родителей от пребывания ребенка в детском саду. Это помогает правильно выстроить работу, сделать ее продуктивной, и насыщенной.

Родительский комитет, Управляющий совет, в состав которых входят представители родительской общественности, вместе с воспитателями организует участие семей воспитанников в мероприятиях.

Педагоги не всегда приветствуют инновационные формы работы с родителями. Важно донести до воспитателей, что родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри, начинают понимать объективность многих трудностей и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. Организация взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников продолжается. Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления форм и методов взаимодействия педагогов с семьей наметились. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось большой проблемой. Теперь обстановка иная.

Дни добрых дел. Помощь в организации развивающей среды группы. Цель таких мероприятий: взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды.

Главная задача педагогов детского сада - донести до родителей, что их заинтересованное участие в пополнении развивающей среды важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Для пополнения развивающей среды прогулочной площадки целесообразно организовать конкурс среди родителей или разбиться на группы для изготовления оборудования по гендерному принципу.  Таким образом, создаются хорошие условия в любое время годадля полноценного физического развития воспитанников и игровой деятельности на прогулочных площадках.

Обеспечить поддержку родителей в формировании здорового образа жизни в семье помогают семейные спортивные встречи.

Включение родителей воспитанников в образовательную деятельность.

Родители проявляют большой интерес к тому, чем занимаются их дети в детском саду. Поэтому охотно включаются в различную образовательную деятельность. Можно использовать несколько вариантов включения родителей в образовательную деятельность.

Проведение родителями мероприятий для детей в вечернее время. Педагоги заранее готовят родителей, обговаривают план проведения мероприятия. Они могут быть разными. Бабушки проводят кружок «Мастерица», мамы проведят экскурсий, папы – спортивные мероприятия, шахматы.

Занятия с папами по конструированию из дерева.

Проведение развлечений, праздников, соревнований, где родители будут выступать в роли ведущих и активных участников.

Привлечение родителей индивидуально в рамках образовательного процесса для подгрупповой работы с детьми.

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму как включение родителей в проведение тематических мероприятийпо распространению положительного опыта семейного воспитания. Темы могут быть разнообразными:

-Листаем семейный альбом.

-Традиции и обычаи нашей семьи.

-В отпуск всей семьей.

-Стихи читаем вместе.

Включение родителей в проведение тематических мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию:

-День Победы

-День народного единства 4 ноября

-День России12 июня

Если взрослые члены семьи включаются в педагогический процесс, эффективность воспитательного воздействия на ребенка возрастает.

Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь ДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.

Из проектной деятельности появилась нетрадиционная форма взаимодействия с семьей:  библиотека игр, книг и аудиозаписей. Детские книги приносят родители и предлагают для общего пользования. Видеотека  предоставлена в форме шкатулки-передвижки. Здесь имеется тетрадь с отметкой о взятии диска  на несколько дней и тут же родители могут оставить свой отзыв. Большой популярностью у родителей и детей пользуется:

- подвижные игры под музыку;

- пальчиковые игры;

- музыка на расслабление;

- утренняя гимнастика;

Использование неформальных способов взаимодействия с родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества. Участие в социально значимых акциях:

-Птичья столовая.

-Домик для скворушки.

-Останови поджоги травы

-7 противопожарных дней.

Апробированы различные инновационные формы работы с родителями. При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новые технологии взаимодействия с родителями осуществляются успешно. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось большой проблемой. Теперь обстановка иная. В результате внедрения инновационных форм взаимодействия воспитатели чаще выходят на контакт со всеми родителями, а не только с активистами. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, как лучше организовать мероприятие.

Совместная деятельность родителей и педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.

 Педагоги становятся инициативнее, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию претворяя новые идеи в жизнь.

 Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают педагога.

 Меняется общение педагогов и родителей: взаимоотношения становятся партнерскими.

 Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

 Родители применяют наиболее удачные педагогические приемы, обогащая содержание домашнего воспитания.

При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс открывает для педагогов новые возможности в работе с семьями воспитанников и  создаёт дополнительные возможности для развития детей.

Воспитатель: Бусыгина С.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Сообщение из опыта работы: " Инновационные технологии в работе музыкального руководителя"

Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольников является музыкальное воспитание детей. С усложнением и расширением педагогических задач и в связи с необходимостью расширения кругозо...

Тема самообразования: "Инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ в условиях детской дошкольной организации". План работы на 2020 - 2023 уч.год

Цель: создание модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации.Задачи:Организовать работу по созданию инновационной образовательной среды, обеспечивающе...

"Использование инновационных технологий в работе с родителями в ДОУ"

Презениция по теме:"Использование инновационных технологий в работе с родителями в ДОУ"...

Инновационные технологии в работе с родителями. Технология «Гость группы»

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взросл...

Консультация для родителей«Инновационные технологии в работе с детьми »

Создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое называют инновацией...

Отчет «Внедрение инновационных технологий в работе с родителями через создание дистанционного общения»

laquo;Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям» (Одоевский)Не открою секрета, сказав, что взаимодействие педагого...