Принципы и условия реализации нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.
консультация

Бузулукова Галина

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, его принципы и условия для реализации в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_i_usloviya_realizatsii_nravstvenno.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы и условия реализации  нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.

Воспитатель - Бузулукова Г.А.( первая квалификационная категория)

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное

и сохраненное предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать ее,

стать подлинным патриотом».

С. Михалков.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России. Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка.   Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. Воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознании ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребенку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.

 Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  1. Позитивный центризм (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  2. Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  3. дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  4. Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

      5.    Деятельностный подход;

6.  Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольного учреждения. У детей формируется уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Дошкольники узнают о технической оснащенности труда, слаженный, коллективный характер труда, на эстетику и культуру. Дети узнают о его общественной оценке труда людей – наградах и поощрениях.   Нравственно-патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважения к труду. Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад", «Тамбов-город моего детства», «Моя Россия»,  «Народные игры» и т.д. Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Для более эффективной деятельности по воспитанию нравственности и патриотизма дошкольников, помимо актуальных форм работы, отвечающих конкретной воспитательной задаче, важны также следующие педагогические условия:

  1. Эвристическая среда в детском саду и в семье,
  2. Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,
  3. Подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.  

 Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы и самостоятельности. Прежде всего, следует создать в детском учреждении правильный стиль взаимоотношений между взрослыми членами коллектива. Взаимное уважение и забота, любовь к делу, приобщенность к политической и трудовой жизни страны - все это должно обеспечить доверие и уважение детей к педагогу.

Не менее важен правильный стиль отношений педагогического и родительского коллективов, который складывается в результате систематической работы детского сада с родителями, изучения опыта семей. Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком, обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей, вовлечении членов семьи в педагогический процесс, проведение тематических собраний, бесед, создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач. Если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения ООД.

Обязательное условие успешного нравственно-патриотического воспитания - высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношения взрослых к детям. Они должны быть основаны на уважении к личности растущего человека, любви к нему, знании законов психического и физического развития. Немаловажное значение имеет и четкий распорядок жизни детского сада, оснащенность групп и участка необходимым материалом, оборудованием, педагогически целесообразное их расположение и использование.  Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. В целях осуществления нравственно-патриотического воспитания в детском саду должны быть созданы все условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку взрослых.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция, приобщение родителей к жизни своих детей - самые сильнодействующие факторы воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении отвечают актуальным взглядам, потребностям и ценностям современного общества в отношении формирования гармонично развитой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми раннего возраста

Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми раннего возраста...

Принципы индивидуализации и дифференциации в воспитании и обучении ребенка.

В статье говорится о том, что разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка. Именно этот фактор...

ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ

ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ДОУ И РОДИТЕЛЕЙПринципы дошкольной практики,  ориентированной на семью  •Считать семью основным получателем услуг•Стимулировать, подде...

Основные дидактические принципы и условия проведения игр-занятий в группе раннего возраста

Ребенок раннего возраста многое приобретает в процессе индивидуального общения с взрослыми и обучения в быту, играх, на прогулке. Но наиболее активной формой обучающего воздействия является специально...

Реализация принципа сознательности в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста посредством физкультурных праздников и досугов

Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно...

Доклад на тему: «Что такое патриотическое воспитание? Принципы педагогической деятельности ДОУ по воспитанию гражданственности»

ЧТО ТАКОЕ патриотическое воспитание?Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность дет...