Основные дидактические принципы и условия проведения игр-занятий в группе раннего возраста
статья (младшая группа) по теме

Ребенок раннего возраста многое приобретает в процессе индивидуального общения с взрослыми и обучения в быту, играх, на прогулке. Но наиболее активной формой обучающего воздействия является специально организованные, дидактически направленные игры-занятия. На них педагог имеет возможность, систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать доступные сведения, формировать умения и важные качества. Организованный характер занятий, определенное время в режиме дня дают педагогу возможность заранее продумать содержание, подбор материала, методические приемы. Наиболее эффективной для детей раннего возраста формой обучения являются дидактические игры, в которых они незаметно для себя усваивают необходимые и доступные по возрасту сведения и умения.

Дидактические игры и игры-занятия дают положительный результат при условии планомерности их проведения. Педагог должен по содержанию соответствующего раздела программы воспитания в ДО, распределять материал по занятиям, соблюдая принцип последовательности от простого к сложному. Лишь при повторности игр-занятий детьми может быть достигнуто усвоение программного материала, а получаемые знания и умения должны быть настолько устойчивы, чтобы они применяли их в самостоятельных играх и успешно справлялись с поставленной задачей. Однако повторение занятий без изменений может привести и к снижению заинтересованности детей, к механическому усвоению программного материала. Поэтому необходимо включать новый материал дополнительно к известному.

Количество игр-занятий зависит от содержания и от того насколько дети усваивают предлагаемый программный материал. Иногда по ходу занятия требуется постепенное усложнение их действий с предметами или речевых реакций, а желаемый результат достигается после второго, а иногда и третьего повторения. В случае если большинство детей не справляются с уже объясненным заданием, необходимо повторно, без изменений, провести игру-занятие. С детьми, которые и после повторений продолжают испытывать затруднения, проводится индивидуальная работа. Это необходимо, чтобы избежать излишних повторений со всеми детьми и предупредить снижение интереса к играм-занятиям.

В раннем возрасте дети еще в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, они не могут заставить себя делать то, что не вызывает интереса, поэтому их успехи на играх-занятиях определяются не только доступностью и занимательностью предлагаемого программного материала, но и эмоциональным отношениям и заинтересованностью к ним.

Если все что показывают детям (цветные и яркие картинки, не сломанные игрушки, яркие и разнообразные предметы) имеет привлекательный вид, они охотно и с удовольствием будут заниматься и играть.

Большое значение имеют также приветливые, веселые интонации в речи педагога. Эмоциональность восприятия у детей усиливается, когда предметы, игрушки показывают детям в действии, в движении (кукла ходит, собачка бегает и лает, из строительного материала строят).

Интерес к игам-занятиям повышается, когда его содержание будет увлекательным и побуждать малыша к поиску способов действий для достижения результата (например, надеть колечки на палочку).

Также можно использовать прием неожиданного появления игрушек привносить всевозможные элементы сюрпризного момента. Но при этом необходимо не забывать за развлекательностью педагогических задач – воспитания элементов самоорганизации и произвольного внимания детей. Забавность и деловой характер общения на игах-занятиях следует сочетать так, чтобы одно помогало другому. Средства и способы необходимо рассматривать как факторы для успешного выполнения дидактических задач, а не как самоцель. Одним из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика проведения игр-занятий с детьми, является применение наглядности в сочетании со словом. Когда воспитатель называет предмет, его качество или действие с ним, ребенок получает не только зрительные впечатления, но улавливает на слух словесные обозначения их.

По мере того как ребенок овладевает речью, он учится выражать словами все более сложные отношения между предметом и действием, качеством и т.д.

К двум годам эта связь укрепляется, усложняется ее форма: ребенок начинает понимать обращенную к нему речь взрослого, его рассказ, не подкрепленные наглядным показом. С детьми старше двух лет можно уже говорить о том, чего они в данный момент не видят, но что им знакомо из недавнего опыта (например: о сломанной игрушке, требующей починке; о листьях, которые гребут и т.д.)

Необходимо соблюдать принцип активности детей на занятиях. Дети раннего возраста осваивают окружающие их предметы и явления действенным путем: видя вещь которая из заинтересовала, стремятся взять ее в руки, пытаются что-то с ней сделать (подвигать, погладить, бросить и т.д..) для них это путь накопления чувственного опыта, путь ознакомления с реальным миром. Педагог использует их познавательную активность в дидактических целях.

