Значение дидактических игр и занятий в группе раннего возраста
элективный курс (младшая группа) на тему

Сотникова Инна Николаевна

Предварительный просмотр:

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии.  В  раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. Этот бурный процесс развития не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Нормальное созревание высшей нервной деятельности — необходимое условие полноценного развития ребенка. Но одних природных задатков для этого недостаточно, нужны дополнительные воздействия со стороны  воспитывающих ребенка людей, для правильного развития ребенка недостаточно лишь нормального строения его организма и присущих человеку биологических задатков, необходимо еще активное воздействие на него окружающих взрослых людей.

   Ценность  раннего обучающего воздействия давно подмечена народом: им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как  «Ладушки, ладушки» , заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им  (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову) . Народ создал чудесные произведения — потешки, прибаутки, с тем чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения  детей в произнесении звуков.

  Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные  игрушки : башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие.  Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение различать форму, величину, цвет предметов, овладевает разнообразными движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку.

 Народная мудрость создала  дидактическую игру , которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

 Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др., а также на прогулках, в играх). Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые  воспитателем дидактически направленные занятия и игры . На них  воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать  восприятие детей , сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Организованный характер  занятий , выделение для них особого времени в режиме дня дают  воспитателю возможность заранее продумать содержание, подбор детских игр, воздействовать на всех  детей . Как выше говорилось, наиболее соответствующей  раннему возрасту формой обучения являются  дидактические игры , когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

 Игровая форма обучения — ведущая на ступени  раннего детства . Но уже в этом  возрастеона не является единственной. На втором, тем более на третьем году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что окружает  его : ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых.  Преднамеренный характер  дидактических игр и занятий выдвигает необходимость определенной программы сведений, нужных детям, а также тех умений и качеств, которые должны быть у них сформированы.

 Дидактические игры и занятия дадут хороший результат лишь в том случае, если  воспитатели ясно представляют , какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности организации этих  занятий на ступени раннего детства .

 Дидактические игры и занятия очень важны для умственного  воспитания маленьких детей . Во время  занятийу ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию — необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время  занятий , тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.  Вызывая подражание своим действиям и словам,  воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их  предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Таким образом, роль  дидактических игр и занятий в умственном воспитании детей несомненна .

 Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в нравственном воспитании детей . У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми  деятельности : вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т. д. Здесь зарождаются первый интерес к действиям другого ребенка и радость общих переживаний.

 Во время  занятий постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У  детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему.

  Очень важно помнить, что  занятия должны создавать у детей хорошее настроение , вызывать  радость : ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития  детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия II группе раннего возраста во по познавательному развитию "Маша и Медведь в гостях у малышей" с применением дидактической игры.

Занятие по познавательному развитию "Маша и Медведь в гостях у малышей" в группе раннеговозраста направлено на формирование познавательных действий.  Все задачи реализуются через игровые ситуации...

Основные дидактические принципы и условия проведения игр-занятий в группе раннего возраста

Ребенок раннего возраста многое приобретает в процессе индивидуального общения с взрослыми и обучения в быту, играх, на прогулке. Но наиболее активной формой обучающего воздействия является специально...

Конспект игры занятия с дидактическим материалом с детьми второй группы раннего возраста (2 год жизни) «Игра с цветными шариками» (красными)

Цель: создание условий для формирования представлений обосновных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете....

Значение дидактической игры в развитии речи детей раннего возраста

Ранний возраст - совершенно особый период - период созревания всех органов и систем ребенка. Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей раннего возр...

Значение дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста

laquo;Игра — это огромное светлое пятно, через котороев духовный мир ребенка вливается живительныйпоток представлений и понятий об окружающеммире. Игра — это искра, зажигающая огонёкпытли...