Проект "Знакомимся с городами России"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Исрафилова  Регина   Исрафиловна

Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с городом в разных аспектах: Калуга историческая, Калуга современная, Калуга космическая, Калуга промысловая. Работа над проектом предполагает прослеживать связь времен, используя мультимедийную установку и просмотр слайдов. В процессе интегрированных занятий, которые включают в себя познавательную, продуктивную, игровую деятельность, решаются обучающие, воспитательные и развивающие задачи. Опросив детей по данной теме, я пришла к выводу, что моя задача как педагога, заключается во всестороннем освещении истории калужского края, в изучении с детьми промыслов этого города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_znakomimsya_s_gorodami_rossii.docx515.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Проект

       «Знакомимся с городами России. Калуга».

                     Подготовительная группа.

  1. Тема проекта: «Знакомимся с городами России».
  2. Воспитатель: Абдулазизова Регина Исрафиловна.
  3. Тип проекта: творческо-познавательный.
  4. Сроки проекта: краткосрочный (январь 2017г.)
  5. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
  6. Цель проекта: расширить представления детей старшего дошкольного возраста о городах России, в частности, о г.Калуге; его достопримечательностях, улицах, знаменитых жителях. Воспитание гражданина, любящего и знающего свою Родину.
  7. Задачи проекта: познакомить детей с городом Калугой, его достопримечательностями; формировать представление о том, что Калуга – Родина космонавтики; дать представление о Калуге современной, об архитектуре края; познакомить детей с промыслом – изготовлением калужского теста; познакомить детей с калужским промыслом – Хлудневская игрушка; развивать эстетическое восприятие; воспитывать чувство уважения к культуре русского народа, бережное отношение к калужской истории и культурному наследству.
  8. Актуальность темы «Знакомимся с городами России».

Почему я выбрала эту тему? Краеведение является одной из форм активности, действенного познания своего края, его истории, культуры, способствует воспитанию патриотизма, формированию гражданских качеств личности, имеет эстетическое значение, воспитывая чувство красоты через искусство слова.

Многие впечатления, не осознанные глубоко ребенком, но пропущенные через детское сердце, играют огромную роль в становлении личности патриота. Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Поэтому очень важно сохранить свою духовность, помочь детям выбрать нужные ориентиры, научить их любить не придуманную Родину, а такую, как она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия.

  1. Практическая значимость проекта.

Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с городом в разных аспектах: Калуга историческая, Калуга современная, Калуга космическая, Калуга промысловая. Работа над проектом предполагает прослеживать связь времен, используя мультимедийную установку и просмотр слайдов. В процессе интегрированных занятий, которые включают в себя познавательную, продуктивную, игровую деятельность, решаются обучающие, воспитательные и развивающие задачи. Опросив детей по данной теме, я пришла к выводу, что моя задача как педагога, заключается во всестороннем освещении истории калужского края, в изучении с детьми промыслов этого города.

  1.  Формы работы с детьми:

1.        Непосредственно – образовательная деятельность: «Знакомство с Калугой», «Калуга космическая», «Путешествие к Хлудневским мастерам», «Калужское тесто».

2.        Творческие рассказы: «Знаменитые люди Калуги», «Памятные места Калуги».

3.        Заучивание стихотворений о Калуге. Чтение произведений калужских авторов.

4.        Рисование: «Ока – судоходная река», «Калуга космическая», «Космические спутники Земли».

5.        Дидактические игры: «Найди флаг Калуги», «История калужского герба»,  разрезные картинки «Собери достопримечательность».

6.        Подвижные, речевые игры Калуги.

C:\Users\777\Desktop\моя калуга\фото к проекту\DSC01514.JPGC:\Users\777\Desktop\моя калуга\фото к проекту\IMG_20170123_080156.jpg

C:\Users\777\Desktop\моя калуга\фото к проекту\IMG_20170125_134715.jpgC:\Users\777\Desktop\моя калуга\фото к проекту\IMG_20170127_073153.jpg

        Конспект занятия по ФЦКМ

        «Знакомство с Калугой».

Цель занятия: познакомить детей с городами России, в частности, с Калугой; ее местоположение на карте, с гербом Калуги; с достопримечательностями города; знакомство со знаменитыми жителями Калуги; развивать познавательный интерес, любознательность у детей старшего возраста.

Ход занятия: Дети стоят около воспитателя.

-Ребята, в каком городе мы с вами живем? ( в Химках).