Какими же приемами может пользоваться педагог, связывая чувственный опыт ребенка со словом? Во-первых, словесные обращения к детям, например объяснения при рассматривании животных, реальных объектов и их изображений на картинах, в иллюстрациях. Во-вторых, рассказы о них без показа. В-третьих, вопросы и многое другое.

При помощи словесных пояснений педагог уточняет, расширяет те сведения, которые дети получают путем непосредственных наблюдений. Его речь способствует развитию собственной речи детей на подражательной основе.

В процессе общения с детьми педагог пользуется, словом с разными целями. До начала занятия он организует детей для предстоящей деятельности: подзывает их к себе, предлагает спокойно, без шума сесть на стульчики, которые стоят по кругу, и подготовиться к образовательной деятельности. Если словесное обращение повторяется каждый раз, то у детей выработается привычка быстро собираться на занятия и переключаться на другую деятельность, прекращая игры. Можно использовать яркую игрушку, чтобы привлечь малышей к занятию, а также вызвать интерес к нему.

В процессе игры - занятий  педагог пользуется словом, чтобы побудить детей к выполнению различных заданий (принеси кубик, прыгни в обруч, скажи «машина» и т.д.)

Применяя различные средства наглядности, показывая способы действий, которые по ходу занятия дети должны воспроизвести, педагог сопровождает свой показ словами.

Соотношение наглядно-действенных и словесных приемов не может и не должно быть всегда одинаковым, оно определяется тем, какая задача поставлена на том или ином занятии. Необходимо помнить, что с детьми раннего возраста надо говорить короткими фразами, избегая лишних слов, т.к. многословные и длительные объяснения недоступны их пониманию. Важную роль играют четкость, правильность произношения, эмоциональность речи педагога.

Большое значение имеет организация детей на занятиях с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

На коллективных занятиях детей раннего возраста разделяют на подгруппы в соответствии с возрастом, но также необходимо учитывать и индивидуальный уровень развития детей. если в группу поступает новый ребенок то педагог привлекает его к активному участию в играх – занятиях и уделяет ему особое внимание, помогая выполнять задания.

Соблюдая дидактические принципы и внимательно, продуманно организуя детей в образовательной деятельности (по возрасту и по уровню развития), педагог обеспечивает прочное усвоение сведений и умений детьми всей группы. Решающую роль в этом играет тщательная подготовка к играм - занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no3.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Основные дидактические принципы и условия

проведения игр-занятий в группе раннего возраста

Ребенок раннего возраста многое приобретает в процессе индивидуального общения с взрослыми и обучения в быту, играх, на прогулке. Но наиболее активной формой обучающего воздействия является специально организованные, дидактически направленные игры-занятия. На них педагог имеет возможность, систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать доступные сведения, формировать умения и важные качества. Организованный характер занятий, определенное время в режиме дня дают педагогу возможность заранее продумать содержание, подбор материала, методические приемы. Наиболее эффективной для детей раннего возраста формой обучения являются дидактические игры, в которых они незаметно для себя усваивают необходимые и доступные по возрасту сведения и умения.

Дидактические игры и игры-занятия дают положительный результат при условии планомерности их проведения. Педагог должен по содержанию соответствующего раздела программы воспитания в ДО, распределять материал по занятиям, соблюдая принцип последовательности от простого к сложному. Лишь при повторности игр-занятий детьми может быть достигнуто усвоение программного материала, а получаемые знания и умения должны быть настолько устойчивы, чтобы они применяли их в самостоятельных играх и успешно справлялись с поставленной задачей. Однако повторение занятий без изменений может привести и к снижению заинтересованности детей, к механическому усвоению программного материала. Поэтому необходимо включать новый материал дополнительно к известному.

Количество игр-занятий зависит от содержания и от того насколько дети усваивают предлагаемый программный материал. Иногда по ходу занятия требуется постепенное усложнение их действий с предметами или речевых реакций, а желаемый результат достигается после второго, а иногда и третьего повторения. В случае если большинство детей не справляются с уже объясненным заданием, необходимо повторно, без изменений, провести игру-занятие. С детьми, которые и после повторений продолжают испытывать затруднения, проводится индивидуальная работа. Это необходимо, чтобы избежать излишних повторений со всеми детьми и предупредить снижение интереса к играм-занятиям.

В раннем возрасте дети еще в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, они не могут заставить себя делать то, что не вызывает интереса, поэтому их успехи на играх-занятиях определяются не только доступностью и занимательностью предлагаемого программного материала, но и эмоциональным отношениям и заинтересованностью к ним.

