Играем в шахматы
консультация

Хайдарова Гульнара Фаритовна

Роль шахмат в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.Формирование логического мышления посредством игр в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iraem_v_shahmaty.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Играем в шахматы.

Шахматная игра дарит ребенку - дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, целеустремленность, умение рассчитывать время, дисциплинированность, объективность, усидчивость и т.д.

В детских садах уже накоплен определенный опыт обучения дошкольников игре в шахматы.  Ребята довольно легко и быстро овладевают секретами этой увлекательной игры. Экспериментальные исследования ученых совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять важное место в педагогическом процессе детского сада,  ибо учит дошкольников логически мыслить, запоминать, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность и т. п.

С чего следует начинать обучение дошкольников в шахматной игре в детском саду?  Интерес к игре в шахматы у одних ребят проявляется самостоятельно, под влиянием родных и близких, товарищей, телевизионных передач, у других его можно вызвать постепенно, сформировать, как бы незаметно.

Предварительно воспитателю полезно узнать у детей, кто уже умеет играть в шахматы, а также выяснить, у кого дома имеется эта игра.

В домашних условиях найти время на изучение игры значительно проще, чем в детском саду, где режим дня очень плотный.  Но сама атмосфера детского коллектива благоприятствует выполнению задача воспитателя. Поэтому педагоги старших и особенно подготовительных к школе групп могут без особого ущерба для других занятий запланировать знакомство с шахматной игрой, как с разновидностью настольно - печатных игр в вечерней отрезок времени по 25-30 минут.

Для обучения игре в детском саду понадобится по одному комплекту шахмат на двух детей. Если шахматных комплекта в нужном количестве нет, занятия не стоит отменять. Можно играть с группой, имея в наличии лишь одну шахматную доску с комплектом фигур. При всех минусах этой вынужденной, временной системы обучения здесь есть и свои преимущества: воспитатель без труда видят ошибки каждого ребенка, дети же,  сделав ход, могут, по возможности, его сразу объяснить. Педагог может отменять плохой, просит отыскать лучший с посильными доказательствами.

Во время обучения не следует увлекаться частым проведением турнира, что может отрицательно сказаться на еще неокрепшей психике ребенка.

Методы и приемы постоянно варьируются, но основным остается - игра! На первых порах не рекомендуется предлагать детям играть сразу всеми фигурами. Соблюдая это условие, педагог постепенно приучает ребят видеть всю доску, а также отдельное шахматное поле( клеточку, квадрат); равномерно распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и разученных фигур увеличивается до полного комплекта и только тогда можно приступать к игре  вначале пешками, а затем пешками и фигурами. Важно, чтобы дети твердо и основательно усвоили согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры с другой, научились элементарному взаимодействию всех шахматных персонажей. Нужно учить ребят запоминать различные простейшие способы постановки мата ("детский мат"), всевозможные элементарные шахматные ловушки и комбинации (" мат Легаля" и " мельница" и др.),  а затем переходить к решению одноходовых и двухходовых  задач и этюдов, подготовить их к участию костюмированном "Шахматном карнавале", научить пользоваться кратким шахматным словарем.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень и быстроту усвоения шахматного материала на разных этапах обучения, нужно постоянно менять методику.

В начале обучения преобладающим способом сообщения новых знания будет чтение сказок, рассказов, рассматривание рисунков, объяснение педагогом диаграмм с обязательным показом на демонстрационной доске( на гигантских шахматах или обычной доске 40 Х 40 см.).

Объяснения должны быть доступными, лаконичными. Но все же некоторые дети могут не понять того или иного материала. Такие ребята, как правило, утрачивают интерес к игре, начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, становятся рассеянными, мешают заниматься другим. В этом случае повторное объяснение( если ошибка не типична для всех детей) вовсе не обязательно. Просто кого - то можно пересадить, чтобы он поиграл с другим товарищем. Иногда рекомендуется дать задание хорошо играющему ребенку,  чтобы он в свободное время позанимался с товарищем. Часто такие подопечные быстро догоняют по классу игры своих "юных тренеров", а бывает, что и начинают их обыгрывать.

По мере того как дети овладевают азами шахматной науки, им представляется возможность сражаться на 64 - клеточной доске почаще. Педагог, наблюдая за ходом игры и контролируя действия играющих, сосредотачивает внимание лишь на характерных ошибках, показывая их всем детям на демонстрационной доске.

Оказывать помощь в игре  детям следует тактично, не назойливо. Нельзя хвалить одних и в тоже время ругать других за временные неудачи. Важно в процессе обучения игре воспитывать привычку преодоления трудностей, строя занятия по дидактическим принципам:  от простого к сложному, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному, внося в занятия элементы занимательности, новизны.

Перед игрой необходимо провести беседу об общих правилах поведения во время шахматных поединков:

- В шахматы надо играть не торопясь, тихо, чтобы можно было придумать самый хороший сильный ход. Нельзя спорить друг с другом, громко разговаривать, так как этим вы мешаете другим.

Все дети изначально талантливы. Но, знакомя их с элементарными правилами игры, следует помочь усвоить ребенку, что шахматы — дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы — это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.

Основная задача педагога: познакомить дошкольников со своеобразным миром шахмат, привить им любовь к древней и мудрой игре. Выполняя роль гида, проводника для ребенка по Стране Шахматных Чудес, педагог, естественно, будет что - то дополнять по ходу чтения, изменять, варьировать задания, упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "

Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...

Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]   ОглавлениеПояснительная записка..........

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...