«Знакомство с творчеством П. Бажова»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Петросян Лилит Артуровна

Конспект открытого показа НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_tvorchestvom_p._bazhova.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема: «Знакомство с творчеством П. Бажова»

Возрастная группа: подготовительная.

 

 

Цель: познакомить детей с биографией П. П. Бажова, свидетельствующей о жизни и деятельности великого писателя Урала , вызвать интерес к его творчеству .

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с великим сказочником Урала П.П. Бажовым.

 -Раскрыть творчество П.П. Бажова

Развивающие:

- Развивать у детей любознательность, память, внимание, коммуникативную функцию   речи.                                                                                                         - Обогащать словарный запас за счёт знакомства с новыми словами.                                                                                                                      Воспитательные:

- Воспитывать у дошкольников уважение к творчеству П. П. Бажова, к героям его произведений.                                                                                                                 - Прививать интерес и любовь к богатой природе Урала.

Предварительная работа:

     - Чтение сказов П. П. Бажова, рассказывание детьми отрывков;

     - Рассматривание иллюстраций.

  Организация развивающей среды:

     - Иллюстрации к сказам;

     - Портрет П. П. Бажова;

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знакомы с некоторыми сказами Бажова: «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Огневушка- поскакушка», «Синюшкин колодец», «Малахитовая шкатулка».  А сегодня я хочу вас поближе познакомить со сказочником Павлом Петровичем Бажовым.

 (Показ портрета писателя)

Павел Петрович Бажов – знаменитый уральский сказочник. Он открыл миру Урал во всей его красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами, с его богатейшим языком.

Родился он и прожил жизнь на Урале. Его детство прошло в городке Сысерти и на Полевском заводе, недалеко от Екатеринбурга. Мать Павла Петровича – Августа Степановна была искусной кружевницей и зарабатывала на жизнь рукоделием. Отец его- Петр Васильевич в ту пору был горнозаводским мастером. Павел был  единственным и любимым сыном в семье. Он рано начал сознавать себя ответственным членом семьи: пойти на рыбалку значило «добыть на ушку, а то и на две», сходить в лес - принести ягод и грибов.

Будущий писатель жил в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.

Вечерами, после тяжёлого трудового дня, заводская детвора собиралась у сторожил завода и слушали «тайные сказы» - народные предания о тяжелом труде в старых рудниках, о бунтах крепостных рабочих, легенды в которых говорилось о несметных сокровищах Уральских гор, охраняемых «тайной силой» - Малахитницей. Слышал эти горняцкие сказы и Павел Бажов.

У П. П. Бажова рано проявились способности к учебе, он легко запоминал стихи. Закончил 4-классную поселковую школу. Друзья отца советовали дать мальчику хорошее образование. Но на гимназию для сына у родителей денег не было.

Пришлось везти десятилетнего Пашу в Екатеринбург, устраивать в бесплатное духовное училище с общежитием.

По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет.

А после ее окончания Бажов работал учителем в начальной школе. В каждый год во время школьных каникул, он пешком странствовал по родному краю, приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.

Бажов участвовал в гражданской войне 1918-1921гг. на Урале, в Сибире, на Алтае, воевал в партизанском отряде, работал в газете. После войны он снова вернулся на Урал.

В 1939 г. (когда П. П. Бажову уже было 60 лет) выходит самое знаменитое произведение - сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию.

Сказы были так хороши, что "Малахитовую шкатулку" послали на Международную выставку в Нью-Йорк . Книге сделали специальный переплет на знаменитой свердловской гранильной фабрике- на серебряной накладке малахитовая змейка в алмазных искрах и с изумрудными глазами. "Малахитовую шкатулку" перевели на 80 языков мира!

В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. Всего П. П. Бажов написал 52 сказа.

С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей. Трудно отделить сказы Бажова о наших земляках - южноуральцах, от сказов о мастерах всего Урала. О камнерезах, углежогах, добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.

Павел Петрович умер 3 декабря 1950 года ,ему было 71 год. Похоронили его в Екатеринбурге. Там на высоком холме стоит памятник П. П. Бажову.

Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.

В Копейске есть поселок его имени.

По Волге ходит пароход «Павел Бажов».

В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. Теперь это музеи.

Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера «Каменный цветок») .

По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.

Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.

А сейчас я вас приглашаю в картинную галерею посмотреть иллюстрации к сказам. А вы внимательно посмотрите и скажите, к какому сказу какая иллюстрация  относится.

(Дети рассматривают картины, называют сказ, воспитатель читает строки из сказа к изображенному сюжету.)

1. «Серебряное копытце»: «Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.»

2. «Малахитовая шкатулка»: «Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила…»

4. «Синюшкин колодец»: «Хотел на ноги подняться, а не может. Отполз всё же таки сажени две ко взгорочку, шапку под голову. Да растянулся. Глядит – а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платишко на ней сине, платок на голове синий, и сама вся синёхонька,  …

5. «Голубая змейка»: «одно показалось им непривычным: идёт, как плывёт, совсем, ребята разглядели – ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнутся. И то углядели, что с правой стороны от неё золотое облачко колышется, с левой – чёрное.»

6. «Серебряное копытце»: «Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит – старик весёлый да ласковый. Она и говорит: - Пойду. Только ты эту кошку Мурёнку тоже возьми: гляди, какая хорошая.»

7. «Малахитовая шкатулка»: «Как выдался такой часок, Танюшка и позвала ту женщину в голубец. Достала Танюшка шкатулку, показывает, а женщина поглядела маленько, да и говорит: - Наденько на себя – виднее будет.»

 Понравились вам картины?

А сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте о ком они:

 

-Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка  …

                                           (Дарёнка)

-Шапочка  Лейка

Говорит: «Смелей-ка,

С горки катится на нас

          (Золотая Змейка)                                                                                        

-Круглое окошко, - как в ключе, водица.

Возле той водицы старушонка злится.

Синенькая, тощая: дунь - и нет её,

Охраняет старая сокровище своё.

                     (Синюшкин колодец)

Молодцы,  а теперь я предлагаю вам самим нарисовать иллюстрацию к сказу, который вам больше всего понравился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с творчеством Бажова П. П. на примере рассказывания сказа «Серебряное копытце».

     Цели: Познакомить детей с великим сказочником Урала П. П. Бажовым. Познакомить детей со сказом «Серебряное копытце». Учить определять и мотивировать своё отношение к героям,...

НОД "Знакомство с творчеством П.Бажова"

Знакомство детей с исскуством родного края, с творчеством писателя П. Бажова....

тематическая неделя "Знакомство в творчеством Бажова" (старший дошкольный возраст)

Из опыта работы -разработка планирования тематической недели "Неделя уральских сказов. Знакомство с творчеством П.П. Бажова"...

Сценарий "Знакомство с творчеством П.П.Бажова".

Данное мероприятие способствует формированию интереса к художественной литературе, развивает творческие способности детей посредством театрализованной деятельности, совершенствует речевые навыки детей...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет Тема: "Знакомство с творчеством П.П. Бажова"

Познакомить детей с великим сказочником Урала - П.П.Бажовым.Раскрыть творчество П.П.Бажова.Прививать интерес к богатой природе УралаРазвивать у детей любознательность,память, внимание,коммуникативную ...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "Знакомство с творчеством П.П. Бажова на примере сказа "Серебряное копытце".

Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с творчеством уральского писателя ПП Бажова....