Если все что показывают детям (цветные и яркие картинки, не сломанные игрушки, яркие и разнообразные предметы) имеет привлекательный вид, они охотно и с удовольствием будут заниматься и играть.

Большое значение имеют также приветливые, веселые интонации в речи педагога. Эмоциональность восприятия у детей усиливается, когда предметы, игрушки показывают детям в действии, в движении (кукла ходит, собачка бегает и лает, из строительного материала строят).

Интерес к игам-занятиям повышается, когда его содержание будет увлекательным и побуждать малыша к поиску способов действий для достижения результата (например, надеть колечки на палочку).

Также можно использовать прием неожиданного появления игрушек привносить всевозможные элементы сюрпризного момента. Но при этом необходимо не забывать за развлекательностью педагогических задач – воспитания элементов самоорганизации и произвольного внимания детей. Забавность и деловой характер общения на игах-занятиях следует сочетать так, чтобы одно помогало другому. Средства и способы необходимо рассматривать как факторы для успешного выполнения дидактических задач, а не как самоцель. Одним из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика проведения игр-занятий с детьми, является применение наглядности в сочетании со словом. Когда воспитатель называет предмет, его качество или действие с ним, ребенок получает не только зрительные впечатления, но улавливает на слух словесные обозначения их.

По мере того как ребенок овладевает речью, он учится выражать словами все более сложные отношения между предметом и действием, качеством и т.д.

К двум годам эта связь укрепляется, усложняется ее форма: ребенок начинает понимать обращенную к нему речь взрослого, его рассказ, не подкрепленные наглядным показом. С детьми старше двух лет можно уже говорить о том, чего они в данный момент не видят, но что им знакомо из недавнего опыта (например: о сломанной игрушке, требующей починке; о листьях, которые гребут и т.д.)

Необходимо соблюдать принцип активности детей на занятиях. Дети раннего возраста осваивают окружающие их предметы и явления действенным путем: видя вещь которая из заинтересовала, стремятся взять ее в руки, пытаются что-то с ней сделать (подвигать, погладить, бросить и т.д..) для них это путь накопления чувственного опыта, путь ознакомления с реальным миром. Педагог использует их познавательную активность в дидактических целях.

Какими же приемами может пользоваться педагог, связывая чувственный опыт ребенка со словом? Во-первых, словесные обращения к детям, например объяснения при рассматривании животных, реальных объектов и их изображений на картинах, в иллюстрациях. Во-вторых, рассказы о них без показа. В-третьих, вопросы и многое другое.

При помощи словесных пояснений педагог уточняет, расширяет те сведения, которые дети получают путем непосредственных наблюдений. Его речь способствует развитию собственной речи детей на подражательной основе.

В процессе общения с детьми педагог пользуется, словом с разными целями. До начала занятия он организует детей для предстоящей деятельности: подзывает их к себе, предлагает спокойно, без шума сесть на стульчики, которые стоят по кругу, и подготовиться к образовательной деятельности. Если словесное обращение повторяется каждый раз, то у детей выработается привычка быстро собираться на занятия и переключаться на другую деятельность, прекращая игры. Можно использовать яркую игрушку, чтобы привлечь малышей к занятию, а также вызвать интерес к нему.

В процессе игры - занятий  педагог пользуется словом, чтобы побудить детей к выполнению различных заданий (принеси кубик, прыгни в обруч, скажи «машина» и т.д.)

Применяя различные средства наглядности, показывая способы действий, которые по ходу занятия дети должны воспроизвести, педагог сопровождает свой показ словами.

Соотношение наглядно-действенных и словесных приемов не может и не должно быть всегда одинаковым, оно определяется тем, какая задача поставлена на том или ином занятии. Необходимо помнить, что с детьми раннего возраста надо говорить короткими фразами, избегая лишних слов, т.к. многословные и длительные объяснения недоступны их пониманию. Важную роль играют четкость, правильность произношения, эмоциональность речи педагога.

Большое значение имеет организация детей на занятиях с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

На коллективных занятиях детей раннего возраста разделяют на подгруппы в соответствии с возрастом, но также необходимо учитывать и индивидуальный уровень развития детей. если в группу поступает новый ребенок то педагог привлекает его к активному участию в играх – занятиях и уделяет ему особое внимание, помогая выполнять задания.

Соблюдая дидактические принципы и внимательно, продуманно организуя детей в образовательной деятельности (по возрасту и по уровню развития), педагог обеспечивает прочное усвоение сведений и умений детьми всей группы. Решающую роль в этом играет тщательная подготовка к играм – занятиям.