-Как называется наша страна? (Россия).

-Какие города России вы знаете? (Дети перечисляют)

А я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие по просторам нашей бескрайней Родины, в город Калугу. Где же находится этот город? Давайте посмотрим на карте.

Дети подходят к карте, показывают сначала Россию, потом воспитатель говорит о наличии областей (Московская область, Рязанская, Тульская, Орловская и т.д.). Воспитатель показывает Калужскую область и  главный город этой области – Калугу).

-Занимайте места в вагонах, наш поезд отправляется.

Дети строятся друг за другом.

Стихотворение: (Читает воспитатель) 
Раз, два, три, поспеши.
Место ты своё займи.
Не зевай, не скучай.
Лучше всё запоминай.
Мы в поезде сейчас
По России едем.
Что увидим - всем расскажем,
Как   домой приедем.      
(Звучит музыка, далее дети садятся на места).

-Давайте познакомимся с этим удивительным городом –Калугой.

                                  Фото «Старая Калуга».

Когда-то давным-давно Калуга была вот такой: с маленькими одно и двухэтажными деревянными домами, с повозками лошадей. На улицах стояли старинные фонари. Город старинный, основан в 1371году. Совсем скоро городу исполнится 650 лет. Сейчас это большой современный город.

                        Фото «Герб Калуги».

У города имеется свой герб. На голубом фоне изображены волны (это означает, что в Калуге протекает большая, широкая река – Ока); над волнами –императорская, царская корона (символ власти, мужества, стремления к победе). Внизу расположена красная лента с девизом «Колыбель космонавтики» и с изображением первого искусственного спутника Земли. Многое в городе связано с историей космоса и с именем великого ученого К.Э.Циолковского.

                    Фото «Ока и мосты Калуги».

В городе протекает  широкая река – Ока. На вьезде в город расположен современный мост большой протяженности. Это мост автомобильный (показ). Но есть в городе и пешеходные мосты (показ). Для кого они? (для пешеходов). Мост называется каменный, он необычный, с 15-тью каменными арками.

Фото «Памятник, посвященный истории космоса на вьезде в город»

Как только мы пересечем автомобильный мост, на вьезде в город, мы увидим памятник, посвященный истории космоса. Жители называют его ласково «шарик». Впереди барельеф, на котором изображен великий ученый, который сделал много для развития космонавтики –К.Э.Циолковский. За ним –высокая стелла с изображением первого космонавта –Ю.А.Гагарина, которая символизирует первый полет человека в космос. А внизу – спускаемый космический аппарат, в котором приземлился на землю Гагарин.

         Далее подвижная игра «Ты катись, катись , клубочек…»

Дети встают в круг, передают друг другу клубочек со словами: «Ты катись, катись, клубочек, быстро-быстро по рукам; у кого сейчас клубочек – тот сейчас ответит нам» (как называют жителей Химок; жителей Калуги; жителей Москвы; жителей Тулы и т.д.)

Фото «Памятник Циолковскому», «Памятник Циолковскому и Королеву», «Памятник Гагарину».

Памятник Циолковскому –великий ученый изображен как обычный человек, который стоит на улице и мечтательно смотрит на небо, на звезды. Рядом велосипед. Циолковский часто передвигался на этом виде транспорта. На самом деле, это самый известный житель Калуги. Жил он почти 100 лет назад и был сначала простым учителем. Он любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. И вот однажды он захотел соорудить такой летательный аппарат, на котором можно было бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих книгах.

Памятник Циолковскому и Королеву -спустя много лет после опытов Циолковского русские ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева изготовили первый космический спутник. Королев приезжал в Калугу, Циолковский принял его , и они долго разговаривали. Он рассказывал ему о своих планах в освоении космоса. Памятник стоит на пересечении улиц Циолковского и Королева.

Показ фото первого искусственного спутника Земли и современной орбитальной станции.

Памятник Гагарину – первый космонавт не жил в Калуге, но приезжал туда несколько раз. После своего полета Гагарин приехал в Калугу, там решено было открыть музей истории космонавтики. Гагарин заложил первый камень под строительство музея и под него бросил монетку на счастье. Теперь перед музеем стоит памятник Гагарину. Он изображен с распростертыми руками и смотрит в небо. Гагарин изображен не в скафандре, как мы привыкли, а простым человеком.

Показ фото «Памятник ветерану» и «Памятник театральному зрителю».

