Статья "Роль дидактической игры в развитии памяти у дошкольнииков"
статья

Андрусенко. Н. Ю

Роль дидактической игры в развитии памяти у дошкольников

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [1].

Память является важнейшей познавательной функцией. Приобретение человеком знаний и умений основано на его способностях к запоминанию и сохранению в памяти образов, мыслей, пережитых чувств, движений и их систем.

Актуальность статьи представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей. Именно в дошкольном возрасте происходит активное развитие всех видов памяти ребёнка и задача взрослых – грамотно помочь этому развитию.

Проблема развития памяти актуальна для детей дошкольного возраста. Практический интерес к данной проблеме определяется потребностью развития памяти ребенка. У ребенка дошкольного возраста еще не полностью сформировалась память, ее типы и особенности.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития познавательных процессов у детей в силу повышения требований к качеству получения знаний. Исследование данной проблемы важно как для педагогов школ, так и для дошкольных образовательных учреждений. Построение новых стратегий развития личности ребенка предполагает тщательное изучение закономерностей всех психологических процессов, включая память, на раннем этапе развития ребенка.

Память в дошкольном возрасте, по представлению В. С. Мухиной [5], носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было направлено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно [4].

Продуктивность запоминания у детей в игре намного выше, чем вне игры. Однако, у самых маленьких, трехлетних детей и в игре продуктивность запоминания сравнительно низкая. Первые специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы что-то сознательно запомнить или припомнить, отчетливо выделяются в деятельности ребенка 5-6 лет, причем чаще всего используется простое повторение. К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале [6].

Из всего сказанного выше не следует делать вывод, что данный процесс у детей дошкольного возраста можно пускать на самотёк. Психологи и педагоги практики отмечают, что даже без специальной коррекционной работы над развитием памяти у детей со слабой механической памятью при нормальном интеллектуальном развитии и высокой познавательной активностью уровень развития опосредованной памяти оказывается намного выше, чем у таких же детей с нормально развитой механической памятью[3]. Значит можно предположить, что ребёнок с хорошей мотивацией к познанию, который не может усвоить информацию с помощью механической памяти, самостоятельно ищет способы опосредованного запоминания, тогда как другие дети многое запоминают с её помощью, и у них нет необходимости искать другие пути запоминания. Кроме того, изменились школьные программы. Они стали развивающими и уже с первого класса для усвоения учебного материала ребёнку необходимо владеть способами запоминания.

При опосредованном запоминании от ребёнка, требуется умение специализировать материал. Как показал опыт, дети самостоятельно не прибегают к логической обработке материала в целях запоминания: они в большинстве случаев не сопоставляют картинки друг с другом, не производят обобщения, не осуществляют группировки материала, а ограничиваются простыми мнемическими приемами [2].

Чтобы ребенок осваивал успешно учебную деятельность, был подготовлен к школе, у него должны быть хорошо развиты познавательные процессы, в том числе все виды памяти.

Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности. Обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра способствует формированию усидчивости, серьезного настроя, использование мыслительного процесса.

Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задания детям предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, учатся культуре общения руг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений [4].

Задача дидактической игры не только закрепление имеющихся у детей знаний, но и приобретение новых. В дидактической игре ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет предметы по разным признакам, запоминает их.

Познавательный элемент в дидактических играх сочетается с занимательностью, что помогает ребенку без больших усилий запомнить материал, который необходимо усвоить в игре. У детей развиваются внимание, память, мышление, сообразительность, смекалка.

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

И если составить и внедрить комплекс дидактических игр, направленный на развитие памяти у детей дошкольного возраста, то это позволит значительно его улучшить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дидактической игры в развитии памяти у дошкольников

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [1].

Память является важнейшей познавательной функцией. Приобретение человеком знаний и умений основано на его способностях к запоминанию и сохранению в памяти образов, мыслей, пережитых чувств, движений и их систем.