Есть в Калуге и необычные памятники. Например, памятник ветерану. Это тоже житель Калуги, который воевал в годы ВОВ. Был танкистом, имел много орденов и медалей. И калужане установили в честь него памятник. Он просто сидит на скамейке, опираясь на палочку. Около ног его верная собака. В День Победы, 9 Мая, в руках ветерана всегда появляются цветы.

Памятник Театральному зрителю ус тановлен около Большого Драматического Театра (показ).Около ступеней театра девушка, которая пришла в театр, в руках у нее театральный билет.

Мы познакомились с основными достопримечательностями Калуги.

Далее проводится подвижная игра «Отгадай загадку». В разных уголках групповой комнаты развешены фотографии «Аптека», «Вокзал», «Магазин» и т.д. Воспитатель загадывает загадку , например, про вокзал. Все дети должны подбежать к фотографии, изображающей вокзал и т.д.

В этот дом идут с утра

Дети нашего двора.

Он уютный и большой,

Он всем детям, как родной.

Там они гуляют, спят,

На занятиях сидят,

Сказки слушают, танцуют,

Учатся считать, рисуют. (детский сад)

-Можно здесь купить таблетки

И микстуру заказать.

Витамины выбрать можно,

По рецепту мази взять. (аптека)

-Здесь покупают и продают,

Здесь на прилавках всё люди найдут.

Могут продукты любые купить

И для детишек конфет не забыть.

Могут одежду себе присмотреть,

Обувь, посуду и ткань приглядеть. (магазин)

-Соревнования здесь проходят,

В футбол играют и хоккей,

Здесь занимаются спортсмены,

И ты спеши сюда скорей. (стадион)

-Электрички, поезда

Прибывают все сюда,

Здесь билеты продают,

Провожают тут и ждут (вокзал)

В этом доме нет дошкольников,

Но зато в нём много школьников (школа).    Дети садятся.

Оказывается, в Калуге, как и в любом другом городе, есть школы, аптеки, детские сады и магазины.

-Ой! Посмотрите, в Калуге начала портиться погода, пошел дождь, поднялся сильный ветер, и наши фотографии с достопримечательностями упали и все перемешались (воспитатель переворачивает фотографии обратной стороной). Давайте восстановим порядок.

Дети выходят по очереди, переворачивают любую фотографию и рассказывают, что на ней изображено.

-Молодцы! Вы очень много запомнили. Но нам пора возвращаться домой.

«Раз, два, три, повернись – в родных Химках очутись!».

          Конспект интегрированного занятия

                    «Ока – судоходная река».

Цель занятия: расширять представления детей о г.Калуге и реке Оке ( о водном транспорте и рыбах, живущих в ней); воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине; закреплять основные навыки рисования при изображении водного транспорта.

Ход занятия:

Мы с вами уже побывали в городе, который находится на берегу Оки. Как он называется? (Калуга).

Сегодня мы отправимся на берег Оки и посмотрим, что же там интересного?

                                          Показ фото «Река Ока».

-Это большая и очень глубокая река. По ней плывут лодки, пароходы, груженные баржи. Зимой Ока замерзает. Но как только пригреет весеннее солнце, она снова становится судоходной. Река Ока впадает в другую большую русскую реку – Волгу. На берегу реки Оки стоит главный город Калужской области – Калуга.

-Как вы думаете, есть ли рыба в Оке? Да, в реке Оке  водится много разной речной рыбы: щука, лещ, плотва, судак, сом, ёрш, стерлядь.

Далее показать детям фотографии катеров, прогулочных кораблей, барж, идущих по Оке.

Показ фото рыб, живущих в Оке.

-Жители Калуги очень любят свою реку, заботятся о ней, стараются, чтобы она оставалась чистой.

Поэты даже слагают стихи о природе и Оке.

1.-«Над рекой Окой

В небе облака

Голубой покой

Льётся свысока.

Над рекой Окой

Рощи и луга,

Хорошо с тобой,

Милая река».

2.«Сквозь толщу льда тепло проходит.

С полей, лесов вода подходит

И поднимает лёд,- вот – вот

Начнется вешний ледоход.

 

Эх, уловить бы тот момент,

Когда воздвигнув монумент,

Ока из плена вновь прорвётся

И с шумом дальше понесётся.

 

И, унося осколки льда,

Под небом побежит вода».

Воспитатель:

-Сейчас мы с вами представим, что наступила весна и Ока растаяла. Поплыли по Оке корабли. Давайте пустим наши корабли по реке, но сначала поиграем с пальчиками.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику:

«Водный транспорт-

Все плоты, катера, и корабли,

Яхты, лодки - по волнам

Груз легко доставят вам».

Воспитатель

-Берите кисточки, « пускайте корабли в Оку».

Далее дети рисуют р.Оку и катера, корабли, баржи, плывущие по ней.

          Конспект занятия по аппликации

                      «Освоение космоса»

Цель занятия: закрепить знания детей о г. Калуге,  как «колыбели космонавтики» (расширить знания детей о космическом пространстве, о великом ученом К.Э.Циолковском, познакомить с историей возникновения космического корабля); развивать память, внимание, логическое и образное мышление; закреплять навыки и приемы аппликации.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, каждый год 12 апреля в стране отмечают  день космонавтики.
Воспитатель:  а кто из вас знает, кто такие космонавты?

Дети: космонавты – это люди, которые летают в космос на космических кораблях.

Воспитатель: правильно, 12 апреля 1961 года наш космонавт совершил первый в мире космический полёт.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, как звали этого космонавта?

Дети: да. Ю.А. Гагарин.

Воспитатель: всё верно, молодцы! Когда Ю. Гагарин полетел в космос, вся страна следила за его полётом, все люди сначала очень волновались, а затем радовались, когда он успешно приземлился, облетев вокруг Земли на космическом корабле «Восток». Они выходили на улицы городов и устраивали праздник. Мы все гордимся, что именно российский гражданин первым в мире отправился в космос.


Воспитатель: правильно, а вы знаете, когда впервые был изобретён космический корабль?

Дети: нет.

Воспитатель: а вам интересно узнать? 
Дети: да.

Воспитатель: очень давно, почти 100 лет назад, в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский (показ портрета). Он любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. И вот однажды он захотел соорудить такой летательный аппарат, на котором можно было бы долететь до какой-нибудь планеты.

  Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих книгах.

Спустя много лет после опытов Циолковского русские ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева изготовили первый космический спутник. Они установили на нем приборы и запустили в космическое пространство.

Позже ученые решили повторить полет, но уже с животными на борту – это были собаки – Белка и Стрелка. Они благополучно вернулись на землю. И потом ученые решили осуществить свою мечту – послать в космос человека. 12 апреля 1961 года эта мечта сбылась.

Показ фото, как выглядел первый искусственный спутник Земли.

Воспитатель предлагает детям сделать аппликацию «Первый искусственный спутник Земли».

-Что же мы изобразим на нашей картине? Чтобы понять, отгадайте космические загадки:

Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.        ( космонавт)

Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится.    ( луноход)

Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не съели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.       ( луна, месяц)

По тёмному небу рассыпан горошек 
Цветной карамели из сахарной крошки, 
И только тогда, когда утро настанет, 
Вся карамель та внезапно растает.         ( звёзды)

Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?                     (Большая Медведица или Малая Медведица).

Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит.         ( солнце)

Воспитатель: молодцы, все загадки отгадали и можем приступить к работе. На нашей картине будут изображены Земля, Солнце, первый искусственный спутник и звезды.

                               Далее дети делают аппликацию.

       Конспект занятия по ФЦКМ «Калуга космическая».

Цель занятия: закрепить знания детей о г.Калуге, как «колыбели космонавтики», о великом ученом К.Э.Циолковском; закрепить представления детей о космическом пространстве, о планетах Солнечной системы; познакомить с историей возникновения космического корабля. Развивать память, творческое воображение, находчивость.

  • Ход занятия:

-Спросить у детей, что они запомнили о Калуге, как о космическом городе и о великом ученом К.Э.Циолковском. (Дети рассказывают).

Ну а у нас с вами есть свой волшебный космический корабль.

(На ковре стоят полукругом стульчики.)

Я вам предлагаю занять всем свои места на нашем корабле.

Физминутка.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку, 
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
И к ракете мы пришли
Раз, два, три!

По ходу выполнения физминутки дети проходят на ковёр к «космическому кораблю».

И так все сели, приготовились, начинаем запуск.

Все вместе: пять, четыре, три, два, один, пуск!

Воспитатель: ребята мы с вами летим в космосе, посмотрите в иллюминатор, как выглядит наша планета Земля? 
Дети; она имеет форму шара, окрашенного в голубой и зеленый цвет: голубой - это моря, реки, океаны; а зеленый - это суша (материки).