Актуальность статьи представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей. Именно в дошкольном возрасте происходит активное развитие всех видов памяти ребёнка и задача взрослых – грамотно помочь этому развитию.

Проблема развития памяти актуальна для детей дошкольного возраста. Практический интерес к данной проблеме определяется потребностью развития памяти ребенка. У ребенка дошкольного возраста еще не полностью сформировалась память, ее типы и особенности.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития познавательных процессов у детей в силу повышения требований к качеству получения знаний. Исследование данной проблемы важно как для педагогов школ, так и для дошкольных образовательных учреждений. Построение новых стратегий развития личности ребенка предполагает тщательное изучение закономерностей всех психологических процессов, включая память, на раннем этапе развития ребенка.

Память в дошкольном возрасте, по представлению В. С. Мухиной [5], носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было направлено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно [4].

Продуктивность запоминания у детей в игре намного выше, чем вне игры. Однако, у самых маленьких, трехлетних детей и в игре продуктивность запоминания сравнительно низкая. Первые специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы что-то сознательно запомнить или припомнить, отчетливо выделяются в деятельности ребенка 5-6 лет, причем чаще всего используется простое повторение. К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале [6].

Из всего сказанного выше не следует делать вывод, что данный процесс у детей дошкольного возраста можно пускать на самотёк. Психологи и педагоги практики отмечают, что даже без специальной коррекционной работы над развитием памяти у детей со слабой механической памятью при нормальном интеллектуальном развитии и высокой познавательной активностью уровень развития опосредованной памяти оказывается намного выше, чем у таких же детей с нормально развитой механической памятью[3]. Значит можно предположить, что ребёнок с хорошей мотивацией к познанию, который не может усвоить информацию с помощью механической памяти, самостоятельно ищет способы опосредованного запоминания, тогда как другие дети многое запоминают с её помощью, и у них нет необходимости искать другие пути запоминания. Кроме того, изменились школьные программы. Они стали развивающими и уже с первого класса для усвоения учебного материала ребёнку необходимо владеть способами запоминания.

При опосредованном запоминании от ребёнка, требуется умение специализировать материал. Как показал опыт, дети самостоятельно не прибегают к логической обработке материала в целях запоминания: они в большинстве случаев не сопоставляют картинки друг с другом, не производят обобщения, не осуществляют группировки материала, а ограничиваются простыми мнемическими приемами [2].

Чтобы ребенок осваивал успешно учебную деятельность, был подготовлен к школе, у него должны быть хорошо развиты познавательные процессы, в том числе все виды памяти.

Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности. Обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра способствует формированию усидчивости, серьезного настроя, использование мыслительного процесса.

Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задания детям предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, учатся культуре общения руг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений [4].

Задача дидактической игры не только закрепление имеющихся у детей знаний, но и приобретение новых. В дидактической игре ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет предметы по разным признакам, запоминает их.

Познавательный элемент в дидактических играх сочетается с занимательностью, что помогает ребенку без больших усилий запомнить материал, который необходимо усвоить в игре. У детей развиваются внимание, память, мышление, сообразительность, смекалка.

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

И если составить и внедрить комплекс дидактических игр, направленный на развитие памяти у детей дошкольного возраста, то это позволит значительно его улучшить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие памяти

игры: создай образ, кому что нужно для работы....

Памятка для родителей "Дидактические игры на развитие памяти"

Память играет важную роль в нашей жизни. Мы живем в такое время, когда все больше и больше дел перепоручается компьютерам, в нашем распоряжении есть самые современные информационные технологии - от ка...

Дидактические игры по развитию памяти для детей средней группы

Небольшая картотека игр по развитию памяти...

Дидактические игры на развитие памяти

Дидактические игры на развитие памяти...

Дидактические игры для развития памяти

Развитие произвольной зрительной памяти...

Статья "Роль дидактической игры в развитии памяти у дошкольников"

Роль дидактической игры в развитии памяти...