Воспитатель: дети, а что ещё мы видим в космосе?

Дети: солнце (показ фото).

Воспитатель: правильно, в космосе есть солнце – это огромный шар из раскалённых газов, вокруг него вращаются все планеты. Само солнце и всё, что обращается вокруг него, называют – солнечная система. Солнце притягивает всё к себе в радиусе до 6000 млн. км. с помощью силы тяжести (гравитации). Гравитация удерживает планеты на около солнечных орбитах, и каждая планета движется строго по своей орбите. Дети, а вы знаете, сколько всего планет в нашей солнечной системе?

Дети: да.

Воспитатель: перечислите их (показ  в книге «Космос»)

Дети: самая близко расположенная к солнцу планета – Меркурий, затем – Венера, на третьем месте от солнца находится наша планета Земля, затем – Марс, потом – Юпитер, следующая планета – Сатурн, потом – Уран, Нептун и самая дальняя от солнца планета – Плутон.

Воспитатель: дети, на каких планетах существует жизнь?

Дети: только на нашей планете Земля благоприятные условия для жизни человека и только здесь существует жизнь.

Воспитатель: молодцы, вы совершенно правы. И так, первая остановка в нашем космическом путешествие на планете - Меркурий. Воспитатель достаёт конверт с письмом. Дети, посмотрите, я нашла письмо, которое нам оставили инопланетяне.

«Дорогие дети, если вы хотите продолжить своё путешествие по космосу вам нужно выполнить наше задание».

Игра «Третий лишний».

1. Марс, Юпитер, космонавт.

2. Космический корабль, космонавт, солнце.

3. Уран, Нептун, солнце.

4. Ракета, спутник, мотоцикл.

5. Солнце, звёзды, Африка.

6. Луноход, космическая станция, лодка.

7. Комета, метеорит, глобус.

Воспитатель: мы справились с этим заданием и отправляемся дальше.

Следующую остановку мы с вами делаем на планете – Венера. И так выходим из нашего корабля.

Физминутка.

На луне жил звездочёт —                      («Смотрят» в телескоп)

Он планетам вёл учёт:                           (Показывать в небо рукой)

Меркурий — раз,                                   (Описать круг руками)

Венера-два-с,                                        (Хлопок)

Три — земля, четыре — Марс,               (Присесть)

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,          (Наклон вправо-влево)

Семь — Уран, восемь — Нептун,            (Наклон вперёд, прогнуться назад)

Девять — дальше всех — Плутон,         (Прыжок)

Кто не видит — выйди вон!                     (Развести руки в стороны)

Ну что, готовы к полёту?

Дети: да.

Воспитатель: тогда летим с вами на следующую планету – Марс. А вот и она и здесь нам с вами инопланетяне тоже оставили письмо с заданием.

«Ребята помогите нам отгадать загадки».

            Цепочка загадок о космосе для детей.

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …

Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …

-Молодцы! Сегодня мы путешествовали на необычном, придуманном космическом корабле, а ученые давно уже изобрели и придумали современные орбитальные станции.

Я предлагаю вам нарисовать такую космическую станцию.

Далее дети рисуют.

Итог:-Что вам больше всего запомнилось и понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности на тему: "Путешествие по городам России"

Автор предлагает вниманию педагогов дошкольного образования методическую разработку, которая обобщает и конкретизирует представление детей о родной стране и городах России. В процессе интегрированной ...

Москва и Санкт-Петербург главные города России

Конспек фронтального занятия в подготовительной группе...

Путешествие по городам России

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие по городам России" для детей старшего дошкольного возраста. Знакомит детей с многообразием городов России, воспитывает патриотические ч...

НОД в подготовительной группе "Знакомство С городами России

НОД в подготовительной группе "Знакомство С городами России...

Презентация по теме:города России "Мой город Курган"

В презентации отражены интересные и памятные объекты города....

«Неделя добрых дел», проведённая в средней группе МБДОУ детского сада № 62 в рамках реализации плана мероприятий муниципального этапа конкурса городов России «Семья и город – растем вместе»

laquo;Неделя добрых дел»,проведённая в средней группе МБДОУ детского сада № 62 в рамках реализации плана мероприятий муниципального этапа  конкурса  городов России «Семья ...

Творческий детско-родительский проект информационно-исследовательский проект города России «ГОРОД-ТУЛА!»

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение. Чувство патриотизма многогранно по содержанию &nda...